5. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ГЛ. 8)

а. Помещение в храм ковчега (8:1−11)

3Цар 8:1−2. В полностью завершенный храм следовало перенести ковчег завета Господня из скинии, установленной для него Давидом (2Цар 6:17) на горе Сион, т. е. в юго-восточной части Иерусалима, носившей название города Давидова (сравните 2Цар 5:7). (карту «Иерусалим во времена царей» — там, где толкование на 3Цар 9:15.) Для этого созвал Соломон старейшин Израилевых и всех глав племен (начальников колен) и глав всех семей (глав поколений), составлявших Израиль. И собрались они все к царю Соломону на праздничное торжество, приуроченное к празднику кущей в месяце Афаним; это сентябрь-октябрь (Лев 23:33−36). (таблицу «Календарь в Израиле» — там, где толкование на Исх 12:1.)

3Цар 8:3−5. Согласно предписанию Бога, ковчег несли священники; они несли его на шестах, продетых в прикрепленные к ковчегу кольца. Можно представить себе, сколь торжественным и радостным был этот день, когда ковчег и скинию собрания, взятую в Гаваоне (2Пар 1:3−4), и все священные принадлежности ее несли по запруженным ликующими толпами улицам Иерусалима — в новый их дом. В этот день принесено было такое великое множество жертв, что исчислить их было невозможно.

3Цар 8:6−9. И поставлен был ковчег… на место его… во Святое Святых, под простертые крылья херувимов (напомним, что на крышке ковчега тоже находились херувимы, но меньшие размером; Исх 25:18). В кольцах по бокам ковчега, теперь уже навсегда, были оставлены шесты, на которых его носили, ибо так повелел Бог (Исх 25:15).

Когда двери в святилище были открыты, головки шестов были… видны… но… наружу они не выходили. Фраза они там и до сего дня, как и следующий стих, были, очевидно, написаны не автором книги, бывшим свидетелем опустошения храма (3Цар 14:26; 4Цар 16:17), а кем-то до разрушения его в 586 г. до Р. Х., и позднее попали в книгу.

Две каменные скрижали с выбитыми на них словами закона, положенные в ковчег Моисеем, все еще находились там. Они должны были напоминать израильскому народу, что он все еще — объект Божиих благословений и несет ответственность за исполнение Моисеева завета. Однако сосуда с манною и расцветшего посоха Аарона, которые долгие годы хранились в ковчеге (Евр 9:4), в нем — на время установления ковчега в храме — уже не было. Возможно, они похищены были филистимлянами или другими врагами Израиля. Но, может быть, до Соломона и в его дни эти предметы хранились не в ковчеге, а лежали перед ним (Исх 16:33−34; Чис 17:10), а в ковчег были положены позднее и, в конце концов, были утеряны.

3Цар 8:10−11. Облако, наполнившее храм, было зримым свидетельством присутствия в нем славы Господней. Такое же явление имело место по освящении скинии (Исх 40:34−35).

б. Соломон обращается к народу (8:12−21)

3Цар 8:12−14. Ссылаясь на слова Господа, что Он благоволит обитать во мгле, Соломон мог иметь в виду сказанное в Исх 19:9; Втор 4:11; также Исх 34:5; Лев 16:2; Втор 31:15. Из перечисленных мест видно, как часто облако символизировало присутствие Господне. Соломон говорит, что исполнил свое намерение построить храм в жилище Богу, где бы Он пребывал (как прежде пребывал в скинии) во веки (т. е. как можно дольше). В великолепии созданного им храма царь Соломон постарался отразить несравненное величие Иеговы.

Обратившись лицем к стоявшим перед ним израильтянам, царь благословил все их собрание.

3Цар 8:15−21. И ныне исполнил рукою Своею; это означает, что сделанное Соломоном на самом деле исполнено было Самим Богом (сравните стих 24). В стихе 16 Соломон подразумевает обещание Бога, что имя Его (т. е. Он Сам) будет обитать в Иерусалиме (толкование на 2Пар 6:6), где присутствие Его и явления природы Его и силы будут очевидны. В молитвах Соломона слово «имя» встречается 14 раз (3Цар 8:16−20, 29, 33, 35, 41−44; в стихе 43 — дважды и в стихе 48).

Как бы устами Господа воздает Соломон должное отцу своему Давиду за желание построить храм (стихи 17−18), но затем объясняет народу, что желанием Бога было, чтобы храм этот построил сын Давида (сравните 2Цар 7:12−13). И Соломон поступил по желанию Бога и прославил Его. Зримо для людей храм являлся (в первую очередь) местом для ковчега; он был земным троном Бога и вместилищем Божиих обетовании по завету, которые Он дал искупленному Им народу.

в. Молитва Соломона при освящении храма (8:22−53)

3Цар 8:22−24. Соломон… стал, а затем опустился на колени (стих 54), на сооруженный во дворе храма медный амвон (2Пар 6:13). Свою молитву он начал с вознесения хвалы Богу Израилеву, подобного Которому нет ни на небесах ни на земле. Продолжая молитву, Соломон просил Бога не оставлять милостью Своей народ Его — Израиль. Девять просьб можно выделить в этой молитве:

1) Да услышит Бог молитвы царя Соломона и Своего народа.

