Быт 37:1. Впечатляет контраст между «распространявшимся вдаль и вширь» могучим Исавом и Иаковом, который жил в земле странствования отца своего, — в земле Ханаанской. В отличие от Исава, у Иакова не было еще «старейшин» или царей (35:11) и обширных земель, которыми он управлял бы, ни вполне оформившихся племен. Справедливо замечено, что светское, мирское величие приходит быстрее духовного. Исполнения обещанных духовных благословений надо ожидать с терпением и верой. Ожидать, видя, как преуспевают другие, значит подвергать испытанию стойкость свою в вере.
Е. Родословие (житие) Иакова (37:2 — 50:26)
В книге Бытия повествование об Иосифе и его пребывании в Египте образует страницы, уникальные по своему литературному достоинству. Встречающиеся в повести повторения вовсе не свидетельствуют, как полагают некоторые богословы, что ее источником явились два различных предания. Просто повторение — это отличительный знак древнееврейского стиля; оно направлено на усиление смысла и выявление в нем множественных оттенков.
Одним из примеров «повтора» является аналогичность жизнеописаний Иакова и Иосифа. И в том и в другом случае повествование начинается с обмана отца и с предательского поведения брата (братьев); сравните главы 27 и 37. Период разлуки в обоих «циклах» составляет по двадцать лет; при этом младший брат оказывается на чужбине. (Об Иакове читайте в 31:38. Что же касается Иосифа, то он тринадцать лет провел в доме у Потифара и в темнице — от семнадцатилетнего (37:2) до тридцатилетнего (41:46) возраста; затем, после «семи лет изобилия» его братья пришли в Египет, 41:53, 54; 42:1−2.) Оба повествования завершаются воссоединением и примирением братьев (33:1−15; 45:1−15). Как Бог привел дела к благополучной развязке в случае Иакова, так поступил он и в случае Иосифа.
Рассказы об Иосифе были весьма поучительны для Израиля. Многие годы провел Иосиф «в узах» в Египте — прежде чем обрел освобождение; также и потомкам Иакова предстояло долгое время провести там в рабстве — до получения избавления. В случае Иосифа «воспитательный процесс» был направлен на испытание его веры, а в случае израильского народа целью пребывания в Египте было сохранение его и воспитание как народа, избранного Богом.
Жизнеописание Иосифа распадается на несколько «циклов», сопряженных с теми или иными событиями или обстоятельствами; в центре трех «циклов» стоят сны; в центре еще четырех — взаимоотношения Иосифа с людьми (Иосиф и члены его семьи; Иосиф и Потифар с его домашними; Иосиф и узники; Иосиф и дом фараона); два эпизода связаны с пребыванием Иосифа во рву и в темнице (в обоих случаях персонажи повествования прибегают ко лжи (к ложному обвинению) и пользуются одеждой в качестве доказательства). К еще одному «циклу» могут быть отнесены посещения Египта братьями Иосифа. Все эти «циклы» самым непосредственным образом связаны с Иаковом и другими его сыновьями, и поэтому 37:2 начинается со слов: «Вот Житие Иакова».
Повествования эти отличаются по своему тону от остального текста книги Бытия. То, на чем здесь делается смысловое ударение, кажется близко связанным с «литературой мудрости», представленной — Притчами и книгой Екклесиаста, включая и характерные замечания и главную мысль о том, что Иосиф был «разумным и мудрым» управителем (41:39).
Страдания как испытание характера претерпевают ли их Иосиф или его братья, являются доминирующей темой. Хотя Иосиф и был праведником, от страданий он избавлен не был. Однако он не был сломлен ими — благодаря своей вере. И в конце жизни Иосиф мог сказать, что все их Бог допустил ему во благо (50:20). Библейская «литература мудрости» как раз и заверяет верующих в том, что из зла и страдания Бог творит добро.
Хотя нечестивые могут какое-то время преуспевать, праведники твердо держатся праведности, следуя высшему и более надежному принципу жизни (книгу Иова). Мудрые сознают, что надо всем над природой и народами — стоит Господь Бог, Который праведно руководит делами Своего народа. Порой пути и методы Божии кажутся людям несправедливыми и парадоксальными, но, воспринятые с верою, они приносят праведным благословения.
I. ИОСИФА ПРОДАЮТ В ЕГИПЕТ (37:2−36)
о. Сны Иосифа (37:2−11)
Быт 37:2−4. После первой фразы в стихе 2 — Вот житие Иакова — представляющей этот раздел как последнее родословие, начинается история Иосифа, семнадцатилетнего сына патриарха, который, как сказано, доводил до отца худые слухи о своих сводных братьях. Содержание этих «слухов» не приводится. Хотя занятие такого рода никогда не считалось достойным, из стиха 2 следует, что отцу Иосиф был преданным сыном и слугою. Естественно, однако, и то, что братья его возненавидели его как за это, так и по той причине, что Иаков любил его более всех сыновей своих.
Это дитя «своей старости» патриарх и почтил особо, подарив ему разноцветную одежду, вероятно, богато разукрашенную накидку. Все это, по-видимому, свидетельствовало о намерении Иакова передать любимому сыну и большую часть наследства. Ведь Иосиф был первенцем Рахили, возлюбленной жены Иакова (30:22−24). Однако патриарху следовало бы помнить, как вредит «родительское предпочтение» семейным отношениям. Когда-то оно разлучило его самого с матерью, любившей его более другого сына (27:1 — 28:5); теперь же ему предстояло разлучить Иосифа с Иаковом.
