Б. Нафан укоряет царя; наказание Давида (глава 12)

2Цар 12:1−6. Через какое-то время после того, как Вирсавия родила, послал Господь пророка Нафана к Давиду, и тот поведал ему о единственной овечке бедняка, украденной у него богатым человеком, иносказательно описав царю преступление, совершенное им самим. Достоин смерти человек, сделавший это, в гневе воскликнул царь, и вчетверо должен заплатить он за то, что не имел сострадания; отдать четыре овцы за одну украденную требовалось согласно закону (Исх 22:1).

2Цар 12:7−14. Реакция Давида на рассказ Нафана была искренней и непосредственней, потому что человеку свойственно, обличая в том или ином грехе других, в себе самом тот же грех не сознавать. И потому слова пророка: ты — тот человек! — потрясли Давида.

От имени Господа Нафан напомнил царю, что все, включая дом и жен предшественника своего Саула, получил он высшей милостью в свою полную власть. И больше дал бы ему Господь, но он, отняв Вирсавию у Урии и послав его самого на смерть, украл овечку бедняка (стих 9). И теперь ему предстоит так же страдать от меча, как пострадал от меча Аммонитян Урия. И жены Давида будут отняты от него, как отнял он Вирсавию у Хеттеянина. Последнее осуществилось, когда собственный сын Давида Авессалом «вошел к наложницам отца пред глазами всего Израиля» (16:22). Позор Давида будет тем горше, что зло, которое он сотворил тайно, Господь сделает по отношению к нему явно.

Позволительно спросить, почему же Бог не наказал Давида смертью — ведь двойной грех прелюбодеяния и убийства давал для этого все основания (Исх 21:12; Лев 20:10)! Ответ безусловно в искренности покаяния Давида (для сравнения заметим, что Саул, хоть и каялся, сознавая свой грех, сердцем не болел за содеянное; 1Цар 15:24−31); Давид же, осознав, сколь отвратительно было его согрешение, сокрушался всей душой, о чем проникновенно свидетельствует Псалом 50, и особенно трогательно — 12-ый и 13-ый стихи этого Псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня».

Господь был достаточно милостив, чтобы снять с Давида грех его: ты не умрешь, свидетельствовал ему Нафан. И в общении с Ним впредь не отказал Господь помазанному Своему, но последствия злого дела, совершенного им, он должен был понести, и до конца дней предстояло Давиду пить горькую чашу, и не только ему, но и всему народу.

2Цар 12:15−23. Вскоре после встречи Давида с Нафаном тяжело заболел новорожденный сын царя, смерть которого предсказал пророк (стих 14). Через неделю дитя умерло, несмотря на то, что все это время Давид постился и горячо молился. И прекратил Давид излияние скорби своей, как только узнал об этом. Но привел себя в порядок (с ритуальной точки зрения; стих 20), принял пищу и поклонился Богу. Он вел себя вопреки обычаю, и это изумило приближенных его; замечателен ответ им Давида: доколе дитя было живо я постился и плакал. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?

2Цар 12:24−25. По прошествии времени Вирсавия родила Давиду другого сына, который получил двойное имя: родители назвали его Соломон, что значит «мир», а Господь, через Нафана нарек ему имя Иедидиа («возлюбленный Богом»).

2Цар 12:26−31. Тем временем Иоав успешно вел осаду Раввы Аммонитской. Почти (стих 26) он взял ее в том смысле, что лишил город воды (стих 27). Остальное он предложил довершить царю, чтобы честь взятия Раввы (теперь называется Амманом; столица современной Иордании) выпала Давиду, а не ему. И взял Давид Равву, и множество военной добычи досталось ему, включая венец царя (здесь евр. малкам; оно может означать и Молоха, главного аммонитского бога), в котором золота было талант, т. е. примерно 40 кг. (Аммонитяне, потомки Лота, были грубыми идолопоклонниками, ненавидевшими израильтян; пророки неоднократно грозили им за это наказаниями от Бога; Иер 49:1−6; Иез 25:2−10.) Глава завершается описанием казней, которым подверг Давид жителей Раввы и других городов аммонитских.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на вторую книгу Царств, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.