Историческая обстановка

Книга Есфирь уникальна в нескольких отношениях. В ней содержится интересный и весьма информативный материал о характере жизни в Персидской империи в определенный исторический период. События, описываемые в книге, происходили в так называемый Персидский период (539−331 гг. до Р. Х.), после возвращения большого числа израильтян из изгнания в землю Палестины.

Большинство изгнанников предпочло в Палестину не возвращаться, несмотря на то, что «выйти из Вавилона» их призывали жившие в ту пору пророки Исаия и Иеремия (Ис 48:20; Иер 50:8; 51:6). Причем Иеремия ссылался на то, что оставить Вавилон им следовало после 70 лет пребывания там, потому что такова о них воля Господа (Иер 29:10), Который вновь благословит их в земле обетованной на основании завета, заключенного Им с их отцами (Втор 28).

Есфирь и Мардохей были из числа тех евреев, которые не последовали пророческим повелениям возвратиться.

В различных древних источниках персидский царь, о котором рассказывается на страницах книги Есфирь, называется по-разному, и это нашло отражение в переводах Библии на различные языки. В русской Библии он зовется Артаксеркс. Но обычно он известен под именем Ксеркс. Также иногда он зовется еще Ахашверошем или Агасвером. Этот царь правил Персидской империей с 485 по 465 гг.до Р. Х., он был сильным и деятельным правителем.

События описанные в книге происходили в том промежутке времени, который «разделяет» главы 6 и 7 в книге Ездра. Если более конкретно, то события эти происходили в десятилетие, начинавшееся с 483 г. до Р. Х. (с третьего года правления Артаксеркса; Есф 1:3) до 473 года (когда истекал 12-ый год его правления).

Книга Есфирь единственная из книг Библии, где имя Бога не упоминается. Цитат из книги Есфирь мы не находим в Новом Завете. Списки ее не были обнаружены среди свитков Мертвого моря. Не упоминается в ней ни закон Моисеев ни жертвоприношения. Все это согласуется с той точкой зрения, что иудеи, осевшие в Персидской империи, отошли от исполнения закона и, следовательно, воли Божией. Уклонились они и от исполнения своего долга — возвратиться в землю обетованную и восстановить поклонение Иегове в храме.

В книге Есфирь нет упоминаний о молитвах, хотя о посте есть. Напомним, что в других книгах этого периода молитва в устах главных персонажей играет важную роль (хорошие тому примеры книги Ездра и Неемия). Но мы не видим, чтобы молились Мардохей или Есфирь. Возможно, оба они были недостаточно сведущи в духовных вопросах, если не считать их убежденности в том, что Бог защитит Свой народ.

Кому была адресована книга Есфирь? Если бы знать, кто они были, первые читатели книги Есфирь, легче было бы толковать ее. В книге содержится несколько указаний на даты, которые «привязывают» повествование к определенному периоду существования Персидской империи, но в ней нет и намека на время ее написания, как нет и ясного указания на то, кому она в первую очередь была «адресована».

Некоторые богословы предполагают, что книга Есфирь была написана в Персии, а затем доставлена в Палестину, где вошла в собрание ветхозаветных книг, признанных каноническими. Более правдоподобным представляется другое мнение, состоящее в том, что автор книги, живя в Палестине, описал все эти события, происшедшие в Персии, для пользы и назидания своих собратьев, возвратившихся в землю обетованную. Маловероятно, что она была рассчитана на читателей-персов. Назначение ее, несомненно, было в том, чтобы ободрить израильтян, напомнив им, что Бог действует в их интересах, и даже люди, отказавшиеся вернуться в землю, могут послужить орудием Его благодати.

Когда бы ни была написана книга Есфирь, время ее появления было трудным для евреев в Палестине. 21 год ушел на строительство храма (536−515 гг.до Р. Х.) и, как следует из второй половины книги Ездра, в царствование действительного Артаксеркса (сына Ксеркса), т. е. в 464−424 гг.до Р. Х., духовное состояние народа оставляло желать лучшего. Как для Ездры, так и для Неемии, причина этого была ясна: народ не следовал условиям завета, записанным во Второзаконии, и поэтому больше находился под действием Божьего осуждения чем под Его благословениями.

В свете этого понятно, каким замечательным источником ободрения могла послужить книга Есфирь для евреев, боровшихся за восстановление нации и системы богопоклонения, существовавшей до плена. Ведь книга недвусмысленно свидетельствовала, что враждебным племенам, которых так страшились иудеи, никогда не покорить народа, избранного Богом. Израиль находился под Его защитой, несмотря на то, что значительная часть его оставалась за пределами обетованной земли. И хотя Бог Израиля в книге Есфирь не упоминается, эта книга, несомненно, внушала мысль о необходимости поклоняться Ему.

Как уже было сказано, в книге не содержится и намека на то, кто был ее автором, но кем бы он ни был, человеку этому хорошо были знакомы образ жизни персов и их культура. Из повествования нельзя не почувствовать, что оно составлено очевидцем событий. Автор книги, вероятно, был евреем. Существует предположение, что она написана Ездрой или Неемией, но убедительных доказательств в пользу этого не имеется.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Есфирь, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.