Г. Пророчество об Аммоне (49:1−6)

Земли аммонитян лежали на восток от р. Иордан и на север от Моава. Во время последнего мятежа Иудеи против халдеев аммонитяне были на ее стороне, но на протяжении всей предыдущей истории два эти народа конфликтовали друг с другом (толкование на 40:14).

Иер 49:1−3. Предполагаемые ответы на вопросы, поставленные в стихе 1 (два первых содержат одну и ту же мысль), сосредоточили бы в себе «квинт-эссенцию» израильско-аммонитских отношений как складывались они после прихода евреев в землю обетованную. Напомним, что аммонитяне, потомки Лота, вначале изгнаны были со своих земель аморреями, а те оставили их завоевателям-евреям; конкретно, земли эти стали владением племен Гада и Рувима.

Аммонитяне, однако, пользуясь (на протяжении веков) всякой для себя благоприятной возможностью (когда Израиль слабел по той или иной причине) стремились расширить свои границы за счет прежних своих владений (к примеру, Ам 1:13). Совершенно «осмелели» они после разорения Северного царства ассирийцами, когда великое множество израильтян было уведено ими в плен (722 г. до Р. Х.).

Аммонитяне стали действовать так, как будто не осталось у Израиля ни сыновей ни наследников (первые два «вопроса» Иеремии). Другими словами, «хозяйничать» за Иорданом; между тем, не все израильтяне уведены в плен, подразумевал пророк, и право наследовать земли пленных (из того же колена Гадова) принадлежит оставшимся в стране евреям, а не аммонитянам. Малхом, точнее, Милком был главным богом аммонитян, и именем его названы тут они сами.

За самоуправство Иеремия возвещает аммонитянам кару Божию. Вот наступают дни, «приближает» он будущее к настоящему в своем пророческом виденьи, когда под ударами неприятелей падет Равва, столица аммонитян, и сделается она грудою развалин, и вновь овладеет Израиль всеми этими землями. Ибо так говорит Господь.

Есевон, располагавшийся на границе между Моавом и Аммоном, в разные периоды времени контролировался разными странами (Суд 11:12, 26; Иер 48:34, 45). Гай здесь — не тот израильский город, который упоминается, в частности, в Нав 7:2, но аммонитское поселение, местонахождение которого не установлено. Под «дочерями Раввы» могут пониматься как жительницы ее, так и маленькие города, связанные со столицей тесными узами. В любом случае в стихе 3 — образ скорби аммонитян, которые, избежав плена (символизируется пленением Малхома, бога Аммона и всей его знати), останутся бездомными.

Иер 49:4−6. Предметом гордости аммонитян были их плодородные долины. Но никакие сокровища не помогут самонадеянным народам (будь то моавитяне или аммонитяне), которые полагают, что враги не придут к ним (оконч. Стиха 4), говорит Иеремия. Это его пророчество, очевидно, относится к тому же времени, что и пророчество о Моаве, т. е. примерно к 4-ому году правления царя Иоакима. Об обещании Бога «возвратить» плен сыновей Аммоновых, как и об осуществлении этого пророчества в истории, в толкованиях на предыдущую главу.

Д. Пророчество о Едоме (49:7−22)

Это пророчество, как и два предшествующие, тоже принадлежит ко времени царя Иоакима (правившего в последнее десятилетие 7-го века до Р. Х.); примечательно, что ни в одном из них царь Навуходоносор еще не назван по имени.

Едом лежал южнее Моава и на восток от Мертвого моря. Долгая история его вражды с Иудой сделала его символом всех языческих народов, которые пользовались каждой возможностью причинить вред евреям (Иез 36:5; Авд 1:15−16). Бросается в глаза кажущееся заимствование Иеремией — для описания Едома — многого из того, что говорил об этом народе пророк Авдий, хотя богословы не пришли к единому мнению о времени написания книги Авдия (Вступление к этой книге, раздел «Дата написания»).

Иер 49:7−13. Особая мудрость приписывалась жителям Фемана с тех пор еще, как появилась книга Иова, в которой одним из советчиков Иова выступает Елифаз Феманитянин (Иов 2:11). Впрочем, и весь Едом славился людьми мудрыми (Авд 1:8). Феман находился в центральной части Едома, километрах в пяти от величественного города идумеев — Селы, позднее получившей название Петры.

