Притч 29:1. Есть люди упорной нераскаянности, которые, сколько бы их ни обличали в совершенном или совершаемом ими зле, лишь «ожесточают выю свою», т. е. настаивают на своей правоте или праве поступать так, как они считают нужным. Понятие «жестоковыйности» особенно часто встречается в Пятикнижии (к примеру, Исх 32:9; 33:3; Втор 9:6 и сравните с Притч 28:14). Такой человек будет внезапно повержен во прах (сравните 1:27; 6:15; 10:25а) — без надежды на облегчение своего положения.

Притч 29:2. Стих весьма созвучен со стихами 12 и 28 в предыдущей главе.

Притч 29:3. Притчи часто возвращаются к мысли о радости отца, сын которого мудр (сравните 10:1; 15:20; 23:15, 24; 27:11). Здесь эта радость, вероятно, противопоставляется скорби того родителя, чей сын расточает его имение на блудниц.

Притч 29:4. Царь справедливый (вершащий правосудие) укрепляет свою землю, а тот, который чрезмерно любит подношения, разоряет ее. Согласно одному из толкований этого стиха (основанному на его лингвистическом анализе) речь тут идет не о взятках («подарках»), а скорее о податях. Правители, не чувствовавшие меры во взимании их, лишь подрывали стабильность своих царств, примером чему может служить сын Соломона — Ровоам (3Цар 12:1−19), который, надо думать, слышал эту притчу от своего отца, однако, не внял ей.

Притч 29:5. Льстить другу своему, скрывая от него правду (порой неприглядную) о заблуждениях его и неверном поведении, значит в конечном счете расстилать сеть ногам его.

Притч 29:6. Часто встречающаяся мысль о воздаянии за зло: оно возвращается к тому, кто творит его, и лишает его радости, тогда как человек, чья совесть чиста, веселится и радуется.

Притч 29:7. Восхваление праведного суда и осуждение неправедного в отношении людей бедных, в которых лично судья не заинтересован. Будучи праведником, он тщательно вникает и в их тяжбу, нечестивого же торжество справедливости тем более не занимает, когда судятся между собой «малые мира сего».

Притч 29:8. Здесь развратные надо понимать как «нравственно развращенные». Таковые будоражат общественное мнение, подбивают город к мятежу, который лишь мудрым удается предотвратить.

Притч 29:9. Судиться умному с глупцом особенно тяжело, потому что последний, чуждый логики, выводит умного из себя (лишает его покоя) тем, что, сердится ли (сравните 27:3), смеется ли, все топит в эмоциях и пустословии.

Притч 29:10. Под «кровожадными», очевидно, понимаются злобные, безнравственные люди. Непорочный человек (т. е. мягкий, порядочный, самым существованием своим уязвляющий их совесть) всегда таким ненавистен. О нем заботятся… праведные, т. е. люди схожего с ним образа мыслей и чувств, которые тяжело переживают зло этого мира.

Притч 29:11. О безудержности гнева глупца (сравните 27:3) и о том, что мудрому и в гневе присущ самоконтроль.

Притч 29:12. Если дела правления совершаются в атмосфере лжи, то и все служащие правителя, вольно или невольно приспосабливаясь к ней, становятся лжецами.

Притч 29:13. Бедный и лихоимец противопоставлены один другому как человек нравственный человеку безнравственному, как жертва преследователю своему. Единственно, что есть у них общего, это то, что свет глазам того и другого дает Господь.

Притч 29:14. Справедливому царю радуются подданные его, и престол его храним Богом.

Притч 29:15, 17. Многократно повторенная в книге мысль о необходимости для ребенка физического наказания (наряду с воспитанием его посредством словесных внушений); сравните 13:24; 22:15; 23:13−14. Предоставленный самому себе, он позорит своим поведением мать свою. И, напротив, источником радости для родителей станет сын, которого не оставляли в детстве без наказания (стих 17).

Притч 29:16. Под «нечестивыми» здесь могут пониматься правители, не боящиеся Бога. По мере того, как они сменяют друг друга на престоле (печальный пример чему являла история Израиля), умножается беззаконие (в стране). Как это неоднократно утверждается в Притчах, Псалмах, да и в других книгах Библии, праведники — в конечном счете — увидят падение их.

Притч 29:18. Тут речь идет о необходимости для народа слова Божиего, разъясняющего закон и его положения, которое передавалось через пророков. Без такого руководства свыше (Ам 8:11−12) народ перестает соблюдать закон и делается необуздан. Счастливы лишь люди, соблюдающие закон.

Притч 29:19, 21. О необходимости строгого обращения с рабами. Если словесных наставлений недостаточно для сына, тем более недостаточно их для раба, ибо он редко склонен к послушанию (стих 19). Раб с детства должен знать свое место, а если… воспитывать его в неге, то, повзрослев, он перестанет ощущать разницу между своим положением в доме и положением господского сына; последствия этого могут быть печальны (мысль о «печальных последствиях» прочитывается некоторыми переводчиками в еврейском оригинале).

Притч 29:20. Здесь человек «опрометчивый в словах своих» в сущности приравнивается глупцу. С тем, кому свойственно прежде сказать, а потом подумать, так же неприятно иметь дело, как с самонадеянным спесивцем («мудрым в глазах своих»; сравните этот стих с 26:12).

Притч 29:22. Та же мысль выражена в 22:24, толкование на этот стих сравните с 26:21; 30:33.

Притч 29:23. Гордый человек будет унижен. Ему не избежать этого. Ведь гордыня, побуждающая людей думать и поступать так, будто Бог над ними не властен, Творцу ненавистна. Смиренный же духом пребывает под Божией благодатью и потому в чести у людей.

Притч 29:24. Предупреждение против соучастия в преступлении. Сообщник вора берет грех на душу свою не только тем, что сам становится вором, но и тем, что, слыша проклятие в свой адрес, умалчивает об этом (так, вероятно, в свете Лев 5:1, следует понимать вторую часть этого стиха).

Притч 29:25. Боящийся людей (подразумевается, злых, недостойных) попадает в зависимость от этого страха, и сам начинает вести себя недостойно; в этом смысле он и ставит сеть себе. Но надеющийся на Господа свободен от страха перед людьми; опасность «угодить в сеть» ему не угрожает.

Притч 29:26. Очевидна смысловая связь этого стиха с предыдущим. Люди ищут благосклонности правителя, чтобы он повлиял в их пользу на ход каких-то событий, или помог им добиться «справедливости» в важном для них деле. Но «гарантированной справедливости» ожидать от правителей не приходится. Зато возникает серьезный риск «поставить себе сеть». Истинная справедливость исходит только от Господа, как и судьба человека в целом зависит от Него.

Притч 29:27. Противопоставление добра и зла мы встречаем по ходу всей книги Притчей Соломона.

Здесь это противопоставление подчеркнуто употреблением термина «мерзость», которым обычно выражается крайнее неприятие Богом идолопоклонства. Праведники и нечестивцы — мерзость в глазах друг друга, потому что первые страстно ненавидят зло, а вторые — лишь с позиции зла: эгоизма, корысти и зависти — воспринимают и людей и все происходящее в мире; другими словами, и восприятие и чувства их превратны.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на притчи Соломона, 29 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.