Пророчества о языческих народах (главы 46−51)

Иеремия известен и своими пророчествами о языческих народах (1:5 сравните с 46:1). Пророчества, касающиеся судеб народа иудейского, как связанного с Богом узами завета, выступают в его книге первым планом (главы 2−45), но и другие народы возникают в поле пророческого виденья Иеремии. Это естественно.

Ведь если Бог готов был осудить за грехи его избранный Свой народ, то могли ли надеяться избежать суда Его языческие народы, окружавшие Иудею, когда их греховность была в глазах Божиих еще более отвратительной! Итак, в главах 46−51 Иудея как бы отступает на «периферию», а в «центре» пророческого прозрения оказываются ее соседи.

А. Пророчество о Египте (глава 46)

Египтяне, недавние союзники иудеев, — первые, кому Иеремия предвещает суд Господень. Египет подбивал Иудею на мятеж против Вавилона, но когда той понадобились надежные опора и помощь, в лице Египта она не нашла их (Иер 37:4−10; Иез 29:6−7).

1. ЕГИПЕТ ПОТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ ПРИ КАРХАМИСЕ (46:1−12)

Иер 46:1−6. Речь идет о разгроме вавилонянами армии фараона Нехао (того, который «умертвил» Иосию, благочестивого царя иудейского, — 4Цар 23:29). Стих 2, предваряющий этот раздел (стихи 3−12), был, по всей видимости, вставлен в текст после этого поражения египтян при Кархамисе, городе на р. Евфрате, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, т. е. в 605 г. до Р. Х.

Устами Иеремии Бог призывает египтян готовить щиты и копья, седлать коней и облекаться в броню для сражения против вавилонян. Но, почему же, вижу Я, восклицает Он, они оробели и обратились назад?

Господь… говорит пророку, и он видит, как терпит поражение сильное войско египтян и в ужасе бежит, не оглядываясь. Однако убежать, спастись ему не удастся: на севере, у реки Евфрата, они споткнутся и падут. Открытые археологами вавилонские таблицы с «записями» исторических событий подтверждают именно такое развитие их. Ученые прочитали, что в той битве египтяне «отступили», но вавилоняне «бросились преследовать их, и разгром египтян был столь полным, что ни один из них не вернулся в свою землю». (Этот текст относящийся к «хронике халдейских царей (626−556 гг. до Р. Х.)», хранится в Британском музее.)

Иер 46:7−12. Пророк вновь обращается к «началу событий», когда Египет «поднимался» (в военной гордыне своей), подобно могучей реке, чтобы покрыть землю, губя на своем пути города и их жителей (стихи 7−8). В стихе 9 речь идет о египетских наемниках, воевавших в составе армии фараона. О тех же наемниках читаем в книге Иезекииля (Иез 30:5).

Напомним, что «Ефиопия» охватывала территории современного южного Египта, Судана и северной части Эфиопии, а Лидия находилась на западном берегу Малой Азии. В то время египтяне, от руки которых незадолго до того пал царь Иосия (сына его Иоахаза они держали в плену), были врагами евреев, а, значит, и врагами Иеговы, поэтому день поражения их при Кархамисе явился днем отмщения им Господа. Гибель их при реке Евфрате уподоблена принесению их в жертву Богу Саваофу (стих 10).

Относительно «галаадского бальзама» (стих 11) в толковании на Иер 8:22. Здесь в форму метафоры облечена та мысль, что от беды, которая обрушится на Египет, не будет ему исцеления, и никакие врачевства не помогут ему. Слух о посрамлении сильного Египта, разгромленного сильным Вавилоном, дойдет (в стихе 12 — пророческое прошедшее) до всех окрестных народов. В окончании стиха 12 — наглядный штрих битвы, в которой гибнут воины не только армии отступающей, но и той, которая наступает.

2. ВРАГИ НАВОДНЯТ ЕГИПЕТ, И ЖИТЕЛЕЙ ЕГО УВЕДУТ В ПЛЕН (46:13−26)

Иер 46:13−19. Навуходоносор нанес поражение египтянам при Кархамисе в 605 г. до Р. Х., однако, вторжение его в землю египетскую произошло значительно позже, как полагают, в 571−567 годах (43:8−13 и комментарии на эти стихи). Так что, начиная со стихом 13 и далее, — перед нами новое пророчество, произнесенное, по-видимому, уже в Египте, в правление фараона Офры (или Вафрия). В нем содержатся подробности именно предстоявшего вторжения Навуходоносора в Египет.