Дедан был крупным торговым городом в северной части Аравийского полуострова (лежал на юго-восток от Едома). Пророк Иеремия предупреждал жителей Дедана, чтобы бежали без оглядки, спасаясь от бедствия, которое обрушит Господь Саваоф на едомлян, потомков Исава. Масштабность этого Господнего посещения, во время которого никто не будет пощажен, образно передана в стихе 9. Известно, что обиратели винограда оставляли (согласно закону Моисея) хоть несколько… ягод на лозе (для бедных), как и воры, прийдя ночью в чужой дом, похитили бы не более чем нужно им. В отличие от виноградарей и воров, Господь обещает донага «обобрать» Исава.

Нигде не скроются едомляне, и потаенные места их, где прячут они свои сокровища, будут обнаружены. Под «братьями и соседями» идумеев понимаются племена, жившие поблизости от них (в числе прочих амаликитяне и хорреи). Всех их настигнет гибель. Здесь, конечно, характерная для библейской системы образов гипербола, так как уже в стихе 11 читаем о «сиротах и вдовах» идумеев, позаботиться о которых обещает Сам Господь.

В стихе 12 обосновывается грядущее наказание. Если те, кому не суждено было пить чашу Божьего гнева, т. е. избранный Им народ, евреи, непременно будут пить ее, то могут ли остаться ненаказанными языческие народы, враждующие в дерзкой самоуверенности своей против Его народа!

Восор — главный город Едома; города его — это поселения, связанные с ним. Все они станут пустынею.

Иер 49:14−18. На этом же языке (принятом, вероятно, в международных «дипломатических» сферах тех времен), каким пользуется пророк Авдий (сравните с Авд 1:1), Иеремия говорит о грядущей войне «народов» против Едома: к ним послан… посол… от Господа с призывом собраться и идти на войну… против Едома.

Престиж Едома будет умален Господом, Который сделает идумеев презренными между людьми (сравните с Авд 1:2). И не помогут им «естественные средства» защиты (стих 16), на которые они надеются. Господь низринет их с высоты как холмов их, так и их гордыни (сравните с Авд 1:4). Судьба Едома уподобляется Иеремией судьбе Содома и Гоморры (стих 8).

Иер 49:19−22. Сложны для понимания и по-разному толкуются стихи 19−20. Он в стихе 19, по всей вероятности, царь Навуходоносор (хотя в целом здесь, по-видимому, устойчивая развернутая аллегория, употребляемая пророком по отношению к некоему победоносному завоевателю; сравните с 50:44−45). Когда Иерусалим взят был халдеями, идумеи злорадствовали, но и сами они вскоре подпали под вавилонское иго. Кстати, начало стиха 19 правильнее читать как восходит он, как лев из высоких зарослей на р. Иордан. Под «укрепленными жилищами» понимаются идумейские города.

Обитателей этих городов (их) Бог заставит поспешно уйти. Идумеей овладеют те, которых изберет для этого Господь, и произойдет это в то время, которое назначит Он (по-русски передано как кто потребует ответа от Меня?). Под «пастырем» в стихе 19 понимается вождь, правитель того или иного народа. Окончание стиха 20 правильнее, видимо, читать и понимать в том смысле, что «самых малых» (какими станут идумеи) «в стаде народов» повлекут в плен завоеватели их земли, которые опустошат жилище их.

Чермное море в стихе 21, возможно, символизирует страны, лежавшие на юг от Едома. Устойчивые образы, или аллегории (начало комментария на эти стихи) находим в стихе 22 (сравните с 48:41; 49:24; 50:43). Так о каком же поражении Едома идет здесь речь? Есть основания предположить, что в пророческом виденьи Иеремии тут сливаются и поражение идумеев от руки Навуходоносора (начало стиха 19) и то, которое приведет к полному уничтожению их как народа в позднейшие времена.

Дело в том, что постепенно идумеев вытесняли из их страны кочевые племена измаильтян, потомков Наваиофа (Быт 25:13; Ис 60:7); рассеявшись по южной Палестине, едомляне в конце-концов слились с евреями. В 125 г. до Р. Х. Иоанн Гиркан I, Маккавей, заставил их принять иудаизм. Идумеи оставались в подчинении у евреев до разрушения Иерусалима римским императором Титом Флавием.

