Исх 7:1−5. Выслушав слова Моисея о его несоответствии этой задаче (6:30), Бог опять приказал ему слушаться. Господь сказал Моисею, что он будет, как Бог, перед фараоном (сравните 4:16); Он имел, вероятно, в виду те Божии казни, которые чудесным образом нашлет на Египет как бы через Моисея. А Аарон… будет… пророком (тем, кто говорит за другого; сравните 4:16) у Моисея. Короткое обращение к фараону должно быть такого же содержания, как прежде (7:2; 5:1; сравните 3:10, 18; 6:11). Несколько вещей явятся результатом этого (7:3−5).

Несмотря на красноречие Аарона и способность Моисея подтверждать данную ему власть сверхъестественными знамениями, Бог ожесточит сердце фараоново (толкование на 4:21). И это в свою очередь приведет к совершению над Египтом страшных судов Божиих (10 казней; 7:8 — 12:36). А через них — к освобождению Израиля (7:4) и к осознанию египтянами того факта, что Бог есть Иегова (Господь, стих 5).

Исх 7:6−7. Моисей и Аарон послушались Господа. Нам указан возраст двух главных персонажей. Моисею было 80 лет, а Аарону 83 года. На страницах Ветхого Завета возраст выдающегося лица нередко указывается перед тем, как произойти значительному событию (сравните, например, Быт 16:16, 17:24−25). После 40 лет странствований в пустыне Моисей умер в возрасте 120 лет (Втор 34:7), а Аарон — в возрасте 123 лет (Чис 33:38−39).

2) Требование Моисея, обращенное к фараону.

Исх 7:8−13. Зная, что фараон усомнится в полномочиях Моисея и Аарона (сравните 5:1−2) и бросит им вызов, потребовав совершить чудо, Бог научил их, как им воспользоваться своими полномочиями. Он повелел Моисею сказать Аарону, чтоб бросил жезл свой пред фараоном, и жезл сделается змеем (сравните 4:2−4).

Однако, когда они сделали это, то волхвы фараона (чародеи) с помощью своих чар сделали то же самое; скорее всего, чудеса, продемонстрированные ими, были совершены силою сатаны, а не просто благодаря «ловкости рук». Сатана ведь способен «на всякие знамения и чудеса ложные» (2Фес 2:9), которые вводят в заблуждение (2Фес 2:10; Откр 13:10−15; сравните Мф 24:24). Возможно, двое из этих чародеев и были Ианнием и Иамврием, которые «противились Моисею» (2Тим 3:8).

Египетские волхвы оказались в состоянии повторить, кроме того, чудо обращения воды в кровь (Исх 7:22) и сумели вывести на землю жаб (8:7), т. е. повторили то, что сделалось для Египта двумя первыми казнями. Однако жезл Ааронов — змей поглотил таковых же у чародеев — так было продемонстрировано превосходство Божией силы.

Моисей и Аарон, посланники Бога, столкнулись с посланниками сатаны, богами Египта и их волхвами. Каждая из последовавших затем казней поражала тот или иной аспект египетской системы религиозных верований (сферу господства сатаны), причем кульминацией явилась смерть их «наследного бога» — перворожденного сына Аменхотепа II. Бог израильский восторжествовал над силами тьмы. Как и предсказал Бог (4:21; 7:3; сравните стих 22; 8:15, 19), сердце фараоново оказалось неспособным внять предостережениям и явить раскаяние: царь явил бы его на деле, отпустив народ (7:13).

Бог демонстрирует Свою абсолютную власть над человечеством, пользуясь людьми по своему усмотрению; одним, как Моисею, Он дает воздать Себе честь, а другим, как Аменхотепу II, — позволяет какое-то время пренебрегать Собой). Но как те люди, так и другие, служат славе Божией, хотя каким это образом происходит, лежит за пределами ограниченного человеческого понимания.

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 — 12:36)

Десять судов или кар излились на египтян. Эти суды, которые принято называть казнями, могут быть объединены в три группы — по три казни в каждой, при том, что 10-ая казнь явится кульминационной. Первая, четвертая и седьмая начинают каждую из групп (циклов): 7:15; 8:20; 9:13. Первые три (кровь, жабы и мошки) возбуждали отвращение; вторые три — беспокоили (песьи мухи) или причиняли боль — как душевную, так и физическую (падеж скота и нарывы, высыпавшие на людях и на животных); три третьи были казнями, как бы «насылаемыми природой»: саранча, град, тьма. Третья казнь завершается поражением чародеев (8:19), шестая — их неспособностью устоять перед Моисеем (9:11), а девятая — удалением Моисея от фараона (10:28).

