2. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (4:1 — 6:12)

У Ездры не записаны все события, которые случились на протяжении 21 года (начиная с 536 г. до Р. Х.), пока возводился второй храм. (Строительство его было завершено в 515 г. до Р. Х.) Причина опять-таки состояла в том, что его «тема» была главным образом богословской: показать, что храм Господень был возведен, несмотря на противостояние этому — столь серьезное, что в условиях его невозможно было бы довести до конца никакое другое строительство.

Храм был тем основанием, на котором только и могло возобновиться общение с Богом Его народа, возвратившегося из изгнания. И пока строительство храма не было завершено, народ просто не мог жить жизнью, согласной с Моисеевым заветом. Однако рассказ Ездры об этом промежуточном периоде отличается по тону от сообщения пророка Аггея, который писал о противостоянии строительству (в период с 520 по 518 гг. до Р. Х.).

Ездра, в частности, не вдавался в подробности греховной жизни народа по возвращении из Вавилона, как это делает Аггей (Агг 1). Внимание Ездры приковано лишь к внешним факторам, препятствовавшим строительству (таким, как «давление» со стороны иноплеменников, живших в земле), тогда как Аггей сосредоточивает внимание на факторах внутренних — таких, как моральное состояние народа, ставившего ценности материальные выше духовных.

а. Попытка врагов приостановить строительство (4:1−5)

Езд 4:1−2. Враги прибегли к двум методам, пытаясь воспрепятствовать строительству храма. Вначале они предложили свою помощь в строительных работах, надеясь таким образом на деле помешать им. Когда эта попытка не увенчалась успехом, они стали запугивать строителей (может быть, угрозами расправиться с ними). Действуя подкупами (нанимая «лжесоветников») и наветами, они, очевидно, старались добиться от персидских царей — Кира, а затем Дария (стихи 4−5), чтобы возведение храма было запрещено официально.

Кто же они были, эти враги Иуды и Вениамина? Речь идет о людях, живших в Палестине со времени падения Северного царства в 722 г. до Р. Х. Ассирийцы, одержавшие тогда победу над 10 северными коленами Израиля, значительную часть израильтян депортировали в Ассирию, а на их Месте поселили другие народы, которые постепенно смешивались с оставшимися в Самарии (т. е. на территории Северного царства) жителями ее (4Цар 17:23−24 и далее). Подобная тактика ассирийских царей препятствовала возникновению национальных мятежей на покоренных ими землях.

Итак, «враги» (названные в Езд 4:4 «народом земли той») были потомками смешивавшихся (с конца 8-го века до Р. Х.) племен и народов (на территории бывшего Северного царства); столетия спустя они превратились в новозаветных самарян. В дни Ездры они говорили, что поклоняются тому же Богу, т. е. Иегове, Богу Израиля. Но на самом деле их религиозные верования были синкретическими: они поклонялись как Иегове, так и другим богам (4Цар 17:29, 3234, 41). Так что вождей еврейского народа они в сущности пытались ввести в заблуждение (Езд 4:2).

В отношении «Асардана, царя Сирийского» в русской Библии — неточность. Речь здесь идет об Асаргадоне, царе ассирийском, который особенно рьяно осуществлял политику частичной депортации покоренных народов (и заселения их земель иноплеменниками); «враги», упоминаемые здесь в стихе 1, и уходили своими «корнями» в дни его царствования (681−669 гг. до Р. Х.). Впрочем переселения начались до него, а именно при Саргоне II (722−705 гг. до Р. Х.) и Сеннахириме (705−681 гг. до Р. Х.), отце Асаргадона.

Езд 4:3−5. Ответ «врагам» — как со стороны гражданских властей (Зоровавель… и прочие главы поколений), так и со стороны религиозной власти (Иисус), был немедленным и решительным: нет! Они не хотели попасть благодаря предложенной «помощи» в ловушку. Ведь они сознавали, что строящийся дом принадлежит именно их Богу… Богу Израилеву, Которому их соседи не поклонялись как единственному Богу; кроме того, осуществлять строительство храма им повелел сам Кир, царь Персидский, так что лишить этого права их никто не мог.

