2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА НА ПУТЯХ ЕГО (29−32)

Эти главы о том, как Бог, верный Своему обетованию, обильно благословлял Иакова. Но и о том, как одновременно Он был по отношению к патриарху суровым Воспитателем.

а. Встреча с Рахилью; Лаван обманывает Иакова (29:1−30)

Быт 29:1−6. Структурой своей и содержанием повествование свидетельствует о значимости того, что пережил Иаков в Вефиле. Он бежал из дома, чтобы спастись от Исава, но вот мы видим резкую смену «декораций», обусловленную «сменой целей»: теперь Иаков движим желанием найти себе невесту — в свете обетования, полученного им в Вефиле: ведь «семя» его должно «взойти» за пределами земли. После Вефиля Иаков изменится духовно: благородство превозможет в нем эгоизм.

Примечательно, что встреча Иакова с Рахилью весьма напоминает встречу его отца и Ревекки (глава 24). Лаван, брат Ревекки, конечно же, не мог забыть, как Бог привел к нему в дом Елиезера. Но тут, в отличие от главы 24, Божие водительство не подчеркивается, а лишь подразумевается. Вот человек, которому было поразительное видение. Теперь он знает о Божием намерении благословить его и направлять. И встал Иаков (поклонившись Богу в Вефиле) и пошел в землю сынов востока.

И увидел (тут и далее в тоне повествования звучит как бы нота неожиданности, внезапности) на поле колодезь, и стада мелкого скота. Но, конечно же, не случайно оказался Иаков близ Харрана, где жил Лаван (стих 5), не случайно к колодцу именно в это время подошла дочь его Рахиль (стих 6). Все это «расписание» было составлено любящим Богом (сравните 24:27). Примечателен и тот факт, что встреча Иакова и Рахили произошла у колодца, часто ассоциирующегося с Божьим благословением (сравните 16:13−14; 21:19; 26:19−25, 33).

Быт 29:7−14. Символическое значение имеет и то, что Иаков напоил овец Лавана: в последующих главах (30−31) мы читаем о том, как благоденствовал Лаван со своими стадами благодаря Иакову (12:2−3). Бросается в глаза разница между ленивыми пастухами Лавана (29:7−8) и Иаковом, с первой минуты явившим старательность и ревностность (стих 10). На нем ведь лежала миссия, он движим был целью, одобренной свыше; это и вело его к успеху.

Родственный поцелуй был обычным приветствием тех дней. Назвав Иакова костью и плотью своей, Лаван тем самым как бы усыновил своего племянника.

Быт 29:15−30. Радостная перспектива женитьбы на Рахили обернулась для Иакова, обманутого Лаваном, горьким разочарованием. В Лаване Иаков увидел, однако, отражение собственного двуличия в недавнем прошлом, в нем он получил воздаяние: как он обманул брата и отца, так и сам теперь сделался жертвой обмана со стороны брата своей матери! Впереди его ожидали двадцать лет (31:38) тяжелой работы, огорчений и разочарований.

Но упорство и старательность Иакова на протяжении этого времени свидетельствовали, что происходившее с ним он расценивал как всего лишь неприятности. Главное же состояло в том, что с ним был Бог, Который формировал его характер и обращал плоды его обмана в благословение для него, полагая основание обещанному ему «семени» — народу израильскому.

Иаков предложил Лавану работать на него семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. Быстро пробежали эти семь лет, потому что он любил ее (29:20). (Заметим, что жены каждого из первых трех патриархов отличались замечательной красотой: Сарра (12:11), Ревекка (24:15−16) и Рахиль — 29:17.)

Подошло время свадебного пира (стихи 21−22), и, вот, в ту ночь Лаван совершил подлог: под покровом темноты он привел в шатер Иакова Лию, вместо Рахили. Когда на утро обман обнаружился, гневаться Иакову было более или менее бесполезно. Зато теперь он во всей полноте мог ощутить, как чувствовал себя Исав!

В объяснение Лаван сослался на то, что в их местах не принято младшую сестру выдавать замуж прежде старшей. Болью и стыдом, должно быть, отозвались эти слова тестя в сердце Иакова: ведь он, младший в семье, обманул отца, будто является старшим (глава 27). Если отбросить обычаи и принятые условности, то ведь не обман со стороны Лавана был причиной происшедшего с Иаковом: тут действовала рука Божия! Может быть, сознавая это, и не стал Иаков продолжать спора.

В Библии постоянно проводится мысль о неизменном действии в жизни человека принципа: Что посеешь, то и пожнешь (Гал 6:7). В этом — неизменность Божьего воздаяния, проявляющегося в конкретных делах и обстоятельствах. Очевидно это и на примере Иакова: обманувший был поставлен в положение обманутого. Совсем недавно он, младший, предстал перед отцом под маской Исава, а теперь Лия, перворожденная, обманным путем была введена к нему под маской Рахили, младшей.

И после первой бурной реакции Иаков смирился Он «окончил» брачную неделю с Лией (29:27), после чего получил в жены Рахиль (вторую жену через семь дней после первой). (Каждой из двух дочерей была дана служанка как свадебный подарок, по обычаю того времени. Лия получила Зелфу, а Рахиль — Валлу, стих 29; сравните 30:4−13). А затем Иаков служил у Лавана еще семь лет — за Рахиль (29:30; сравните 31:38, 41).

б. «Умножение» обетованного семени: появление на свет родоначальников племен (29:31 — 30:24)

Сыновья Иакова.
Дети от Лии: Рувим, Семеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, и дочь Дина.
Дети от Валлы: Дан, Неффалим.
Дети от Зелфы: Гад, Ассир.
Дети от Рахили: Иосиф, Вениамин.

Страстное желание одобрения, похвалы нередко приводит на опасные тропы. Пример этому видим в «соревновании» между Рахилью и Лией по части деторождения.

Быт 29:31−35. В отношениях со своими двумя женами Иаков посеял «горькие семена». Он был холоден к Лии, своей нежеланной жене, и знала об этом не только она, но и Господь, Который наградил нелюбимую силой чадородия; Рахиль же, подобно Сарре и Ревекке, была неплодна (стих 31; сравните 16:1; 25:21).

Первые четыре сына Лии появились на свет один за другим; в отличие от первых двух патриархов, Иакову не пришлось долго ждать отцовства.

Печальна история этих рождений, но в них, как и в главе в целом, Бог предстает как Тот, Кто дает жизнь, независимо от человеческих желаний и расчетов.

Имена сыновей Лии, в еврейской транскрипции, перекликаются со словами и фразами, передающими состояние и надежды матери, ее веру. Так, имя Рувим указывает на то, что Господь «увидел бедствие Лии»; с этим же именем «связана» (посредством игры слов) фраза ибо теперь будет любить меня муж мой.

Имя Симеон «соответствует» слову «услышал» (Господь услышал, что Лия не любима); сравните с именем Измаил, означающим «Бог слышит» (16:15). В имени Левия Лия выразила надежду, что теперь-то муж привяжется к ней, но этого так и не произошло.

Рождение четвертого сына настолько утешило Лию, что она нарекла его Иудой, что значит «да будет Он (Господь) восхваляем». В женском горе своем старшая жена Иакова явила глубокую веру.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 29 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.