При совершении казней 1−3 Аарон применял свой жезл (7:19; 8:5−6, 16−17), а при совершении казней 7−9 Моисей применял свой жезл (9:22−23; 10:12−13, 21−22; хотя в 10:21−22 упоминается лишь рука Моисея; может быть, при этом был применен и жезл). Но при совершении казней 4−6 жезлы применены не были.

Десять казней могли происходить на протяжении примерно 9 месяцев. Первая настигла Египет во время разлива Нила (июль-август). Седьмая (9:31) — в январе, когда зреет ячмень и цветет лен. Преобладающими в марте или апреле восточными ветрами могло нанести полчища саранчи (8-ая; 10:13). А 10-ая казнь (главы 11−12) свершилась в апреле, в месяц Пасхи. Насылая все эти казни, Бог совершал суд над богами Египта (которых было очень много) и являл Свое превосходство над ними (12:12; 18:11; Чис 33:4). Таблицу «Египетские казни; боги и богини Египта».

Помимо того, назначение казней могло состоять в одолении фараона и выявлении его бессилия. Ведь египтяне почитали его как воплощенного бога Гора, сына Хасор. А отцом Хасор был сам верховный бог Амон-Ра. Далее: казни продемонстрировали как фараону, так и египтянам, что Бог есть Господь (Иегова; Исх 7:5, 17; 8:10, 22; 9:14, 16), и та же истина была продемонстрирована Израилю (10:2).

Любопытна реакция фараона на каждую из казней. После совершения 1-ой он не захотел и слушать об освобождении израильтян (7:22−23). В процессе 2-ой согласился отпустить народ, если жабы будут удалены с земли египетской (8:8). Когда совершилась третья казнь, он не стал слушать совета собственных волхвов (8:19). В ответ на четвертую он вначале предложил, чтобы израильтяне принесли жертву в земле египетской (8:25). Позднее он согласился отпустить их с тем, однако, чтоб не уходили далеко (8:28), но в конце-концов отказался от своего обещания (8:32).

И опять — после 5-ой и 6-ой казней — он отказался удовлетворить требование израильтян (9:7, 12), однако, после 7-ой казни пообещал отпустить их (9:28), если прекратятся дождь и град, но снова взял свое слово назад. В процессе совершения 8-ой казни фараон предложил отпустить одних мужчин (10:11) и даже признал, что согрешил пред Господом (10:16); когда же совершалась 9-ая казнь, он сказал, что все они — мужчины, женщины и дети — могут идти, только пусть не берут с собой своего скота (10:24).

Египетские казни, боги и богини Египта

Казни Ссылки Возможные боги и богини Египта, подвергшиеся казням
1. Нил превратился в кровь Исход 7:14−25 Хапи (называемый также Аписом), бог-бык, бог Нила; Изида, богиня Нила; Кнум — бог-баран, страж Нила и др.
2. Жабы 8:1−15 Хекет, богиня рождения новой жизни, с головой жабы
3. Мошки 8:16−19 Сет, бог пустыни
4. Песьи мухи 8:20−32 Ра, бог солнца; или бог Уатшит, возможно, представляемый в образе мухи
5. Падеж скота 9:1−7 Хасор, богиня с головой коровы; Апис, бог-бык, символизирующий плодородие
6. Воспаление 9:8−12 Секмет, богиня, имеющая силу врачевания; Суну, бог гибельных эпидемий; Изида — богиня, исцеляющая болезни
7. Град 9:13−35 Нут, богиня неба; Озирис, бог урожая и плодородия; Сет, бог штормов и бурь
8. Саранча 10:1−20 Ну, богиня неба; Озирис, бог урожая и плодородия
9. Тьма 10:21−29 Ра, бог солнца (верховный); Гор, один из богов солнца; Нут, богиня неба; Хасор, богиня неба
10. Смерть перворожденных 11:1-:2:30 Мин, бог воспроизведения потомства и продолжения рода; Хекет, богиня, посещающая женщин при родах; Изида — богиня, покровительствующая детям; первенец фараона — тоже бог

Некоторые боги и богини выполняли не одну, а больше функций, и были ответственны не за одну какую-то сферу, а за большее число их. Кроме того, в соответствии с верованиями древних египтян — многие боги или богини, которым поклонялись в одном городе или месте, и (или) в какой-то определенный период времени, уподоблялись, как бы «поглощая» их, богам и богиням, которые были предметом поклонения в других местах и в другие периоды времени. Таким образом система религиозных представлений у египтян была весьма сложной и порой противоречивой.

