Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Плач Иеремии 2 Плач Иеремии 2 глава

II. Плач второй: Бог наказал Иерусалим за грехи его (глава 2)

Внимание Иеремии еще больше переключается на характер наказания Господнего и масштабы его. Происшедшее описывается во всех подробностях: посредством метафор, образов, сравнений создается общая картина разрушения всего и вся.

А. О гневе Божьем (2:1−10)

Плач 2:1−5. Помрачил в стихе 1 значит «окутал мраком скорби». «Краса Израиля» — Иерусалим. Слава его, вознесшаяся до небес, теперь повергнута Богом на землю. «Подножием ног» Господа назывался ковчег завета.

Господь разрушил все жилые дома в Иерусалиме и все крепостные сооружения; Он отверг Иудею как царство и погубил. книзей ее как нечистых (стих 2). Напомним, что царь Седекия и весь дом его лишены были власти и в значительной мере уничтожены физически. Вероятно, о членах царского дома и о прочих власть имущих говорится в стихе 3 как о «сломанных (Богом) рогах Израилевых» (рог символизировал силу).

Бог отвел правую руку Свою от неприятеля, т. е. не препятствовал ему в уничтожении Иакова; в нем же вспыхнул (Он), как палящий огонь, пожиравший все вокруг. Более того: Иегова Сам натянул лук Свой против народа Своего, как враг его, и уничтожил в его пределах все, что могло радовать глаз. Под «скинией» в стихе 4 понимается храм.

Плач 2:6−7. Место собраний (стих 6) — храм. По разорении его прекратились религиозные празднества на Сионе, торжественные субботние служения. В мирное время на территории храма, где в праздничные дни собиралось особенно много народа, царили оживление и радостный шум. А в дни падения Иерусалима, до того, как святилище Иеговы было уничтожено, стены чертогов его огласил иной шум: торжествующие вопли врагов, их непочтительные гам и хохот.

Плач 2:8−10. Некоторые видят в разрушенных по решению Господа стенах дщери Сиона аллегорию уничтожения ее гражданской и военной аристократии, т. е. вождей народа, которые призваны были, подобно стенам, защищать его. Но в любом случае речь тут идет о тотальном разорении и уничтожении. Сорванные ворота города втоптаны в землю, запоры их сокрушены, царь и князья схвачены язычниками (стих 9). Закона не стало (стих 9) в том смысле, что по разрушении храма не стало возможности исполнять религиозные предписания закона.

Да и другие как было исполнять в условиях осады, а затем взятия Иерусалима халдеями! Известно, что в то время Бог замолчал, т. е. не было от Него слов утешения через пророков. Он не посылал им видений, возможно, и по той причине, что слишком много шарлатанов, бесчестивших пророчество как таковое, расплодилось в их среде (Иер 23:9−32; 28; Иез 13).

В стихе 10 — картина всеобщей скорби, охватившей землю Сиона.

Б. Иеремия о печали своей (2:11−19)

Плач 2:11−12. Фраза изливается на землю печень моя от гибели (и далее) равнозначна фразе «разрывается сердце мое при виде гибели народа моего». Следует душераздирающее описание смерти от голода детей и грудных младенцев. Окончание стиха 12 имеет тот же смысл, что «испускать дух на руках матерей своих».

Плач 2:13. Сознание, что твоя скорбь — не единственная в своем роде, что и другие страдали и страдают так же, приносит известное утешение. Но рана «дщери Сиона» так велика, что пророк не знает, чему уподобить ее во утешение иерусалимлянам.

Плач 2:14. Вновь возникает тема лжепророков, повинных в изгнании иудеев, ибо они вещали им пустое и не раскрывали их беззакония. В дни Иеремии истину говорил соплеменникам лишь один еще пророк — Иезекииль (не считая умерщвленного царем Иоакимом за правду пророка Урию; Иер 26:20−23).

Плач 2:15−17. Злорадствуют о судьбе Иерусалима враги его, которые завидовали славе этого города, считавшегося на древнем Востоке совершенством красоты (стих 15). Расположенный среди гор, он являл собой зрелище более впечатляющее чем другие столичные города Востока, построенные в долинах рек, — такие как Вавилон, Ниневия, Мемфис. Он по праву считался и городом, удостоенным особых милостей от Господа, Который избрал его как место Своего общения с людьми.

И вот теперь он лежит в развалинах! Но да не думают иерусалимляне, что происшедшее с ними произошло по воле их врагов, ибо это совершил Господь. Во исполнение предупреждения Своего, «изреченного» в древние дни (книга Второзаконие) дал Он врагу разорить Израиля без пощады вознес над ним рог (символ военной силы) неприятелей его.

Плач 2:18−19. Альтернативный перевод стиха 18 «Кричи громко ко Господу, о, девственная дочь Сиона!» Последнюю фразу стиха 18 надо понимать в значении «не давай отдыха глазным яблокам своим». Следует образ искренней молитвы к Богу («излияния сердца» пред лицем Его; стих 19).

В. Мольба Иерусалима к Господу (2:20−22)

Плач 2:20−22. На пределе отчаяния пророк сам взывает к Господу с мольбой, как бы «подсказывая» соплеменникам слова их мольбы: «Воззри, Господи, кому Ты сделал так? Вот, женщины поедают младенцев, вскормленных ими», (и это было предсказано Моисеем как одно из последствий неповиновения Божьему закону; Лев 26:27−29; Втор 28:53−57). «Вот, в святилище Господнем убивают священников и пророков». Халдеи, ворвавшиеся в Иерусалим, несомненно, убивали их на территории храма и поблизости от него.

Нетрудно представить себе Иеремию, проходящего по улицам города мимо множества трупов: вот старики, вот девы и юноши. Враг, разъяренный долгим сопротивлением Иерусалима (напомним, что осада его продолжалась 30 месяцев), разил, не разбирая пола и возраста, без пощады. Но это Бог, говорит пророк, беспощадно карал мятежный свой народ. И о том, что будет именно так, Он издревле предупреждал их (Пгв. 26:14−39; Втор 28:15−68).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Плач Иеремии, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.