Автор

Об авторе этого краткого пророчества не известно ничего, кроме его имени Наум Елкосеянин (Наум 1:1). По-еврейски имя «Наум», или точнее «Нахум», которое означает «утешитель». Это имя как нельзя лучше соответствовало характеру служения этого пророка в Иудее. На страницах Ветхого Завета имена собственные весьма часто выражали надежду и религиозные чаяния народа Божьего. Что же до имен тех представителей этого народа, которых коснулось особое избрание Божье, то их имена нередко «содержали» как бы постоянно звучавшую «проповедь» о Боге и Его делах. Имя Наума выражало извечную надежду Израиля на милость Божью. Проповедь Наума о предстоявшем разрушении Ниневии, о том, что наступит день, когда этот безжалостный враг сам будет охвачен ужасом перед лицом «народов», наступающих на него, не могли не служить для Израиля великим утешением.

«Вторая часть» имени пророка, Елкосеянин, говорит о том, что он был родом из селения Елкоши, или Елкеси, местонахождение которого, однако, не известно. По свидетельству Иеронима, в его дни в Галилее еще сохранялись развалины городка, носившего такое название. Наиболее вероятным является предположение, что город, где родился Наум, находился в южной части Иудеи; это больше всего согласуется с тем чувством, с каким пророк говорит об Иудее (1:15), к которой и адресовано его послание.

Историческая обстановка

В сущности пророчество Наума сосредоточено на городе Ниневии (1:1). «Пророчество о Ниневии» значится в первой фразе книги, это как бы надпись к ней. Словом «пророчество» здесь, как и в других пророческих книгах (смотрите, к примеру, Зах 9:1; 12:1; Мал 1:1), переводится еврейское слово «масса», означающее буквально «груз», «ношу», «бремя». Иероним толковал это слово как важное, сопряженное с трудностями, сообщение. Пророк Исаия, по-видимому, употреблял его в смысле грозного возвещения о грядущих бедствиях и гибели (Ис 13:1; 15:1; 17:1; 19:1; 21:11 и др.) В данном случае «трудности» и гибель возвещались ассирийской столице Ниневии.

Впервые Ниневия упоминается в книге Бытие (10:11−12). Там же (несколькими стихами выше) мы читаем о Нимроде, который построил несколько городов в южной Месопотамии и, судя по этим стихам, явился основателем древних цивилизаций: Ассирии и Вавилона. Из сохранившихся надписей следует, что примерно в 2300 г. до Р. Х. в Ниневии был сооружен храм богини Иштар. Упоминается Ниневия и в надписях, относящихся ко времени вавилонского царя Хаммураби (примерно 1792−1750 гг. до Р. Х.).

Границы этого города были расширены ассирийским царем Тиглатпалассаром I (1115−1071 годы), который называл себя «царем мира». Ассирийские цари Ашурназирпал II (883−859 годы) и Саргон II (722−705 годы) имели в Ниневии свои резиденции. В девятом, восьмом и седьмом столетиях до Р. Х. Ассирийская империя была весьма могущественна и постоянно нападала на народы, жившие на востоке, севере и западе от нее (включая Израиль).

При Салманассаре III (859−824 гг. до Р. Х.) Ниневия становится базой и «отправной точкой» для ассирийских военных операций. В правление упомянутого царя в вынужденный «контакт» с Ниневией вступает Израильское царство. В надписи, высеченной по приказу Салманассара, сказано, что он одержал победу над коалицией царя Сирии и других царей, включая «Ахава Израильтянина» (в 853 г. до Р. Х.).

Из более поздней надписи следует, что Салманассару платил дань израильский царь «Ииуй, сын Амврия», который, кстати, изображен на так называемом Черном обелиске Салманассара III. В Библии ни об одном из этих событий не упоминается. Известно, что Азария, царь иудейский (790−739 гг. до Р. Х.) платил дань Тиглатпалассару III (745−727 гг. до Р. Х.). То же и Менаим, царь израильский (752−742 гг. до Р. Х.); 4Цар 15:14−23. В царствование Асурданила III (772−754 годы) ниневитянам проповедовал пророк Иона.

