в. Разрушение Иерусалима (глава 39)

1) О горестной судьбе иудеев (39:1−10).

Иер 39:1−4. Подробно описывает Иеремия, как осуществились его предсказания, к которым иудеи не желали прислушаться. Последняя осада Иерусалима началась, пишет он, в девятый год правления Седекии… в десятый месяц того года, и завершилась взятием иудейской столицы халдеями в девятый день четвертого месяца одиннадцатого года правления Седекии.

Это событие было — в рамках еврейской истории — столь незабываемо-страшным, что в Ветхом Завете о нем говорится неоднократно. к примеру, Иер 34:1−7; 52:4−16; Иез 24:1−2, 9, 21; 4Цар 25. Принято считать — на основании времяисчисления, каким пользовались в древнем Израиле, что осада Иерусалима продолжалась более 30 месяцев, с 15-го января 588 года до 18-го июля 586 года до Р. Х. (Заметим, что при подсчете на основании западноевропейского метода времяисчисления получают иные данные, а именно 19 месяцев.) Судя по дальнейшему тексту (стихи 5−6), царь Навуходоносор при взятии Иерусалима не присутствовал, и все, что произошло затем, сделано было его военачальниками.

Они вошли в город и расположились в средних воротах (стих 3), находившихся, как полагают, в северной части Иерусалима; оттуда удобно было наблюдать за всем происходившим, и там «князья вавилонские» собирались для совещаний. Перечислены как будто бы имена четырех из них, и названы должности двух последних (некоторые — на основании лингвистического анализа — читают начальник магов как начальник жрецов). Дело, однако, в том, что «имена», приведенные в стихе 3, содержат (по крайней мере, некоторые из них) указания или намеки на «должность» тех, кому они принадлежали, так что с уверенностью трудно судить о количестве названных сановников, как и о том, только ли собственные имена их приведены здесь.

Далее описывается безуспешная попытка царя Седекии и остававшихся с ним воинов скрыться от врагов. Упоминаемый тут царский сад находился в южной части Иерусалима, близ Силоамского источника (Неем 3:15). Те, кто пытался восстановить «маршрут» их бегства, полагают, что, пройдя через ворота между двумя стенами, беглецы оказались в скалистом ущельи, при соединении Гинномской и Кедронской долин. Вскарабкавшись на Масличную гору, они затем спустились в Иорданскую долину и пошли по ней (в русском тексте — по дороге равнины). Может быть, они надеялись пересечь р. Иордан и скрыться в Равве, главном городе дружественных иудеям аммонитян (теперь там находится Амман, столица Иордании).

Иер 39:5−7. Так или иначе, войско Халдейское настигло Седекию на равнинах Иерихонских, читаем в стихе 5. И был последний царь Иудеи отведен вместе с остальными пленниками к Навуходоносору… в Ривлу (в этом сирийском городе на р. Оронт находился в то время царь вавилонский, контролируя оттуда ситуацию в Сирии и Финикии).

Там был произведен суд над теми, кто не пожелал слушать голоса Божьего. Следует лаконичное, но страшное описание того, как в присутствии злосчастного Седекии были заколоты сыновья его и все вельможи иудейские. После чего глаза царя, запечатлевшие эту жуткую картину, были выколоты. Как и предсказывал Седекии Иеремия, он в оковах был отведен в Вавилон.

Иер 39:8−10. Иерусалим был сожжен, а стены его разрушены. Выживших горожан и тех, кто заблаговременно перебежал на сторону халдеев (21:8−9; 38:2, 17−18), переселили в Вавилон. Какая-то часть населения (преимущественно бедняки, не имевшие земли) была, однако, в Иудее оставлена. В их лице мудрый политик Навуходоносор обеспечивал себе безопасный тыл: роздав им земельные наделы и виноградники, он мог рассчитывать как на их лояльность, так и на то, что покоренная им земля не придет в запустение и скоро вновь станет для Вавилона источником дани.

2) О судьбе Иеремии (39:11−18).

Иер 39:11−14. По всей вероятности, имя Иеремии было Навуходоносору известно — возможно, он знал о письмах пророка к иудейским изгнанникам в Вавилоне (глава 29), а, может быть, слышал о нем от «перебежчиков» (21:8−9; 38:1−3). Зная о том, что Иеремия всячески пытался удержать своих соплеменников от мятежа против него, царь Вавилонский повелел сохранить пророку жизнь и поступить с ним по желанию его. Ответственным за это он сделал Навузардана, начальника своих телохранителей.

Далее читаем, что не только он, но и другие высокопоставленные люди из окружения царя (стих 13) приняли участие в судьбе Иеремии. Он был освобожден со двора стражи и поручен попечению Годолии, сына Ахикама и внука Сафана (таблицу «Сафан и его потомки» в толкованиях на главу 26). Годолия был затем назначен губернатором — для управления теми, кто оставлен был жить на территории Иудеи (40:7).

Некоторые видят противоречие между тем, как описывается обращение халдеев с Иеремией здесь, и тем, что читаем в 40:1. Но кажущееся противоречие, по-видимому, нетрудно объяснить. Для Иеремии, всем сердцем болевшего о своем народе, естественно было отправиться, обретя свободу, туда, где, вероятно, был «сборный пункт» пленных, — в Раму (находившуюся на 7−8 км севернее Иерусалима). Он пошел утешать их, и сам был схвачен и закован в цепи охранявшими пленных халдейскими воинами, которые Иеремию не знали. В Раме-то он и был освобожден вторично, возможно, Годолией (хорошо знакомым с пророком), заботам которого был поручен вавилонскими сановниками.

Иер 39:15−18. Глава завершается рассказом о том, как к Иеремии, когда он еще содержался во дворе темничном, было слово от Господа относительно Авдемелеха ефиоплянина, который спас пророка из страшной ямы (38:6−13). Поступив с ним милосердно, он угодил Господу и за то будет избавлен от меча и плена. В отличие от других иудейских сановников, Авдемелех возложил упование на Господа — именно оно и побудило его вступиться за Божьего пророка. И наградой ему, сказал Господь Иеремии, будет жизнь. Он не умрет вместе с прочими.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 39 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.