Однако отпор, который они дали «самарянам», тех лишь ожесточил, и они стали действовать, не чураясь никаких средств и методов (о чем упоминалось выше). Упорство их в противостоянии строителям храма не ослабевало на протяжении двух царствований — Кира и Дария (Дарий правил Персидской империей с 521 по 486 гг. до Р. Х., и именно в его дни, в 515 году, завершилось строительство храма). Заключительные слова Ездры о состоянии строительства в начале правления Дария читаем в 4:24; все, о чем говорится в стихах 6−23, следует рассматривать как своего рода вставку («сообщение в скобках»).

б. «Сообщение в скобках» (4:6−23)

Все, о чем идет речь в этих стихах, выпадает из хронологической последовательности текста, однако, не случайно, поскольку «логическая последовательность» Ездрой вполне соблюдена. Здесь он пишет о событиях своих дней, которые имели место почти 80 лет спустя после того, о чем говорится в предыдущих стихах.

Целью Ездры было показать, что козни и сопротивление со стороны врагов (стихи 1−5) продолжались долгие годы и после того, как храм был построен; тут речь идет о периоде времени с 485 г. до Р. Х., когда Персией начал править царь Ксеркс (стих 6; именно он подразумевается под Ахаш-верошем) и по 424 г. до Р. Х. (465−424 гг. до Р. Х. были годами правления царя Артаксеркса; стихи 7−10). (Имена персидских царей и даты их правления в период после возвращения иудеев из изгнания в таблице «Хронология событий так называемого «постссыльного» периода» — в комментариях на главу 1.)

Таким образом письма, приводимые ниже, могли быть написаны в дни, когда в Иерусалим вернулся сам Ездра (458 г. до Р. Х.). Автор книги, конечно же, не «по рассеянности» вставил в нее данные о событиях, гораздо более поздних, чем имевшие место в царствованиях Кира и Дария Гистаспа, и вполне сознавал, что речь в цитируемых им письмах идет о сопротивлении восстановлению стен Иерусалима, а не храма его (о чем говорится в главе 4). Но для него попытка самарян помешать восстановлению города была лишь продолжением их противодействия строительству храма. Так что логика повествования Ездры была вполне ясна его современникам.

Езд 4:6. Итак, противодействие самарян иудеям продолжалось и в царствование Ксеркса (Ахашвероша); правил с 485 по 465 гг. до Р. Х. О содержании «обвинения» в адрес жителей Иудеи и Иерусалима Ездра не сообщает (очевидно, оно было направлено на то, чтобы помешать восстановлению стен Иерусалима). Второе письмо враги иудеев написали на них преемнику Ксеркса — Артаксерксу, и о нем пойдет речь дальше.

Езд 4:7. Судя по тому, что упомянутое письмо Артаксерксу и его ответ на него привели к приостановке работ по восстановлению городских стен, оно было написано до возвращения в Иерусалим Неемии. так как при нем эти строительные работы были завершены. Хотя люди, писавшие его, говорили на северо-западном семитском диалекте, близком к древнееврейскому, письмо составлено было на Сирийском языке (принят был на Востоке в деловых кругах того времени). Книга Ездры была частично (Езд 4:8 — 6:18 и 7:12−26) написана по-сирийски. Бишлам, Мифредат и Табеел были, по всей вероятности, самарянами.

Езд 4:8−10. Рехум советник и Шимшай писец, видимо, были персами, служившими в Самарии при наместнике своего царя. Думается, что написать нижеследующее письмо их побудили заинтересованные в этом самаряне. Во вступительной части письма (стихи 9−10) они пытаются привлечь внимание царя Артаксеркса к тому, что выраженное в нем недовольство разделяется множеством племен и народов, подвластных царю. В стихе 9 перечислены эти народы, населявшие Персидскую империю. Имеется ссылка (стих 10) и на прочие народы, переселенные в города Самарии и города за рекою Евфратом, тоже «согласные» с этим письмом.