В 731 году Ахаз, царь иудейский, стал вассалом Тиглатпалассара III; в том же году ассирийцы взяли Дамаск. Салманассар V (727−722 гг.) осадил Самарию и в 722 году вошел в столицу Северного царства, тем положив ему конец (4Цар 17:3−6; 18:9−10). Двадцать один год спустя (в 701 году) войска Сеннахирима (705−681 годы) наводнили Иудею и разрушили 46 городов и селений.

Но 185 тысяч воинов Сеннахирима погибли в одну ночь после того, как ассирийское войско осадило Иерусалим, и тогда Сеннахирим возвратился в Ниневию (4Цар 18:17−18; 19:32−36; Ис 37:36). Ассархадон (681−669 годы) рассматривал Иудею как царство подвластное ему, что следует из надписи, обнаруженной на развалинах одного здания: «Я призвал (повелел предстать перед собою) царей хеттейской земли (Сирии) и тех, что живут за морем: Балу, царя Тира, и Манассию, царя иудейского»

В 669 году, после своего отца Ассархадона, ассирийский трон унаследовал Асурбанипал. Возможно, он был тем самым царем, который освободил Манассию, царя Иудеи (2Пар 33:10−13). Асурбанипал нанес поражение Фивам египетским (в 663 году) и вывез в Ниневию сокровища этого города, а также Вавилона и Суз. В ассирийской столице им была основана большая библиотека.

Город Ниневия пал под объединенными ударами войск Вавилона, Мидии и Скифии в 612 году до Р. Х. (по другим данным в 625 году).

Располагалась Ниневия на западном берегу реки Тигр. Относительно населения Ниневии читайте во Вступлении к книге Ионы, а также в комментарии на Иона 4:11.

Объединившим свои силы врагам Ниневии не трудно было овладеть этим городом после того, как протекавшая через него река Казр вышла из берегов (Наум 1:8; 2:6, 8). Могущественный и грешный город пал, опустошенный наводнением и огнем. Затем ливни и налетавшие из пустыни песчаные бури довершили дело его разрушения, и уже 200 лет спустя его развалины считались «безымянными». В 1-ом столетии после Рождества Христова на том месте стояла лишь небольшая крепость, называвшаяся «Нинус».

После того над развалинами ассирийской столицы выросли холмы, которые каждый год перепахивали арабы и на которых пасли свои стада бедуины. Между тем ученые на протяжении долгого времени спорили о том, где, собственно, находилась грозная некогда Ниневия. Мало-помалу ее стали обнаруживать после 1841 года французские и английские археологи. Сегодня развалины Ниневии доступны обзору.

Ниневия была столицей одной из самых могущественных и самых жестоких империй древнего Востока. Безнравственность, царившая в ее повседневной жизни, не знала себе равных, как и хвастливое высокомерие ее правителей. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами ассирийские надписи. Такая надпись, например, составленная по приказу Асур-Назир-Хабала (859−824 гг. до Р. Х.) в честь одной из одержанных им побед, говорит: «Я штурмовал горные пики и овладел ими. В сердце могучей горы я убивал их, и кровью их я окрасил гору, подобно шерсти… Из отрубленных голов их воинов я воздвиг столб напротив их города, который возвышался над ним; их юношей и девушек я сжег в огне». А вот что записано этим ассирийским царем об одном из плененных им чужеземных вождей: «Я содрал с него кожу и растянул ее на стене города». Далее в записи рассказывается, что обычным пленникам отрубали руки и ноги, а обрубки тел тоже складывали в «столбы».

Своей нечеловеческой жестокостью в одной из военных кампаний хвастался Салманассар II (859−824 гг.): «Пирамиду из голов я воздвиг перед его городом. Юношей и девушек их я сжег в пламени огня». В следующих словах описывает свое обращение с пленным вождем Асурбанипал (669−626 гг. до Р. Х.): «Я пронзил ему подбородок острым моим кинжалом. Сквозь его челюсть… я пропустил веревку; я посадил его на собачью цепь и повелел ему забраться… в собачью конуру». Надо ли удивляться тому, что Наум назвал Ниневию «городом кровей» (3:1), чья злоба беспрестанно «простиралась» на «всех» (3:19).

