2. ИСКУШЕНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ (глава 3)

Быт 3:1−7. В этих стихах отражено как историческое грехопадение человека, так и «прототип» искушения, и, следовательно, содержится исчерпывающий «материал» для изучения искушения как феномена, ибо истоки греха не следует искать ни в обстановке, ни в наследственности.

В первых двух главах Бытия записано сказанное Богом; теперь же «заговорил» змей (дьявол; Откр 20:2). Слово Бога — источник жизни и гармонии; лживое слово змея — причина хаоса и смерти. Истина старше лжи; вначале было слово Божие, потом — сатанинская ложь.

В евр. тексте очевидна связь — посредством игры слов — между Быт 3:1 и 2:25: Адам и Ева были «наги» (аруммим); змей был хитрее (арум — проницательнее, хитрее) других. Их нагота говорила о том, что они не знали зла, не видели расставленных для них ловушек, и поэтому сатана пустил в ход свою хитрость, чтобы воспользоваться их чистотой и наивностью.

Хитрость (здесь в значении и «проницательности», «утонченности») не является злом сама по себе (ведь одна из целей Библии состоит в том, чтобы сделать таковыми верующих: например, Притч 1:4, где слово арма — «хитрость», «проницательность» переведено как «смышленость»). Однако змей употребил это свойство в злых целях.

Итак, искусителем был сатана, явившийся в образе змея; в этом содержится намек на то, что искушение не приходит открыто, но маскируется; оно возникает неожиданно и может прийти от «подчиненного» (человеку положено было владычествовать над «пресмыкающимися по земле»; Быт 1:28).

В 3:1−7, по-видимому, налицо и полемический элемент: ведь змею поклонялись язычники. Бывший в их понимании символом жизни, он был на самом деле причиной смерти. Божественные «свойства» (обещание змея в 3:5) не даются посредством языческих верований и почитания их символов. Это путь смерти, а не жизни.

Ева либо не знала Божьего повеления достаточно хорошо, либо не старалась запомнить его. В противоположность ей Христос одержал победу над сатаной благодаря точному знанию Божьего слова (Мф 4:4, 7, 10). (Таблицу «Искушение сатаною Иисуса и Евы» в толковании на Мф 4:3−11.) Ева пренебрегла данными ей привилегиями и неточно пересказала змею как запрещение (в сторону преувеличения) Бога, так и предупреждение Его о наказании (в сторону смягчения его); это видно при сопоставлении ее слов (Быт 3:3) с «заповеданным» Богом в 2:16−17. Выслушав Еву, сатана бесцеремонно «отменил» обещанные наказание и смерть (3:4). Сатана — лжец от начала (Ин 8:44), и это было первой его ложью людям: грешить можно, это сойдет вам с рук. Между тем, грех карается смертью (Быт 2:17).

Кроме того, искуситель «поставил под сомнение» характер Бога, намекнув на то, что Он из ревности удерживает людей от достижения ими своего предназначения (3:5). Вкусив плодов с запретного дерева, они станут, как боги. Здесь евр. Елогим, означающее «Бог», но неизменно употребляемое во множ. числе. Буквально оно выражает понятие «сил», «властей», и именно так передано в Септуагинте — как «боги». Но правильнее было бы перевести его как «Бог», хотя бы потому, что Адам и Ева знали лишь одного, истинного, Бога; при таком переводе, кроме того, полнее выражается идея противопоставления Бога и людей, которым свойственно дерзостное стремление к «самообожествлению».

Итак, по словам сатаны, Бог знал, что люди, если вкусят запретного плода, то станут равными Ему. И вот он, искуситель, обещает им обретение божественного свойства — способности познания добра и зла.

На этом дело дьявола было закончено. Женщина была оставлена во власти своих природных желаний и физических влечений. Слово «вожделенно» (нехмад, стих б) этимологически связано со словом, которое появится позже, в заповеди Десятисловия: «Не желай» (тахмод; Исх 20:17). То, что Ева увидела «на практике» (хорошо для пищи приятно для глаз, и сулит получение знания, а потому — вожделенно) и толкает человека «переступить границу», коль скоро ему кажется, что «преграда» (наказание) — удалена.

Последствия, конечно, не оправдали ожидания. Обещание Божественной проницательности не осуществилось. Ева и Адам — оба ели, и открылись глаза у них, но это лишь навлекло на них беду. Им стало неловко в присутствии друг друга (наступили недоверие и отчуждение) и неловко перед Богом (страх охватил их, и они пытались спрятаться от Него). Обещанное дьяволом никогда не исполняется. Мудрость никогда не достигается непослушанием Божьему слову. Как раз наоборот: «начало мудрости — страх Господень» (Притч 1:7).