Да узнают о нем в Магдоле… в Нофе и Тафнисе, т. е. по всему нижнему (северному) Египту (сравните с упоминанием тех же городов в 44:1); этой части страны первой надо будет «приготовиться» (стих 14), ибо меч Навуходоносора «будет приближаться» именно «от севера» (стих 20), «пожирая» окрестные (соседние с нижним Египтом) территории (речь могла идти о землях филистимской, иудейской и др.). В стихе 15 содержится риторический вопрос — Отчего сильный (здесь синоним слова «войско») твой опрокинут? — на который Иеремия сам и отвечает: войско египетское «не устояло», потому что Господь погнал его.

Заметим, что 70 «толковников» читали фразу «сильный твой опрокинут» как «Апис бежал». Апис был высокочтимым божеством Египта, которое изображалось с головой быка (вспомним о «золотом тельце», которого вылили в пустыне иудеи, вышедшие из Египта). На древнем Востоке военное поражение того или иного народа нередко символизировалось поражением его бога или богов (Ис 46:1−2; Иер 50:2; 51:44).

Так что если принять прочтение Септуагинты, то Иеремия говорил о неспособности египетского бога Аписа защитить своих «подопечных» от Иеговы. В стихе 16 говорится о падающих… один за другим (на поле битвы) египетских наемниках, которые мечтают спастись от губительного меча, чтобы возвратиться в родную свою землю.

Стих 17 лучше читать так, как читается он в Септуагинте: «фараон, царь Египта, лишь много шумел, а нужное время пропустил» (т. е. время благоприятное для победоносного сражения с Вавилоном). В стихе 18 речь идет о Навуходоносоре — это волею Господа придет он, чтобы воцариться над другими правителями Востока, как царит среди других гор гора Фавор, и возвыситься над ними, как впечатляюще возвышается над морем гора Кармил.

Бегство и изгнание из родной страны, которая полностью утратит свое могущество, ожидают египтян (стих 19 сравните с Иез 29:9−16).

Иер 46:20−24. Телица — символ силы; погибель от севера идет — подразумевается вавилонское войско, идущее «от севера», но известно и образное прочтение этого места: «слепень (жалящий корову) от севера летит». Наемники в египетском войске изображаются Иеремией как откормленные (на убой) тельцы.

Его в стихе 22 относится к Египту, а они — к халдеям. Аллегорию этого стиха можно передать так: некогда «громкий голос» Египта теперь уподобился слабому шипению змеи, поспешно уползающей от явившихся в лес дровосеков с топорами. Но число «дровосеков» — «несметно», и они вырубят лес Египта. Так говорит Господь (стих 23). Продолжение этой мысли в стихе 24.

Иер 46:25−26. Итак, Бог Израилев не пощадит ни царей ни богов Египта. Он накажет бога Аммона… в Но (или в Фивах). Аммон был главным богом города Фив в верхнем (или южном) Египте. То есть, начавшись «от севера» (стих 20) суд Божий распространится до юга египетской земли. Он не обойдет ни фараона ни богов… и царей Египта, и никого из надеющихся на фараона. Все они будут преданы в руки Навуходоносора (сравните с Иез 29:17−20). Однако навсегда Египет разорен не будет. Со временем он вновь будет населен, обещал Господь. Это обещание могло относиться к возвращению египетских изгнанников из Вавилона (Иер 46:19; Иез 29:10−16).

Обращает на себя внимание ассоциация судеб Египта с имеющим быть в будущем «восстановлением» Израиля (стихи 27−28). В свете нескольких предсказаний Иеремии относительно языческих народов можно предположить, что сказанное им в 46:26; 48:47; 49:39, как и в двух последних стихах этой главы, в конечном счете (и в плане полного осуществления) подразумевает то, что будет происходить на земле в тысячелетнее правление Христа.

3. ИЗРАИЛЬ ВНОВЬ БУДЕТ СОБРАН (46:27−28)

Иер 46:27−28. В целом Иеремия повторяет здесь мысли, высказанные им в главе 30, начиная со стихом 10 и до конца, а также в 31:1−6. Применительно к ближайшей истории цель этого повторения состояла, вероятно, в том, чтобы поддержать в иудеях, рассеянных в чужой земле, бодрость духа. Если уж египтяне удостоятся по прошествии времени милости Его, то тем более они.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 46 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.