1. ОБИТАТЕЛИ ИЕРУСАЛИМА (11:1−24)

Неем 11:1−4а. Наряду с «начальниками народа», в Иерусалиме, названном здесь «святым городом» (сравните стих 18; Ис 52:1; Дан 9:24; Откр 11:2), должен был поселиться один из десяти израильтян, на которого падет жребий (Притч 16:33). Вероятно, прежде чем приступить к бросанию жребия, вызваны были (и нашлись) добровольцы; может быть, они избавляли других от невыгодного тем переселения и потому были благословлены народом (стих 2).

Вот главы страны (стих 3) означает «главы персидской провинции Иудея». Следующую фразу правильнее было бы начать не с «а», а с «и»: и в городах Иудеи жили. Список открывается с сыновей Иуды и… Вениамина, которые поселились в Иерусалиме.

Неем 11:4б−19. Потомки «начальников» различных родов и кланов, которые поселились в Иерусалиме, составляли четыреста шестьдесят восемь человек, принадлежавших к колену Иудину (стих 4б−6) и девятьсот двадцать восемь, принадлежавших к колену Вениаминову (стихи 7−9); кроме того, было 1192 священника (стихи 10−14), 284 левита (стихи 15−18) и 172 привратника (стих 19) — всего 3044 человека. Согласно 1Пар 9:3 потомки Ефрема и Манассии тоже жили в Иерусалиме.

Из числа занимавших разные начальственные посты в провинции Иудея («начальники страны» в 11:3), которые осели в Иерусалиме, были (из сыновей Иуды): Афаия — потомок Фареса, и Маасея — потомок Шелы (Шилония); стихи 4−5. Фарес и Шела были, как известно, сыновьями Иуды (Быт 38:2−5, 26−29). Но потомков третьего его сына, Зары (Быт 38:30), упоминаемых в 1Пар 9:6, Неемия в 11:4−6 не указывает (предполагают, что ко времени Неемии их никого не осталось в живых). Может быть, этим объясняется, что список переселенцев (из потомков Иуды) в 1-й Паралипоменон длиннее чем в книге Неемии (сравните 690 человек в 1Пар 9:6 с 468 в Неем 11:6).

Из потомков Вениамина Неемия указывает лишь на одну линию (стих 7), тогда как летописец называет переселенцев, происходивших от Вениамина по четырем линиям. Можно (с известным сомнением) допустить, что только этим объяснялось небольшое расхождение в числе вениамитян у Неемии и летописца (928 у первого и 956 (1Пар 9:9) — у второго). Вообще расхождения в цифрах здесь и в 1Пар 9 не всегда поддаются объяснению.

Священники происходили от шести глав семейных кланов; вот они (Неем 11:10−14): Иедаия; сын Иоиарива; Иахии; Сераия… Адаия и Амашсай. В 1Пар 9:10−13 названы те же лица, но порой они названы не одними и теми же именами, или в именах их имеются разнописания. Так, Сераия — то же, что Азария, а Амашсай — то же, что Маасай; сын Иоиарива — это Иоиариф. Трудно объяснить, почему общее число священников у Неемии 1192, а у летописца — 1760 (1Пар 9:13); может быть, ко дням Неемии оно просто сократилось.

При сравнении списков глав левитских семей в книге Неемии (11:15−18) и в 1Пар 9:14−16 находим разнописания, добавления и пропуски. Так, Бакбукия может быть тем же лицом что, Вакбакар, а Авда — тем же, что Овадия (сравните Неем 12:25). Летописец перечисляет Хереша, Галала и Берехию, которых нет у Неемии; Неемия, с другой стороны, называет Шавфаю и Иозавада (стих 16; они возглавляли левитские кланы, ответственные за «внешние дела» дома Божия (судя по 1Пар 26:29, люди этих кланов исполняли, среди прочего, работу писцов и судей), однако, в 1Пар 9 эти имена не приводятся).

Говоря о привратниках, Неемия называет глав двух их кланов, тогда как в 1Пар 9:17 приведены четыре. Возможно, поэтому число привратников у Неемии (11:19) сто семьдесят два, а в 1Пар 9:22 их 212.

Неем 11:20−24. Прочие Израильтяне… жили по всем городам Иудеи (стих 20), за исключением нефинеев (помощников священников), живших в Офеле (сравните 3:26), на южном выступе Храмовой горы в Иерусалиме. Уззий начальствовал над левитами (стих 22), и был он из сыновей Асафовых, из «певческого клана». Дается пояснение (стих 23), что храмовые певцы находились под особым покровительством царя (вероятно, имелся в виду Артаксеркс).

Петахия (стих 24; сравните 9:5) был чем-то вроде царского комиссара в Иерусалиме, в обязанности которого входило как докладывать царю о положении в провинции Иудея, так и доводить пожелания и распоряжения царя до сведения иудеев (здесь называемых общим названием — израильтянами). Не известно, пересекались ли и как служебные обязанности Петахии и областеначалъника (губернатора).

2. О СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЯХ ИЗ КОЛЕН ИУДИНА И ВЕНИАМИНОВА (11:25−36)

Неем 11:25−30. При Неемии многие иудеи, возвратившиеся из изгнания, осели в 17 городах и «зависивших» от них селах. Занятая ими территория простиралась от долины Енномовой, находившейся тотчас на юг от Иерусалима, и до Вирсавии, которая находилась километрах в 40 от столицы, южнее ее.

Кириаф-Арба — то же, что Хеврон (более старое название; Нав 14:15). Почти все местности, перечисленные в стихе 25:29, упоминаются как города Иудины уже в Нав 15.

Неем 11:31−35. На север от поселений Иуды осели в 15 поселениях вениамитяне. (Многие из их «городов» можно видеть на карте «Самария и Иудея в постссыльную» пору — в комментариях на Езд 2.) Долина Харашим, или долина Ремесленников, вероятно, находилась близ Лода и Оно.

Неем 11:36. Сказано, что левиты жили среди как Иуды, так и Вениамина.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Неемии, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.