4. ГОСПОДЬ ИСПОЛНИТ ОБЕЩАННОЕ ИМ (глава 66)

Образ мессианского Царства, которое обещано было Богом Аврааму и к которому изначально устремлена вся история человечества, до конца сопровождает Книгу Пророка Исаии.

а. Господь призрит на смиренного (66:1−2)

Ис 66:1−2. Что может предложить Творцу человек — такого, что не принадлежало бы Ему с самого начала? Ведь всему дала бытие (все сие было; стих 2) рука Его! Мысль эта иносказательно выражена в стихе 1. Неоднократно прозвучит она и в Новом Завете; ссылаясь на нее, первомученик Стефан и апостол Павел (Деян 7:48 и 17:24−25) стремились в свою очередь донести до читателей глубокий духовный подтекст ее: не в храме, сооруженном людьми, живет Бог, но в смиренных сердцах (стих 26). Именно они, как следует из слов пророка, дороги Богу более чем небо и земля. Мысль о «сокрушенных духом» и «трепещущих пред словом Божиим», которые одни лишь угодны небесному Отцу, в той или иной форме проходит через всю книгу Исаии.

б. Господь предупреждает о судах Своих (66:3−6)

Ис 66:3−6. Вся выразительная система сравнений в стихе 3 направлена на безоговорочное осуждение обрядоверия, в котором не участвует душа человека. Стихи эти весьма перекликаются по смыслу с тем, о чем говорит пророк в самом начале своей книги (Ис 1:11−15). Формальные жертвоприношения столь же отвратительны Богу, сколь прямые преступления (такие, как убийство человека или животного, как идолопоклонство, либо циничные нарушения Моисеева закона — принесение в жертву свиной крови; Лев 11:7); семидал хлебное приношение.

Именно неучастие сердца в поклонении Богу подразумевается в последней фразе стиха Зоб «избравших собственные свои пути и находящих удовольствие в мерзостях»; напомним, что «мерзостью» на языке Библии называются образ жизни и верований язычников и их бесплодные жертвоприношения лжебогам. Отсюда, по-видимому, слово обольщение в стихе 4. Иудеи не просто заблуждались, исповедуя языческие культы, но и обольщались мыслями, будто избранные ими пути — правильны; самоуверенность и высокомерие усугубляли их греховность, которую Господь и обещает покарать «ужасным для них» — вероятно, еще большей духовной слепотой и житейскими бедствиями. Обращает на себя внимание почти полное тождество последних четырех строк в стихе 4 и в 65:12 (начиная со слов «Я звал»).

Нельзя не почувствовать «звучания сквозь века» того, о чем говорит пророк в стихе 5. Он обращается к хранящим верность Господу, которых за это ненавидят их собственные братья. Ненавидят и преследуют те, которые сами решаются дерзить в адрес Создателя (сравните стих 56 с Ис 5:19). Не то же ли будет происходить в дни первого пришествия Христа! об обещании Им блаженства тем, которые будут гонимы за Него (Мф 5:11). С другой стороны, не созвучны ли слова в стихе 56 с насмешками фарисеев и темной толпы над распятым Господом (Мф 27:42−43; Мк 15:29−33; Лк 23:35)! Но они будут постыжены, — грозно предрекает Господь.

Примечательна фраза голос Господа… из храма (стих 6). Описывая осаду Иерусалима Титом и гибель храма и города (чему он сам был свидетелем), историк Иосиф Флавий упоминает о «голосе из храма», который был слышен несмотря на ужасающий шум вокруг.

в. Господь положит начало новому народу (66:7−21)

Ис 66:7−11. Здесь переход к некоему «новому состоянию», в котором «явит Себя в славе Господь» (стих 5), как бы отвечая на дерзкое требование Своих хулителей, которые «будут постыжены». В этих стихах речь, по-видимому, идет о сверхъестественно быстром возникновении в свое время нового Израиля, о его многочисленном духовном потомстве. Мысли об этом — в процессе прозрений — приходят к Исаии неоднократно (сравните с 49:17−21; 54:1; соответствующие комментарии).

В полную меру то, что он провидел, осуществится в мессианском Царстве, частично же оно осуществилось после первого пришествия Мессии, когда усилиями лучших представителей «благочестивого остатка» — апостолов и евангелистов, руководимых Духом Святым, положено было начало христианской Церкви, которая стала затем «распространяться» с удивительной быстротой (к примеру, Деян 2:41; 5:14).

Отцы Церкви обращали внимание на разрешилась сыном в стихе 7, сопоставляя эту фразу с фразой в стихе 8: Сион… родил сынов своих. Блаженный Иероним видел в первом случае указание на Иисуса Христа, а во втором — на многочисленных последователей Его. Так будет, утверждает Исаия, и не есть ли это причина веселиться и радоваться вместе с Иеруслимом всем верным Господу! Иносказание завершается в стихе 11.

