Б. Противостояние Авенира Давиду (глава 2)

2Цар 2:1−4а. Итак, Давид оплакал прошлое, ознаменованное смертью Саула; она же ознаменовала для Давида и начало будущего, предвозвестием которого явился для него день помазания его Самуилом — более чем за 15 лет до того (1Цар 16:13). Со смертью Саула и трех его сыновей от Ахиноами (у него было еще два сына от наложницы Рицпы, 2Цар 21:8, 11; относительно Ахиноами 1 Цар. 14:50) возник «вакуум власти», в частности, в Иудее. В обстановке безвластия для Давида естественно было искать воли Божией; и сказано ему было, чтобы шел в Хеврон, где и помазали Давида (официально) на царство над домом Иудиным. (Позднее он был помазан в третий раз — как царь всего Израиля; 5:3.)

Помазание в Хевроне было весьма важным шагом, означавшим окончательный разрыв Давида с филистимлянами, у которых прежде он, вступив с ними в союз, обрел убежище; кроме того, это помазание ознаменовало как бы независимость Иуды от Израиля (полное свое выражение она нашла в разделении на Южное и Северное царства по смерти Соломона; 3Цар 12:16). Наконец, совершившееся в Хевроне делало царя Давида соперником Иевосфея, сына Саулова, наследовавшего трон отца на севере страны.

2Цар 2:4б−11. Давид сразу же заявляет о себе как искусный дипломат. Он пытается расположить к себе жителей Иависа Галаадского, восхваляя их за то, что почтили останки царя Саула (сравните 1Цар 31:11−13). В то же время Давид напоминает им, что теперь, когда Саул умер, их господином становится он. Но проблему наследования трона ему приходится решать с военачальником войска Саулова — Авениром.

Можно предположить, что этот энергичный полководец, пользуясь тем, что о первоначальных подвигах Давиде в народе стали забывать, зато помнили о его союзе с филистимлянами, настроил израильтян в пользу Иевосфея, последнего сына Саулова. (Очевидно, первоначальным именем Иевосфея было Ешбаал — 1Пар 8:33; 9:39 — что значит «огонь Баалов»; имя это, содержавшее в себе «языческий элемент», было заменено на другое, означавшее «совестливый человек».) Важное хронологическое значение имеет то обстоятельство, что Иевосфею было сорок лет (2:10), когда умер его отец.

Поскольку вначале царствования Саула он, при перечислении сыновей царя не упоминается (1Цар 14:49), но в полный «список» сыновей Саула включен (1Пар 8:33), напрашивается вывод, что Иевосфей (Ешбаал) родился уже после вступления отца на трон и, значит, царствовал Саул, по меньшей мере, 40 лет (сравните Деян 13:21; также толкование на 1Цар 13:1).

Иевосфей правил северными территориями страны из Маханаима (восточно-центральной части Трансиордании), и правление это было кратким: всего два года. Тот факт, что Давид царствовал в Хевроне над домом Иудиным семь с половиной лет, прежде чем сделал своей столицей Иерусалим (2Цар 5:5), не означает, что столько же времени правил из Маханаима Иевосфей; это противоречило бы сказанному в 2:10. Можно предположить, что между смертью Саула и воцарением Иевосфея имел место какой-то период междуцарствия; представляется очевидным, что после смерти Иевсофея Давид продолжал управлять Иудеей из Хеврона (до иерусалимский период его царствования).

2Цар 2:12−32. Со вступления Давида на царство его истинным противником на севере был не Иевосфей, а Авенир. Когда воины двух соперников встретились у Гаваонского пруда, то поначалу, видимо, предполагалось разрешить дело поединком двадцати четырех юношей (по 12 с каждой стороны). Однако все они закололи друг друга мечами (название, которое получило это место — Хелхаф-Хаццурим, означает «поле мечей»), и победителей таким образом не оказалось. Страсти, однако, разгорелись и вылились в жесточайшее сражение, в котором Авенир и его воины потерпели поражение от войска Давида.

Бежавшего с поля боя Авенира преследовали три брата — Иоав, предводитель воинов иудейских, Авесса и Асаил. В конце-концов легконогий, как серна, Асаил пал от руки Авенира, ставшего таким образом личным врагом Иоаву (стих 22). Тот (вместе с Авессой) должен был совершить отмщение (стих 24). Однако на этот раз восторжествовало благоразумие (стихи 26−28). Иоав затрубил отбой, и воины его прекратили преследовать Израильтян.

Авенир и люди его, проделав долгий путь и перейдя через Иордан и глубокое ущелье Битрои, возвратились в Маханаим (стих 29), а Иоав со своими воинами вернулся в Хеврон (стих 32). В этом сражении, окончание которого не означало, однако, окончания войны, Давид потерял двадцать воинов, а Авенир — триста шестьдесят.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на вторую книгу Царств, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.