Быт 3:8−13. Остальная часть главы подразделяется на три части: а) встреча с Господом, при которой два грешника, услышав голос Его, испугались и попытались скрыться между деревьями рая (стихи 8−13); б) предсказания Господа относительно изменения положения как змея, так и женщины и мужчины (стихи 14−19); и в) изготовление Господом одежды для людей — как предвозвещение нового Порядка вещей (стихи 20−24).

Наказание и как часть его — неизменные теперь заботы о выживании — вот последствия греха. Вместо жизни, мужчина и женщина получили смерть; они имели радость — обрели скорбь; на место изобилия пришли скудость и тяжелый труд; вместо совершенного общения, уделом их стали отчуждение и разлад.

Лейтмотивом третьей главы являются смерть, тяжкий труд, пот, прах, тернии, древо, борьба и семя (потомство), и все они прослеживаются до Христа, все тесно связаны с темой Спасителя. Он — другой Адам, понесший на Себе проклятие человеческое; в тяжком борении источал Он кровавый пот, и венец на Его челе был сплетен из терниев; распятый на древе, Он принял смерть, как бы приобщился к праху.

Быт 3:14−19. Бог говорил к змею (стихи 14−15), к Еве (стих 16) и к Адаму (стихи 17−19). Обращаясь к змею. Он а) провозгласил, что, ползая на чреве и питаясь прахом, змей будет служить человеку постоянным напоминанием об искушении и грехопадении, и б) Бог дал понять, какая власть стоит за змеем, и объявил, что между силами сатаны и человечеством будет вестись постоянная борьба.

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Потомством («семенем») жены явился Каин, потом — все человечество в целом, а потом Христос и все, кто в Нем. Под «семенем» змея (сатаны) подразумеваются все бесы и все, кто служат его царству тьмы, все те, чей «отец — дьявол» (Ин 8:44). Сатана будет постоянно приносить вред человечеству (жалить его в пяту), но Семя, Христос, нанесет последний, решающий, удар (Он поразит его в голову).

Затем Бог сказал жене, что она в страданиях будет вынашивать и рожать детей. И муж ее, которого она толкнула на грех, будет господствовать над нею, но, несмотря на то, что он явится, таким образом, источником ее «болезней», она будет испытывать к нему непреходящее влечение.

Адаму Бог сказал, как трудно ему будет добывать себе на жизнь (3:17−19). Смертью окончится его существование — он возвратится в землю, из которой взят и снова станет прахом. Таков финал его мечтаний о «божественном статусе».

Все эти кары составляют справедливое возмездие. Адам и Ева согрешили, «вкусив» запретного плода, — и им предстояло страдать ради «вкушения» своей повседневной пищи; Ева толкнула мужа на грех, и ей, которая «повела его за собой», предстояло подпасть под его господство. Гибель, которую змей навлек на род человеческий, обернется его собственной гибелью.

Но одновременно Бог милостиво позаботился о падших людях. Они будут умирать, чтобы не жить вечно в постигшем их греховном состоянии, но так как от них будут рождаться дети (стих 16), то род человеческий не угаснет. Конечная победа придет через Христа — Семя (Гал 3:16) жены (сравните с «родился от жены» в Гал 4:4).

Как бы ни старались люди избавиться от господства мужчин в обществе, от тяжкого труда, от родовых болей и смерти — все это и многое другое будет продолжаться, потому что грех живет в людях и в мире.

Быт 3:20−24. В этих стихах нельзя не заметить как веры Адама, так и заботы Бога о падших людях. Последнее, как уже было сказано, проявилось прежде всего в том, что Господь лишил их физического бессмертия. Что же до веры Адама, то она явствует из имени, которое он дал своей жене: Ева (что значит «жизнь», или точнее — «производительница жизни»). Адам, следовательно, смотрел вперед, в будущее, руководствуясь перспективой жизни, а не смерти. Вера Евы проявится позже, когда она скажет о первенце своем Каине, что «приобрела человека от Господа» (4:1).

Все последующие отношения Бога с людьми, ставшими грешниками, уходят корнями в тот первый поступок Адама и Евы, совершенный ими в ослушание Творца. Однако Бог есть Бог спасения, о чем свидетельствует и тот факт, что Он Сам сделал одежды кожаные Адаму и жене его. С этой целью «в жертву» было принесено животное или животные, и впоследствии жертвоприношениям животных в Израиле предстояло сыграть особую роль в осуществлении Божьего плана освобождения людей от проклятия: за жизнь уплачивалось жизнью. Грешник должен умереть! (Иез 18:20; Рим 6:23).

И все-таки он будет жить, если поверит в Господа, Который по Своей воле сделался грешнику заменой! «Кожа», которой Господь прикрыл наготу Адама и Евы, постоянно напоминала им о заботе Небесного Отца. Существует явная параллель между этим и тем, чему предстояло совершиться в будущем, когда по наступлении «полноты времен» Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в «одежды» праведности (Рим 3:21−26).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.