Ис 66:12−13. Иерусалим — уникален и славен как центр истинного богооткровения. Именно как к таковому станет стекаться к нему все лучшее чем располагают народы (мысль об этом, как и аллегории, метафоры, в которые она облечена, не раз встречаются у Исаии; 48:18; 55:12; 60:5, 11; 61:6). Свою любовь к Иерусалиму Господь сравнивает с материнской любовью.

Ис 66:14−18. И кости ваши расцветут (стих 14) — образ радости, переполняющей все существо человека (как «кости иссохшие, обветшавшие», напротив, образ гнетущей печали; Пс 30:11; 31:3). Рука Господа щедро откроется для верных Его; по принципу излюбленных им антитез Исаия тут же говорит о том, что на врагов Своих Он разгневается.

Пророк постоянно напоминает о судах Божиих, которые на протяжении истории будут постигать нечестивых, и о том скорбном для них дне, который для верующих настанет как долгожданный день радостного явления славы Его. Но для нераскаянных грешников Господь… придет в тот день в огне и вихре (стих 15); все это, как и колесницы Его, — аллегории Его гнева, ярости.

Иносказание суда продолжается в стихе 16; в стихе 17 повторяется перечисление «атрибутов» язычества, отвратительных в глазах Господа. Идолопоклонники все погибнут, говорит Господь, ибо деяния… и мысли их известны Ему (стих 18). Далее говорится о том, что все народы и языки станут свидетелями славы Господней, которая будет немыслимо страшной для одних, тогда как других преисполнит радости и ликования.

Ис 66:19−21. И положу на них знамение (стих 19). Речь тут об иудеях — о том спасенном «остатке» их, который пойдет с миссионерской проповедью во все концы мира. Возможно, в виденьи пророка миссионерская деятельность иудеев в веках, вплоть до времени мессианского Царства, сливается воедино. Но многое в этих стихах говорит о том, что Исаия «видел» и христианских благовестников, которые будут возвещать славу Господню и самым дальним народам, которые не слышали о Христе.

Перечисленные в стихе 19 географические названия, по-видимому, символизировали крайние пределы мира, известного пророку. Фарсис (в Испании) был, вероятно, крайней западной точкой того мира, Пул и Луд находились на крайнем юге, а Тубал и Яван — на крайнем севере. Возможно, Тубал, точнее, Фувал, был названием современного Закавказья. Яван соответствовал Греческому архипелагу. Дальние острова здесь подразумевают «самые дальние», неизвестные пророку территории.

Одни богословы полагают, что в стихе 20 речь идет о возвращении евреев в обетованную землю из всех народов, где они пребывают в рассеянии. Но другие склонны видеть в этом иносказании «принесение в дар Господу» язычников, которые станут «братьями» иудеям, верующим в Господа. Не происходило ли это особенно явно при начале Церкви Христовой! Дар… в чистом сосуде — возможно, образ того, что нечистые язычники станут чистой в глазах Господа жертвой (даром).

Продолжение этой мысли: некоторые из них даже будут служить Ему как священники и левиты. В Ветхом Завете только левиты удостоенные были привилегии служить Иегове. Не приводит ли на память сказанное в стихе 21 обещание Бога благословить в Израиле «все племена земные» (Быт 12:3)? Вспомните в этой связи и слова апостола Петра, обращенные к «представителям всех племен» (1Пет 2:9−10).

г. Заключительное обещание (66:22−24)

Ис 66:22−24. В стихе 22 Господь (устами Исаии) заверяет иудеев, что они — в лице лучших своих представителей — останутся для Него народом, связанным с Ним особыми узами, и, следовательно, предметом Его особых забот. Это Его решение всегда будет сохранять свою силу, как всегда (в вечности) будут существовать новое небо и новая земля, которые Он создаст В завершение Книги Пророка Исаии вновь звучат тема поклонения народов Господу (стих 23), которая раскрывается пророком в терминах, ему привычных (это праздники новомесячия (из месяца в месяц… будут приходить), суббота, подразумеваемый тут ветхозаветный храм), и заключительное грозное предупреждение «отступившим от Господа».

Таковых ждет вечная мука (аллегория «червя неумирающего и огня неугасающего»; сравните Мк 9:48). Иерусалим незримо присутствует и в стих 24: И будут выходить, и увидят трупы. Дело в том, что покидавшим Иерусалим через Южные ворота открывалась Енномова долина, место свалки, где постоянно тлели в огне нечистоты и падаль. В сознании евреев она ассоциировалась с местом вечных мучений. Напоминание о ней само по себе служило напоминанием о необходимости покаяния.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 66 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.