Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Паралипоменон 3 1-я Паралипоменон 3 глава

1. СЫНОВЬЯ ДАВИДА (3:1−9)

1Пар 3:1−9. Хотя «линия обетования» в потомстве Давидовом представлена Соломоном (22:9−10), для полноты картины здесь перечислены и другие сыновья Давида (3:1−9). Этот «список» следует сравнить с соответствующим ему в 2Цар 3:2−5. За шестью сыновьями, родившимися у Давида в Хевроне (1Пар 3:1−4а), следуют еще девять, родившихся в Иерусалиме (стихи 4−8 сравните с соответствующим перечнем в 2Цар 5:14−16, где некоторое несходство заметно лишь в разнописании ряда имен; то же видим и при сравнении с 1Пар 14:4−7). Четверо из шести сыновей Давида, появившихся на свет в Иерусалиме, были рождены Вирсавией (это единственный раз, когда она упоминается летописцем в его книгах).

Заметим, что Елифелет — один из трех сыновей, упоминаемых в 1Пар 3:6, как и Ногаг (3:7), не включены в 2-й Царств, однако, вновь упомянуты в 1Пар 14:4−7 (толкование на эти стихи). «Наличие» двух Елифелетов (3:6, 8), возможно, объясняется тем, что один из них умер, а второй, родившийся позже, получил то же имя. Может быть, и Ногаг умер, а в 2-й Царств приведены лишь имена тех сыновей, которые дожили до зрелого возраста.

2. ПОТОМКИ СОЛОМОНА (3:10−24)

1Пар 3:10−24. Этот перечень потомков Соломона в сущности является перечнем царей Иудеи, начиная от Соломона до Седекии (стихи 10−16); потомки Соломона прослеживаются затем в период вавилонского пленения и по возвращении из Вавилона (стихи 17−24). Гофолия, царица, правившая между Охозней и Иоасом, не упомянута (стих 11) — по той причине, что была лишь политической фигурой, узурпатором трона, а не действительным представителем династии (2Цар 11).

С известными трудностями сталкиваемся при перечислении летописцем сыновей Иосии (стих 15). Дело в том, что первенцем его был не Иоахаз, а Иоханан, который, однако, в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается (то ли потому, что рано умер, то ли потому, что не оставил по себе никакой памяти). Была с давних пор тенденция отождествлять Иоаханана с Иоахазом, но эта тенденция, точнее, попытка терпит неудачу при сравнении 4Цар 23:31, 36 с 2Пар 36:2, 5, из коего следует, что Иоахаз (здесь назван первым) был на два года моложе Иоакима (назван вторым), и, значит, первенцем быть не мог. Вообще сыновья Иосии перечислены не по возрасту их, а в соответствии с какими-то другими соображениями, в частности, по родству их по материнской линии.

Из книги Иеремии (22:11), следует, что Иоахаз, вступивший на престол сразу после смерти отца своего Иосии, носил имя Саллум. То есть в стихе 15 (русский текст) Иоахаз поставлен вместо Иоханана; Саллум же является тем же лицом, что Иоахаз. Предшествуя по времени своего рождения лишь младшему из сыновей Иосии — Седекии, Иоахаз-Саллум, тем не менее, стал царствовать первым из братьев (Иер 22:11).

Далее летописец ведет линию «сыновей» Иехонии (1Пар 3:17), а потом — Федани (1Пар 3:18), Зоровавеля (стих 19), Ханании (стих 19), Шехании (стих 21), Шемани (стих 22), Елиоеная (стих 23) и Годавьягу (стих 24).

И тут возникает целый ряд трудностей. Первая состоит в том, что в ряде других мест Зоровавель (стих 19) назван сыном Салафиила. а не Федани (Езд 3:2, 8:5:2; Неем 12:1; Агг 1:12, 14; 2:2, 23; Мф 1:12; Лк 3:27). Но поскольку Федаия и Салафиил были родными братьями (1Пар 3:17−18), то наилучшее объяснение видится в том, что Салафиил рано умер, и его положение в династической линии перешло к его младшему брату Федани.

Вторая трудность связана с «генеалогическим списком», приводимым евангелистом Лукой, у которого Салафиил назван сыном не Асира, сына Иехонии, а Нира, чья «линия» идет не от Соломона, а от сына Давида — Нафана (Лк 3:27−31). Объяснение, может быть, кроется в следующем: поскольку Иехонии отказано было иметь наследника своего на троне (Иер 22:30), одна из его дочерей сочеталась браком с Ниром, сыном Мелхи (Лк 3:27−28: Мелха из стиха 28 не то же лицо, что Мелха из стиха 24), которые вели свою линию от Нафана. Но юридически Салафиил, как внук Иехонии, обретал свое законное место в династии Давида через Соломона; эта точка зрения поддерживается евангелистом Матфеем (Мф 1:6−12).

Третья трудность возникает в линии Зоровавеля. Летописец перечисляет семь сыновей Зоровавеля и дочь его (1Пар 3:19б−20). Но ни один из них не приводится в родословиях Матфея или Луки. Матфей, прослеживающий линию Иисуса от Давида через Соломона, пишет, что сыном Зоровавеля был Авиуд (Мат-1:13). Лука, ведущий линию Иисуса через Нафана (сына Давидова) называет сыном Зоровавеля Рисая (Лк 3:27).

Можно, конечно, предположить, что Салафиил и Зоровавель, называемые Лукой, — не те же лица, что Салафиил и Зоровавель, упоминаемые в 1-й Паралипоменон, и что Лука ведет родословие Марин прямо от Давида через Нафана (линия, не имеющая других точек пересечения с генеалогией, приводимой летописцем); толкование на Лк 3:27. Это механически сняло бы не только объяснение «второй трудности», но и самую трудность. Правда, известное расхождение между 1Пар 3:19б−20 и Мф 1:13 и в этом случае остается.

Можно допустить, что «Авиуд» — это второе имя одного из семи сыновей Зоровавеля, перечисленных в 1-й Паралипоменон, или что имя Авиуда просто выпущено из этого перечисления. Такое, действительно, возможно, и это следует из 1Пар 3:22, где летописцем сказано, что Шемаия имел шесть сыновей, после чего названо лишь пять имен.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на первую книгу Паралипоменон, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.