В подтверждение того, что цари Ассирии превозносили себя «превыше небес», приведем еще несколько надписей. Вот как писал о себе Асурбанипал: «Я великий царь, царь могучий, царь вселенной, царь Ассирии… Великие боги… возвеличили имя мое, они сделали сильным правление мое». Еще более хвастливо звучит надпись, оставленная Асархадцоном: «Я силен, я всемогущ, я герой и гигант. Я колосс, я почтен и прославлен, и нет среди царей равных мне, избранному Ассуром, Набу и Мардуком».

Идолопоклонство процветало в Ниневии и по всей империи. Религиозные культы, практиковавшиеся в Ассирии, происходили из Вавилона. К примеру, Набу и Мардук были богами вавилоно-ассирийского пантеона. Но Ассур был национальным божеством Ассирии, которое на земле представлял царь, бывший одновременно его верховным жрецом.

Время написания

О дате написания книги, как и о датах жизни самого пророка, можно судить лишь предположительно, на основании некоторых внутренних свидетельств, имеющихся в самой книге. Обозначим вначале самые широкие временные границы: от 722 года до Р. Х., когда Израильское царство пало (для Наума это событие уже произошло: 2:2) до года падения самой Ниневии (предположительно 612 год), так как это событие видится пророку в далеком будующем.

В его дни, заметим, благоденствие империи и ее столицы было столь бесспорно, что в поддержку реальности своего предсказания Наум обращается к примеру, великого египетского города Фивы (в русском тексте Но-Аммон, 3:8), который, однако же, был разрушен (по имеющимся историческим данным Асурбанипалом). Событие это датируется 663 годом до Р. Х., и, следовательно, Книга Пророка Наума была написана позже. Временные рамки ее написания, таким образом, сужаются от 663-го до 612 года.

Далее: 1) То, что говорит Наум о Ниневии в 1:12; 3:1, 4, 16, не подразумевает постепенного упадка страны при сыновьях Асурбанипала, Саракусе (626−623 годы) и Синшаришкуне (623−612 годы). 2) Когда Наум пророчествовал, Иудея находилась в вассальной зависимости от Ассирии (1:13, 15; 2:1, 3). Это соответствовало времени правления в Иудее царя Манассии (697−642 годы). 3) Мидия как независимое государство поднялось и окрепло около 645 года, а зарождение Ново-Вавилонской империи относится к 626 году.

Если бы Наум писал незадолго до падения Ниневии под ударами объединенных армий этих двух стран, то, скорее всего, упомянул бы о них. Но поскольку ни мидяне, ни вавилоняне никак Наумом не упоминаются, то логично предположить, что его пророчество было произнесено до 645 года. 4) Наиболее важным, однако, представляется следующее обстоятельство: Фивы (Но-Аммон) через девять лет после их разрушения были восстановлены (в 654 году). Едва ли убедительно прозвучал бы (в этой связи) риторический вопрос пророка в 3:8, если бы книга его писалась после 654 года. Таким образом, дату написания книги относят к 663−654 годам до Р. Х.

Единство текста и его литературные особенности. Мысль пророка замечательно логична в своем движении, чем и объясняются последовательность и полнота в раскрытии содержания его книги. В первой главе определяется тема книги: Бог — всемогущий, абсолютно праведный и справедливый, Он всегда, в конечном счете, исполняет Свои планы и намерения: повинующихся Ему Он вознаграждает милостью, нечестивым же уготована грозная участь. Именно она ожидает высокомерных и глубоко безнравственных ассирийцев, не знающих истинного Бога, тогда как иудеи, верные Богу, будут спасены.

Вторая глава состоит из картин, созерцаемых духовными глазами пророка: в них ему открывается свершение суда Божьего над Ассирийской империей и ее столицей.