Быт 37:5−11. Бог подтвердил Свой выбор верного Иакову сына посланными ему двумя снами. Заметим, что Божии откровения в Ветхом Завете облечены в различные формы. Они, в частности, давались в сновидениях — и тогда, когда народ Его жил за пределами земли, т. е. на территории язычников. Во сне Бог впервые возвестил Аврааму о египетском рабстве (15:13); во сне Он пообещал защиту и процветание Иакову в годы его пребывания у Лавана (28:12, 15); теперь же в двух снах Иосифа Бог предсказал ему, что он займет в своей семье главенствующее положение.
Мучимые ревностью и завистью, братья возненавидели Иосифа еще больше (37:5, 8). Но Иаков принял рассказанное Иосифом к сведению (стих 11). Ему-то было известно, как действует Бог; он прекрасно знал, что Бог может поставить младшего над старшим и заранее объявить о своем выборе через прорицателя или во сне.
В первом сне была представлена сцена уборки урожая (стих 7). Тут мог содержаться намек на то, каким образом возымеет Иосиф власть над своими братьями, и что послужит ей (сравните с 42:1−3). Его сноп стоял прямо, тогда как другие снопы. поклонились его снопу. Символика другого сна разыгралась на небесах (стих 9). Солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклонились в нем Иосифу. В древних культурах такие астрономические символы представляли правителей. То есть сон Иосифа предвосхищал возвышение его над всем домом Иакова (отец Иосифа — солнце; мать — луна, а его одиннадцать братьев — звезды; стих 10).
Можно понять озлобление братьев Иосифа, почуявших, что ему суждено, вероятно, превосходство над ними. С другой стороны, в свете их реакции, столь противоположной наивной откровенности Иосифа, можно понять и другое: почему избрание его Богом (и «вторично» — Иаковом) было правильным. Нередко избрание Всевышним вождя вызывает негативные чувства у тех, кому приходится подчиниться. Вот и сыновья Иакова, вместо того, чтобы смириться с Божиим выбором, задумали погубить младшего брата. Их действия, продиктованные уверенностью в том, что «править» должны они, показали, почему этого не должно было произойти.
б. Иосиф попадает в рабство (37:12−36)
Быт 37:12−17. Случай продать Иосифа подвернулся, когда он, послушав отца, пришел к своим братьям в Дофан (стих 17), чтобы разузнать, как у них дела. От дома Иакова в долине Хевронской (стих 14) до Сихема (стих 12), было километров восемьдесят, а Дофан лежал еще севернее, километрах в двадцати двух — двадцати четырех. Это наводит на мысль, что сыновья Иакова ушли со стадами в Дофан с намерением проверить, как отнесутся к ним по прошествии времени жители той земли, где они учинили резню (глава 34). Иаков же, обеспокоенный, послал Иосифа разузнать, все ли у них в порядке.
Быт 37:18−24. Братья договорились убить сновидца, чтобы предотвратить исполнение его снов. Однако самый старший из них, Рувим, не желая смерти Иосифа, но, думая, как бы возвратить его к отцу, убедил остальных не совершать такого страшного преступления, а, вместо того, бросить Иосифа в яму. Он надеялся позже вызволить его оттуда. Тогда братья сняли с юноши его одежду и бросили его в яму (скорее всего, в высохший колодец) умирать.
Быт 37:25−28. Но затем, заметив приближающийся купеческий караван, Иуда посоветовал остальным продать Иосифа Измаильтянам, которые шли в Египет из Галаада с грузом ароматной смолы стираксового дерева, бальзама и ладана.
Измаильтяне были потомками Авраама от Агари (16:15), и мадианитяне тоже происходили от Авраама, но через его наложницу Хеттуру (25:2). Название «измаильтяне» стало общим для всех племен пустыни, поэтому им названы тут и купцы Мадиамские.
Проданный за двадцать серебренников и уведенный в Египет, Иосиф остался в живых. Судя по сказанному в стихе 29, в «торговой сделке» участвовали не все братья, по крайней мере, Рувима среди них не было.
Быт 37:29−35. Снова всплывает тема обмана в связи с семьей Иакова. На этот раз обманут патриарх — десятью своими сыновьями: братья вымарали одежду Иосифа кровью заколотого козла, чтобы отец поверил, что его любимец растерзан хищным зверем. Сильно горевал Иаков; в знак скорби он разодрал одежды свои и возложил на себя вретище (одежду из грубо отделанных шкур); сравните с 44:13; Иов 1:20; 16:15), и не хотел утешиться.
Быт 37:36. Печальная сцена в Хевроне (сравните стих 14) противопоставляется сообщению о продаже Иосифа Потифару начальнику телохранителей фараона. Это повесть о ненависти и обмане. Братья попытались получить у отца лучший для себя жребий, совершив бесчестное, злое дело. Но ведь и сам Иаков некогда обманул своего отца. Братьям, однако, предстояло узнать, как узнал это в свое время Иаков, что в отношении тех, кто прибегают ко злу, Божии благословения не действуют механически. За злом следует воздаяние.
Долю иронии можно увидеть в том, что козья кровь послужила обману Иакова, который когда-то воспользовался козьей шкурой, чтобы обмануть своего отца (27:16). Грех, совершенный Иаковом много лет назад, подобно бумерангу, возвратился к нему. Сыновьям Иакова тоже предстояло пройти серьезную «обработку» Божиими средствами — без этого от них не мог бы пойти народ, запланированный у Бога.
Далее следует описание страданий Иосифа, послушного слуги. Бог проведет его через страдания, испытывая его характер, чтобы затем возвысить его.
Толкование Далласской семинарии на Бытие, 37 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.