После того, как Египет настигла 10-ая казнь, фараон сам стал побуждать израильтян выйти из его земли! (12:31−32). В Псалмах 77:46−51 и 104:28−36 упоминаются некоторые из казней египетских как свидетельство Божией силы и Его заботы о Своем народе.

а. Казнь 1: вода в Ниле обратилась в кровь (7:14−25)

Этот текст посвященный первой казни, можно подразделить на три части: Божии наставления Моисею и Аарону (стихи 14−19); чудо, совершенное через Моисея и Аарона (стихи 20−21); ответные действия фараона и египтян (стихи 22−25).

Исх 7:14−19. Бог повелел Моисею встретить фараона… когда он выйдет к воде (к Нилу). На Нил в Египте смотрели как на источник жизни и почитали реку как бога. Когда в июле и августе Нил разливался, выходя из берегов, то удобрял почву, и это давало людям возможность собирать обильные урожаи. В это время года фараон совершал торжественные церемонии благодарения, чествуя реку, которая несла им благословения. Возможно, Моисей прервал своим появлением одну из таких церемоний, совершавшихся фараоном (сравните 8:20).

Моисей должен был поставить фараона в известность о причине грядущих судов (от имени Бога Евреев, 7:16; сравните 3:18; 5:3; 9:1, 13; 10:3). Фараон не послушался истинного Бога (7:16) — и в этом объяснение характера и результатов последовавших казней (стихи 17−18). Казнь обрушилась на реки их, притоки рек и даже на самые малые водохранилища (стих 19).

Исх 7:20−21. Как только Аарон, по указанию Моисея, простер свой жезл над Нилом, ужасная казнь совершилась — вода в реке превратилась в кровь. Некоторые комментаторы Библии высказывают предположение, что вода лишь приобрела красноватый цвет, а не обратилась в кровь в буквальном смысле слова. Так, Кассуто полагает, что красный цвет могли дать воде «мелкие грибки и другие красные водоросли, либо крошечные насекомые красноватого оттенка».

Такое понимание, однако, ничем не оправдано, да и не объясняет ни внезапности наступления этого чуда, ни массовой гибели рыбы. Хотя химический состав предполагаемого органического вещества красного цвета — неизвестен, египтяне воспринимали его — на вид и на вкус — как кровь. Из-за мертвой рыбы вода в реке стала смердеть (стихи 18, 21). И поскольку Нил имел жизненно важное значение для сельского хозяйства и экономики страны, это чудо не могло не вызвать тревогу среди населения.

Несколько богов из их пантеона ассоциировались в глазах египтян с Нилом, и среди них — Апис, Изида, Кнум (Таблицу «Египетские казни; боги и богини Египта»). Кроме того, в разливе Нила они видели символ ежегодного чудесного возрождения Озириса, бога земли и растительности, покрывающей ее. Другие боги, по-видимому, стояли на страже рыбного богатства Нила.

Превращение нильской воды в кровь знаменательно и с той точки зрения, что египтяне ассоциировали Нил с кровеносной системой Озириса.

Исх 7:22−25. Однако придворные чародеи фараона оказались в состоянии повторить это чудо, так что царь ожесточил свое сердце против Бога.

Если вся вода стала кровью, то какой водой воспользовались чародеи, чтобы повторить чудо, явленное Моисеем и Аароном? Ответ, возможно, найдем в стихе 24: поражены были воды Нила, но не подземных источников, вода из которых просачивалась на землю. В поисках питьевой воды люди не обращались более к Нилу. Это загрязнение Нила длилось семь дней (стих 25). Некоторые понимают этот стих так, что семь дней прошло между первой казнью (продолжавшейся один день) и началом второй. Но поскольку промежутки между другими казнями в Библии не указаны, то правильнее, по-видимому, допустить, что первая казнь длилась семь дней.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Исход, 7 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.