I. ВРЕМЯ СУДА (глава 24)

Ис 24:1−4. Открытое ему в видении Исаия не мог приурочить к сколько-нибудь точному времени, как не мог «распознать» и то, чьими руками совершит Господь суд над всею землею, опустошив ее и разорив настолько, что она потеряет прежний свой вид (стих 1). Одинаковая судьба постигнет всех людей, независимо от их общественного положения и материального достатка (стих 2). Ибо Господь так решил (изрек слово сие).

По-разному переводится (и толкуется) вторая фраза в стихе 4: одни понимают ее в том смысле, что небеса (то, что названо «твердью» в книге Бытия) погибнут вместе с землей; другие — под «возвышавшимися» склонны понимать не земли и не «небеса», а людей, занимающих особо высокое положение: их не минует та же злая участь.

Ис 24:5. Все, что Бог создал изначально, было хорошо (Быт 1:31). Но люди осквернили землю, преступив данные им Богом законы и правила и нарушив вечный завет с Ним. Под перечисленным здесь одни понимают то, что было предписано Ною — для обязательного исполнения всеми его потомками (Быт 9, начиная со стихом 4), другие — те законы и тот завет, которые обязывают людей слушаться слова Божия; они с самого начала были заложены в человеческую природу, но люди с «первого же дня» не захотели жить в согласии с ними (Быт 2:16−17; 3:1−6; сравните с Ос 6:7). Это и послужит причиной конечного «опустошения» земли Господом.

Ис 24:6−13. Проклятие, «поедающее» землю, и есть Божие наказание за вину людей, которых немного останется (пророк видит это уже совершившимся: немного осталось). Некому станет веселиться (стихи 7−9) и не будут более собирать виноград, чтобы изготовить из него вино: переспелые ягоды станут лопаться и истекать соком (плачет сок грозда); виноградная лоза высохнет («заболеет» — болит).

Город в стихе 10 (сравните 25:2) представляет землю в целом (сравните со стихом 13). В стихах 11−12 — те же мысли об опустошении и прекращении «всякой радости». Обитые маслины и виноградник, у которого обрезаны гроздья и сорваны едва ли не все ягоды, символизируют почти обезлюдевшую землю (стих 13).

Ис 24:14−16а. Они в стихе 14, вероятно, относится к тем немногим праведникам, которые переживут время великой скорби на земле. Праведники будут радоваться тому, что земля очищена наконец от греха, и возвысят голос свой, чтобы прославить великого Господа. С моря (стих 14) в других переводах читается как «с запада»; это, собственно, одно и то же, поскольку подразумеваемое здесь Средиземное море называлось и «западным».

Итак, говорит Исаия, Господа будут славить на западе, на востоке (стих 15) и от края (до края) земли (стих 16). «Слава Праведному!» в устах верующего остатка звучит как признание справедливым акта возмездия, постигшего землю (каждое вторжение ассирийцев в чужие страны современниками пророка, напротив, рассматривалось как жестокое, несправедливое наказание).

Ис 24:16б. В свете сказанного выше вторая часть стиха 16 может быть понята лишь в том смысле, что от виденья вселенского славословия Господа Исаия вновь «обращается» к своему времени, в котором все еще злодейски… злодействуют злодеи.

Ис 24:17−20. Страшная картина последнего суда над грешной землей, похожая на ту, что изображена в 16-ой главе книги Откровения, возникает перед духовным взором пророка. О безысходности той ситуации (когда она возникнет) Исаия говорит в образах. Петля — это силок, какие ставились на птиц и зверей. …

Разверзнутся природные стихии: разразятся страшные ливни и землетрясения. Земля представлялась древним евреям утвержденной на столбах («основах»); сравните с 1Цар 2:8. И, вот, основания ее потрясутся, и она станет, как пьяный, и закачается, словно колыбель младенца. Она упадет, и уже не встанет — по причине беззакония, тяготеющего на ней, горестно восклицает пророк.

Ис 24:21−23. Глава завершается тем же, с чего начинается (стих 1), — констатацией Исаией прямого вмешательства Божиего в дела земли. Самые «хляби небесные» разверзнутся потому, что Он попустит это. Воинство выспреннее, т. е. «вышнее», или небесное, — здесь духи зла, противостоящие Богу (Откр 19:20; 20:2). «Цари земные» — это те политические деятели, которые несут ответственность за безобразия и бесчинства, происходившие на земле. Их невидимыми «соправителями» являются демоны, или силы зла, «господствующие в воздухе» (Еф 2:2 сравните с Дан 10:13). (Примечательно, что согласно учению раввинов, Господь не наказывает ни одного народа прежде чем не накажет того злого духа, который оказывал на него воздействие противное Богу.)

Посетит в стихе 21 значит «накажет». Для того, чтобы подвергнуться ожидающему их наказанию, виновники зла — как небесные, так и земные — будут собраны вместе и, как узники, будут брошены в ров. На Востоке, вплоть до недавнего времени, темницами служили простые ямы, но здесь «ров» — скорее всего образ преисподней (Откр 19−20). По некоторым переводам последним словом в стихе 22 является не наказаны, а «освобождены».

Можно предположить, что это «место» из видения Исаии соответствует либо Откр 20:7−10, либо стихам, непосредственно следующим за ними, т. е. Откр 20:11−15. Известно, что сатана, заключенный на тысячу лет «в темницу» (Откр 20:7), после этих многих дней будет на некоторое время освобожден, чтобы затем подвергнуться, вместе со всеми нечестивцами, последнему осуждению у Великого белого престола. В это время Господь Саваоф будет царствовать на горе Сионе и в Иерусалиме. И покраснеет луна, и устыдится солнце — как известно, в древности им поклонялись как божествам, и здесь образ «постыжения» лжебогов перед лицом истинного Бога.

Напомним, что на протяжении 1000 лет Мессия будет править как Царь всей земли (Зах 14:9) из Иерусалима, как бы центра Божиего пребывания (Ис 2:2−4; Мих 4:1−5). По прошествии славного Тысячелетия и совершении суда у Великого белого престола Бог станет вечно управлять миром из Нового Иерусалима (Откр 21:2, 10). В этой связи возникает возможность иного объяснения относительно «луны» и «солнца» в стихе 23: Иерусалим, «сходящий от Бога с неба» (Откр 21:2), будет настолько исполнен Божией славы, что ни солнце ни луна как источники света уже не понадобятся ему (Откр 21:23).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 24 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.