3Цар 8:25−30. Соломон просит, чтобы верность свою Давиду Господь продолжал являть народу израильскому (да останется «престол Израилев» за наследниками царя Давида; стихи 25−26 сравните с 2:4).

2) Просьба о праведных судах Божиих здесь, на земле.

3Цар 8:31−32. Да разрешает Сам Господь конфликты, возникающие между израильтянами, да воздает им по вине их и по правде.

3) Просьба о прощении грехов, наказание за которые придет на Израиль от неприятелей их.

3Цар 8:33−34. Царь просит Господа прощать кающийся Израиль, всякий раз возвращая его в землю его отцов.

4) Просьба об избавлении от наказания, которое выразится в удержании дождя.

3Цар 8:35−36. сравните Лев 26:18−19; Втор 11:16−17; 28:23−24.

5) Просьба о прощении грехов и избавлении от бедствий, посылаемых за них.

3Цар 8:37−40. Соломон перечисляет голод, болезни, стихийные бедствия, вражеские нашествия. Все это — орудия наказаний Господних. Об избавлении от них по молитвам искреннего покаяния просит царь Того, Кто один знает сердце каждого человека.

6) Ходатайство Соломона о чужеземцах.

3Цар 8:41−43. Царь просит у Бога милости для всякого иноплеменника, узнавшего имя Его и пришедшего помолиться к храму. Да станут народы земли так бояться имени Иеговы, как боится его (в значении «чтит») Израиль.

7) Моление о даровании побед в битвах.

3Цар 8:44−45. Народу, молящемуся к храму Иеговы, да будут дарованы Им победы в битвах.

8) Моление о возвращении народа из плена.

3Цар 8:46−51. Как бы в пророческом видении судьбы Божиего народа обращается Соломон к Иегове. Да, за их грехи против Него они будут уведены в чужие земли; и воззовут к Нему о прощении, и Он вернет их в землю отцов. сравните «молиться, обратившись к земле своей», с молитвой Даниила (столетия спустя) у окон, смотревших на Иерусалим (Дан 6:10).

9) Да внимает Господь всякой молитве.

3Цар 8:52−53. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (стих 52).

Мысль о том, что народ Израильский — наследие Божие (да хранит Он верность ему и милость в будущем, как хранил в прошлом!) пронизывает всю эту молитву Соломона (стихи 23−53).

г. Соломон благословляет народ (8:54−61)

3Цар 8:54−55. Все сие моление… Соломон произнес, стоя на коленях, с руками, простертыми к небу. И, встав с колен, он благословил народ.

3Цар 8:56−61. Царь прославил Господа за то, что Он дал покой народу Своему Израилю и сдержал все слова обещаний Своих, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея. Славя Бога, Соломон одновременно напоминал об этом народу. И еще три желания выразил он, обращаясь к Иегове. Да пребудет Он с ним, Соломоном, и с народом израильским во все время царствования его, как пребывал с отцами их; да даст народу желание и силы соблюдать все заповеди Его и уставы Его и законы Его — да звучат слова Соломонова моления в сердце Господа день и ночь, чтобы Он делал все потребное для них изо дня в день. Последним же пожеланием Соломона было, чтобы все народы земли познали, что единственный истинный Бог — Иегова, Господь (сравните 18:39).

Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, вновь повторяет Соломон народу. Он сознавал, что это — непременное условие осуществления Господних обетований, но, к несчастью, сам он, по прошествии времени, нарушил это условие.

«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом», — читаем мы о завершении освящения храма в 2Пар 7:1.

д. Жертвоприношения Соломона (8:62−66)

3Цар 8:62−63. Неправдоподобно большим представляется число животных, принесенных Соломоном в мирную жертву по случаю освящения храма: двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Однако до нас дошли и записи о других жертвоприношениях, включавших тысячи и тысячи голов скота. В данном же случае следует учесть, что тысячи священников приносили жертвы на «вспомогательных» жертвенниках, и празднество, на протяжении которого мясо жертвенных животных поедалось участниками общинных трапез, продолжалось две недели.

3Цар 8:64−66. В день освящения храма Соломон… освятил — посредством жертвоприношений — и двор пред храмом. Это произошло в начале праздника кущей, который обычно продолжался одну неделю, но по случаю этого особенного торжества продлен был еще на неделю. (Восьмый день в стихе 66 надо понимать как «на следующий день по истечении вторых семи дней».)

Праздник кущей праздновался в воспоминание о годах странствований Израиля в пустыне (Лев 23:33, 41−43). Поэтому и храм следовало освятить именно в этот праздник — ведь сооружение постоянного святилища символизировало окончание этих странствований.

От входа в Емаф до реки Египетской — так обозначены границы Израиля от Севера до юга; народ на празднество сошелся от границы до границы, т. е. весь он участвовал в нем. Возвращаясь по домам, люди радовались всему тому, что сделал Господь… народу Своему Израилю.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на третью книгу Царств, 8 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.