Пророчество о Едоме тоже сделано было в дни царя Иоакима. Примечательно, что в нем не содержится обещания о восстановлении в будущем Едома как этнической общности (в отличие от Египта, Моава и Аммона; 46:26).

Е. Пророчество о Дамаске (49:23−27)

Иер 49:23−27. Пророчество относится, по-видимому, к тому же времени, что и предыдущие. в стихе 23 перечисляются главные сирийские города, которые охвачены будут унынием при скорбной вести о наступлении халдеев. Окончание стиха 23 правильнее читать как «подобно постоянно волнующемуся морю, они успокоиться не могут». Содержание и тон стихов 23−24 объясняются тем, что незадолго до того Сирия, бывшая в вассальной зависимости от Ассирии, претерпела опустошение, произведенное в стране египетским фараоном Нехао.

Теперь ей предстояло повторение трагедии — весть об этом и потрясет сирийцев (прошедшее время в стихах 23−24 — это пророческое прошедшее). В стихе 25 пророк, возможно, воспроизводит горестное восклицание (в будущем) сирийского царя. сравните будущее время в стихах 26−27 с пророческим прошедшим в стихах 23−24. Венадад (стих 27) — название сирийской крепости (по имени царской династии, правившей в Дамаске в 9 и 8 веках до Р. Х.; 3. Цар. 15:18; 20:1−34; 4Цар 6:24; 8:7; 13:3, 24).

Ж. Пророчество о Кидаре и Асоре (49:28−33)

Кидаряне были потомками Исмаила (Быт 25:13) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место в Аравийской пустыне. В древневосточном мире они славились своим искусством стрельбы из лука (Ис 21:16−17), а также как скотоводы (Ис 60:7) и люди весьма воинственные (Пс 119:5−6). Под «царствами Асорскими» следует, видимо, понимать арабские племена, ведшие оседлый образ жизни (самое слово асор означает по-еврейски «укрепление») и управлявшиеся шейхами («царьками» — отсюда слово «царства»). Полагают, что эти племена жили между Аравией и Вавилонией, а также близ Персидского залива. Область эта, действительно, была опустошена Навуходоносором.

Иер 49:28−33. Призыв Бога к Навуходоносору выступить против Кидара (стих 28б−29) и призыв уходить, бежать, обращенный к жителям Асора, ибо волею Господа царь Вавилонский… составил против них замысел (стих 30). Беспечным обитателям Асора, хоть и жившим оседло, видимо, чужды были «знаки» городской цивилизации, как-то двери и запоры на них (стих 31). Племена эти были покорены халдеями после победы, одержанной ими при Кархамисе (сравните с Ис 21:13−17).

Обычай стричь волосы на висках имел для арабов-язычников ритуальное значение (стих 32). в стихе 33 — «подведение итога» горестной судьбе Асора.

2. Пророчество о Еламе (49:34−39)

Иер 49:34−39. Елам находился восточнее Вавилона, на территории современного Ирана. Пророчество это дано было в начале царствования Седекии (примерно в 597 г. до Р. Х.), т. е. на 7 лет позднее чем большинство предыдущих пророчеств.

Бог обещает «сокрушить лук Елама», главную силу его: еламитяне славились как искусные лучники (Ис 22:6). Неприятели станут наступать на Елам со всех четырех сторон, и суд Божий над ним скажется как в гибели многих еламитян от вражеского меча (стих 37), так и в рассеянии выживших по многим народам (стих 36).

Хотя имеются некоторые сведения о поражении, нанесенном еламитянам Навуходоносором (примерно в 596 г. до Р. Х.), едва ли оно соответствует пророческому содержанию этого послания Иеремии. Много позже Елам был покорен Персией и, став центральной частью Персидской империи, сам участвовал в покорении ей Вавилона (Дан 8:2).

Фраза И поставлю престол Мой в Еламе (стих 38) наводит на мысль об исполнении этого пророчества в эсхатологическое время, которая подтверждается обещанием «вернуть Елам к жизни» («возвратить плен его») в последние дни (стих 39).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иеремии, 49 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.