Притч 20:1. Вино и сикера в притче персонифицированы: им приписываются порочные человеческие свойства. Мысль здесь та, что вино как бы глумится над пьющим его человеком, затмевая его сознание и лишая нравственной ориентации, а сикера делает его буйным (сравните Ис 5:11; 28:7). (Если вино изготовлялось из винограда, то сикерой называли на древнем Востоке крепкий пьянящий напиток, изготовленный из ячменя, фиников или плодов гранатового дерева.) Потреблять сикеру (как и вино) запрещено было священникам (Лев 10:9) и принявшим обет назорейства (Чис 6:1−3). Помимо этого стиха, в книге Притчей немало других мест в которых осуждается пьянство (23:20−21, 29−35; 31:4−5).

Притч 20:2. Трижды упоминается в этой главе царь (стихи 2, 8, 26), который рассматривается Соломоном как идеальный правитель и справедливый судия, как некий эталон нравственности. Подразумевается, что попусту такой царь гневаться не станет, но в гневе своем он страшен, подобен рычащему льву (сравните 19:21), и горе тому, кто вызвал у него раздражение. о царском гневе в 14:35 и в 16:14.

Притч 20:3. Ввязываться в ссоры свойственно людям глупым (сравните 12:16), умные ссор избегают (17:14), и это делает им честь.

Притч 20:4. На Среднем Востоке сезон пахоты и сева приходится на зимние месяцы, на время дождей. Потому-то и сказано тут, что ленивец зимою не пашет; ему неохота трудиться в грязи, под холодным дождем. Зато и летом напрасно он станет искать урожая на своем поле. Не употребив усилий, не получишь ничего.

Притч 20:5. Обращает на себя внимание идентичность метафор в этой притче и в 18:4. Здесь, однако, «глубоким водам» уподоблены помыслы человеческие; вычерпать эти «воды» дано лишь умному человеку. Соломон, очевидно, подразумевает, что только тот, кто умен и проницателен, в состоянии проникнуть в чужие «помыслы» и правильно оценить их — с тем, в частности, чтобы помочь другому человеку разобраться в собственных мыслях, мотивах и намерениях. Ведь нередко люди нуждаются в мудром советнике, чтобы понять до конца самих себя.

Притч 20:6. В английских текстах Библии этот стих звучит в значении самовосхваления, присущего многим людям. (Вспомним, что во дни Христа превозносить себя за дела милосердия свойственно было фарисеям; Мф 6:2.) Во второй фразе стиха с горечью констатируется, что среди таких любителей хвалиться своим милосердием немного сыщется действительно милосердных (и в этом смысле правдивых).

Притч 20:7. Добрая слава праведника освящает и детей его, которые блаженны (счастливы) и благодаря этой славе, и потому, что наученные добрым примером отца, стремятся соответствовать ей.

Притч 20:8. О проницательности царя — справедливого судии; толкование на стих 2.

Притч 20:9. Люди, объявляющие себя чистыми от греха, обманывают себя и других. сравните 3Цар 8:46; Еккл 7:20; 1Ин 1:8; Рим 3:9−12, 23.

Притч 20:10. Пользование неодинаковыми весами и мерами в целях наживы было грехом, распространенным на древнем Востоке, и потому в Притчах о нем упоминается неоднократно (11:1 и комментарий на этот стих, а также 16:11). Как и всякое другое проявление человеческой порочности, он был мерзостью пред Господом.

Притч 20:11−12. Продолжение «темы порочности», являющей себя в поступках и действиях. Уже по занятиям, которые избирает для себя ребенок, можно судить о чистоте или нечистоте его натуры и, следовательно, каким будет поведение его, когда он вырастет. Для правильности такого суждения надо не только слышать, но и видеть — ведь не зря Господь… создал и дал нам уши и глаза.

Притч 20:13. Часто повторяющаяся тема лени и прилежания, от которого зависит благосостояние человека, ибо любящему спать грозит бедность (сравните 6:10−11; 10:4а; 19:15б).

Притч 20:14. Изречение из житейской практики: некоторые покупатели ругают товар, чтобы сбить цену, а, купив его, хвалятся тем, что «перехитрили» продавца.