Большинство исследователей Библии полагают, что под Аснафаром (стих 10) имелся в виду не Сеннахирим (как указано в русской Библии), а другой ассирийский царь — Ассурбанипал (669−626 гг. до Р. Х.), более чем Сеннахирим заслуживавший своей успешной завоевательной политикой обычный, впрочем, для ассирийских царей титул великий и славный (стих 10). Именно при Ассурбанипале (за 200 лет до того) состоялось переселение перечисленных в стихе 9 племен и народов, возражавших теперь против строительных работ в Иерусалиме. (Напомним, что Ассурбанипал продолжил депортацию, начатую его отцом Асарданом; 4:2.)

Езд 4:11−16. Авторы письма называют себя «рабами» царя Артаксеркса и вновь образно говорят об этом в стихе 14: так как мы едим соль от дворца царского; «есть соль» на сирийском и персидском языках того времени означало быть чьим-то гостем или слугой. Далее по ходу письма они все время ссылаются на свои верноподданнические чувства и неспособность примириться с ущербом, грозящим персидской короне, если строительные работы в Иерусалиме не будут остановлены. Речь шла именно о восстановлении города, так как храм был, уже задолго до того (в 515 г. до Р. Х.), восстановлен.

Самаряне (точнее, писавшие от их имени) ссылались на то, что Иерусалим… город… мятежный и негодный (стихи 12, 15; сравните стих 19), который, будучи восстановлен, не станет платить Артаксерксу налогов (стих 13). В подтверждение своих слов они предлагали царю обратиться к памятной книге отцов, т. е. к придворной летописи персидских царей, о существовании которой упоминается и в Езд 6:2, а также в Есф 6:1; из нее царь узнает о прежних «отпадениях» Иерусалима (очевидно, имелись в виду мятежи иудеев в дни вавилонского правления — при царе Навуходоносоре).

Письмо предостерегало Артаксеркса и относительно того, что в случае укрепления Иерусалима он рискует лишиться своего владения за рекою Евфратом (стих 16), подразумевая, что тогда иудеи отвоюют вновь земли к западу от Евфрата, ранее принадлежавшие им.

Езд 4:17−23. Ответ царя Артаксеркса на это письмо в сущности не был для израильтян вовсе обескураживающим — ведь из него следовало, что возможность возобновления строительства не исключается: да перестанут строить город этот …доколе от меня не будет дано повеление, писал царь. Артаксеркс подтверждал, что в архивах были обнаружены документы, свидетельствовавшие о мятежном духе иерусалимлян и об их былом могуществе (стихи 19−20). Представляется, что признание этих фактов их истории языческим царем послужило к ободрению и утешению первоначальных читателей книги Ездры, приведя им на память дни Давида и Соломона.

14−15 лет спустя (в 444 г. до Р. Х.) Артаксеркс отменил свое запрещение восстанавливать Иерусалим; туда позволено было возвратиться Неемии, чтобы отстроить стены иудейской столицы (Неем 2:1−9). Однако непосредственным результатом письма, полученного Артаксерксом из Самарии в 458 г. до Р. Х., было насильственное прекращение строительных работ (стих 23).

е. Временный успех самарян (4:24)

Езд 4:24. Повествование возвращается к тому месту, где оно было прервано (стих 5; напомним, что стихи 6−23 содержат в себе «сообщение в скобках»).

Итак, в дни правления Кира — не столько, может быть, из-за противодействия самарян, так, видимо, и не добившихся официального запрещения строить храм (4:4−5), а по нерадению самих иудеев (Агг 1) — работа над восстановлением храма остановилась и не возобновлялась до второго года царствования Дария, т. е. до 520 г. до Р. Х. Другими словами, она возобновилась примерно через 18 лет после того, как первая группа «возвращенцев» пришла в свою землю, чтобы приступить к строительству дома Божия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Ездры, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.