3. ДВОРЕЦ СОЛОМОНА (7:1−12)

3Цар 7:1−11. Судя по описанию дворца Соломона в стихах 1−12, это было не одно, а несколько «самостоятельных», но соединенных между собой зданий, другими словами, дворцовый комплекс. Будучи гораздо больше храма, дворец и строился много дольше (тринадцать лет; храм строился семь с половиной лет; 6:37−38). Первым и цетральным зданием дворцового комплекса (который в целом был, очевидно, выдержан в характерном для Востока архитектурном стиле: галереи с колоннадами, а посредине них — двор (был дом из дерева Ливанского) сравните 10:17; Ис 22:8); свое название он, видимо, получил из-за множества использованных в нем кедровых бревен и столбов. Его размеры были 50 на 25, а вышина — 15 метров. Общая площадь дворцовых сооружений более чем в четыре раза превышала таковую храма.

«Дом кедрового дерева», очевидно, служил своего рода арсеналом (10:17; сравните Ис 22:8). Судя по окончанию стих 2, этот «дом» представлял собой крытую колоннаду из четырех рядов колонн. На основании стихов 3−5 создается впечатление, что он был трехэтажным, или трехъярусным; на каждом этаже были боковые комнаты (характерный элемент древнееврейской архитектуры; сравните 3Цар 6:5−6; Иез 41:6). «Притворы», или крытые галереи, о которых идет речь в стихах 6−7 (в длину и ширину они в два раза уступали «кедровому дому»), очевидно, составляли одно здание, а именно тронный зал (притвор с престолом, он же — зал правосудия (с престолом… с которого он судил).

Как и резиденция Соломона и его жены, дочери фараоновой (стих 8), тронный зал примыкал к «дому из дерева Ливанского». Все это составляло единый гармонический комплекс, раскинувшийся на большом дворе (стих 9). Все здания комплекса сооружены были из дорогих и тщательно обработанных камней (кроме крыш); каменными были и основания.

3Цар 7:12. Упомянутый большей двор был окружен тремя рядами тесанных камней и одним рядом кедровых бревен, т. е. огорожен и защищен так же, как внутренний двор храма (сравните 6:36). Вероятно, дворец сооружен был неподалеку от храма (возможно, к югу от него), хотя никаких остатков его археологам обнаружить не удалось.

4. ОПИСАНИЕ ХРАМА (7:13−51)

а. Работа Хирама (7:13−47)

3Цар 7:13−14. Хирам, искусный ремесленник, был родом из Тира, но овдовевшая мать его была израильтянкой из колена Неффалимова; отец же — Тиряннном, т. е. финикийцем. Согласно 2Пар 2:14, мать Хирама была «из дочерей Дановых». Может быть, она происходила от Дана, а затем жила (до замужества) на территории Неффалима, или наоборот. Сын ее, Хирам, как и его отец, был искусным медником.

3Цар 7:15−22. Хирам отлил из меди два громадных столба (две колонны), каждый вышиною около 9 м. и около 6 м. по окружности. Венцы, или капители, столбов увеличивали их высоту еще почти на два с половиной метра. (Относительно кажущихся расхождений между стих 15 и 2Пар 3:16 соответственно комментарии в 2-й Паралипоменон.) Дальнейшие подробности, свидетельствующие о необычайной красоте и сложном декоре этих медных колонн, приводятся в 7:17−20, 22 (сравните толкование на 2Пар 3:16).

Колонны стояли перед храмом (2Пар 3:15); и поставил столбы к притвору храма (частью его они не являлись, а были «самостоятельны»). И дал им Хирам имена: колонне, стоявшей на правой стороне… Иахин, а стоявшей на левей стороне… Воаз. Значение первого имени: «Иегова утверждает», значение второго — «в Нем (Иегове) — сила».

Завершение строительства храма знаменовало наступление принципиально нового периода в истории Божиего народа, и медные колонны перед храмом свидетельствовали об этом своей впечатляющей монументальностью, напоминая: лишь в Боге — залог безопасности Израиля, и сила его зависит от послушания Иегове.

3Цар 7:23−26. Море, вылитое Хирамом из меди, представляло собой бассейн во дворе храма, установленный неподалеку от жертвенника всесожжения; он служил священникам водным резервуаром и умывальником (очевидно, в нем имелись краны или отверстия). Это сооружение тоже было огромным: пяти метров в диаметре, пятнадцати — по окружности и вышиною — два с половиной метра (цифровые соотношения приводятся не вполне точно, без учета дробей). «Море» покоилось на спинах двенадцати медных волов и содержало около 46 тысяч литров воды. В 2Пар 4:5 приводится иная цифра в «батах», соответствующая 60 тысячам или более литрам воды; возможно, таковой была вместимость бассейна, который, однако, не заполнялся до предела.

3Цар 7:27−40а. И сделал Хирам десять медных умывальниц (которыми пользовались при забое жертвенных животных, для омовения туш) и установил их (стих 38) на подвижных медных подставах; каждая была 2 x 2 метра в длину и ширину и высотой 1, 5 метра; каждая умывальница содержала до 900 литров воды. Выступы наподобие плеч (стих 30), вероятно, соответствовали второму резервуару на каждой из подстав, вода из которого вытекала в «круглое отверстие», расположенное внизу.

Стенки… подстав были декорированы резьбой, и каждая имела по четыре медных колеса. Десять этих одинаковых подвижных «столов», вылитых из меди, с установленными на них «умывальницами», можно было перекатывать в случае надобности с места на место, хоть и не без труда. Стояли же они по пять на южной и северной сторонах храма.

3Цар 7:40б−47. Здесь подводится итог изумительным ручным работам Хирама-медника (которые включали также и медный жертвенник; 2Пар 4:1). О каждой из них в отдельности говорится столь подробно, чтобы подчеркнуть великолепие и симметрию храмовых сооружений. Сказано, что от мала до велика все медные предметы отливались в глинистой земле, в окрестности Иордана (точнее, в Иорданской долине), между Сокхофом и Цартаном (километрах в 45 на север от Мертвого моря и на восток от р. Иордан). На изготовление всего сделанного Хирамом ушло столько меди, что и вес ее не был установлен.

б. О золотых вещах и принадлежностях в храме (7:48−50)

3Цар 7:48−50. Из меди изготовлялось все, что было за стенами храма (стихи 40−45), но вся обстановка внутри его была сделана из чистого золота. Золотой жертвенник это жертвенник для возжигания благовоний. Под «золотым столом» для хлебов предложения, возможно, понимался один большой стол и девять — меньшего размера (здесь о них не упомянуто, но в 2Пар читаем о «десяти столах» в 4:8 и о «столах» в 4:19). Тогда как в скинии был только один светильник, в храме их было десять, установленных перед святилищем. Все это, включая дверные петли, было сделано из золота.

3Цар 7:51. Ко всему, что было вновь изготовлено в храме и для храма, царь Соломон присоединил все приготовленное для него Давидом, отцем его (2Цар 8:11; 1Пар 22:14; 29:1−9). Серебро и золото и вещи Давида помещены были в сокровищницы храма Господня.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на третью книгу Царств, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.