Притч 20:15. Смысл этого изречения в том, что как ни редки золото и жемчуг, сколь ни драгоценны они, все же большую драгоценность (и еще реже встречающуюся!) представляют собой уста разумные, т. е. способные к месту и ко времени произносить слова мудрости и знания.

Притч 20:16. Дословно этот совет повторяется в 27:13. Обращает на себя внимание, как часто встречается в книге Притчей предостережение против поручительства за постороннего (сравните 6:1−5 и толкование на эти стихи; сравните также с 11:15; 17:18; 22:26−27). Дающему в долг не возбранялось (хоть и с известной оговоркой! Исх 22:26) взять у должника в залог верхнюю его одежду. Здесь взять такой залог предлагается у того, кто поручился за должника ему неизвестного.

Притч 20:17. Это притча о первоначальной «сладости греха» (сравните со словами «женщины безрассудной» в 9:17 «Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен»), которая в конечном счете обернется горечью («вкус» неправды уподоблен вкусу дресвы; в англ. текстах Притчей — «песка, мелких камешков») во рту.

Притч 20:18. О важности не начинать серьезных «предприятий», в особенности военных действий, не посовещавшись предварительно с теми, которые в состоянии дать умный совет (сравните 11:14; 15:22; 24:6; Лк 14:31).

Притч 20:19. Предостережение против сплетников и контактов с ними.

Притч 20:20. Непочтительно относившийся к родителям нарушал пятую заповедь Моисеева закона (Исх 20:12), и злословивший их, оказывавший им открытое неповиновение, подлежал наказанию смертью (Исх 21:17; Лев 20:9). Погасший светильник и есть образ смерти (Притч 13:9; 24:20; Иов 18:5−6; 21:17).

Притч 20:21. Под «наследством, поспешно захваченным», могло пониматься то, которое было «вытребовано» раньше времени (как в Притче о блудном сыне; Лк 15:11−20) или захвачено бесчестным образом (Притч 19:26). Такое наследство обычно сковывает инициативу захватившего его, отбивает у него желание трудиться, и быстро проматывается, что и соответствует фразе не благословится впоследствии.

Притч 20:22−24. Стихи 22−24 исходят из присутствия Господа в жизни человека.

В стихе 22 осуждается желание мстить за причиненное зло (сравните 24:29; Втор 32:35; Рим 12:19). Отмщение — дело Господа, Который сохранит и утешит доверившего Ему свою боль.

В стихе 23 — часто встречающееся в книге предостережение против пользования неверными весами и неодинаковыми гирями, потому что это — мерзость пред Господом.

В стихе 24 напоминается, что решения, принимаемые человеком, и поступки, совершаемые им, — под контролем Господа и направляются Им (сравните Притч 16:1, 9; 19:21). Поскольку в жизни любого из нас последнее слово всегда остается за Господом, нам трудно порой до конца разобраться в мотивах и характере собственных решений и поступков, другими словами, в пути, которым мы следуем.

Притч 20:25. В этом стихе можно уловить известную смысловую связь с предыдущим. Из того, что пути человека направляются Богом, не следует, что человек не несет за них ответственности. Так, он ответственен за обещания, которые дает Богу или людям (Втор 23:21−23; Еккл 5:4−5); пообещавший прежде чем обдумал свой обет, может попасть в скверную ситуацию (он раскидывает сеть для самого себя).

Притч 20:26. Мудрый царь (стихи 2, 8 и толкование на стих 2) обязан в среде своих подданных отделять праведных от нечестивых и от последних общество очищать. Нечестивые уподобляются шелухе, которая в процессе веяния отделяется от зерна (праведных подданных), и уносится ветром. Под «колесом», возможно, понималось нечто вроде «барабана», принадлежности веялки.

Притч 20:27. Дух человека, который лишь Господь «проницает» до конца, служит Ему как бы светильником, освещающим для Господа все глубины человеческого сердца.

Притч 20:28. Образ идеального царя. Толкование на стих 2 сравните со стихом 8, 26.

Притч 20:29. В древнееврейском обществе ценились преимущества каждого возраста — как сила… юношей, так и мудрость стариков, символом которой почиталась их седина.

Притч 20:30. О пользе физического наказания как методе воспитания, избавления от зла, даже если оно успело пустить корни в человеке (проникнуть во внутренности его).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 20 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.