В третьей главе содержится ответ на естественно возникающий вопрос: каковы причины гибели могущественной монархии, поражавшей мир своими красотой и величием? Почему и как стало это возможно? Причина в пороках, которые поразили ассирийское общество, — отвечает пророк. А также в том, что над всем миром царит Божественное правосудие, знающее начало и конец всякому злу, ведающее времена и сроки.

Смелая мысль Наума облечена в яркие образы. Знатоками древнего еврейского языка всегда высоко ценились язык и стиль Наума, живость его изложения. Литературные достоинства его книги выше любого из других малых пророков.

В историческом плане эта книга принадлежит к так называемому «ассирийскому периоду» ветхозаветной истории, т. е. к тому времени, когда на древнем Востоке преобладала Ассирийская империя. К этому же периоду относятся (по крайней мере, частично) самые древние из пророков: Иона, Иоиль и Амос, но более всего следующие за ними: Осия, Исаия, Михей.

Наум как бы замыкает собой этот ряд, поскольку произносит последнее пророчество о Ниневии. Правда, после него о гибели Ниневии скажет и Софония, но он будет жить едва ли не в это время. И его предсказание (Соф 2:13−15) звучит как бы в подтверждение возвещенного об этом Наумом.

Исполнение пророчеств Наума:

1. Ассирийские крепости падут с неожиданной легкостью (3:12). Согласно Вавилонской хронике укрепленные города в окрестностях Ниневии, включая Табрис (современный Шериф-Хан), который находился в нескольких километрах на северо-западе от Ниневии, стали «падать» один за другим, начиная с 614 г. до Р. Х.

2. Осажденные ниневийцы станут изготовлять кирпичи для укрепления городских стен (3:14). В «Истории Ассирии», изданной Чикагским университетом, читаем: «К югу от ворот крепостной ров все еще полон осколками камней и кирпичей, из которых были сложены стены».

3. Городские ворота будут разрушены (3:13). Там же читаем: «Главная атака была направлена от северо-западных ворот, и основной удар пришелся на ворота Хатамти… На участке в пределах этих ворот имеются спады второй стены, которую защитники города спешно возвели в экстремальных обстоятельствах».

4. Ниневия будет разрушена наводнением (1:8; 2:6, 8). Диодорус Сикулус (около 20-го года до Р. Х.) писал, что в третий год осады Ниневии из-за сильнейших ливней вышла из берегов речка, протекавшая близ города, и затопила часть его, а часть городской стены разрушила. Греческий историк Ксенофонт писал, что гибели Ниневии сопутствовали ужасающие раскаты грома. Он же сообщал о том, что река Казр, втекавшая в Ниневию с северо-запада, близ ворот Нинлил, и следовавшая в юго-западном направлении, могла выйти из берегов по причине упомянутых ливней (либо враги разрушили сооруженный на ней шлюз).

5. Ниневия будет разрушена огнем (1:10; 2:13; 3:15). В лондонском издании «Век исследований в Ниневии» сказано, что при археологических раскопках ассирийской столицы обнаружены обугленные куски дерева, древесный уголь и пепел. «Следы пожара, как в храме, так и во дворце Сеннахерима, были несомненны: местами слой пепла на юго-восточной стороне достигал примерно 5».

6. Огромное множество людей будет убито при взятии Ниневии (3:3). «В двух битвах, разразившихся на равнине перед городом, ассирийцы потерпели поражение. Число убитых было столь велико, что вода в протекавшей вблизи реке смешавшись с кровью, изменила свой цвет на значительном расстоянии по течению» (Диодор, Историческая библиотека).

7. Безмерным будет разграбление Ниневии (2:9−10). В Вавилонской хронике сказано, что не было числа военным трофеям, унесенным из Ниневии. Город уподобился кургану, сложенному из развалин и обломков.

8. Ниневийские военачальники падут духом и ударятся в бегство (3:17). Там же написано, что «армия Ассирии бежала впереди своего царя».

9. Ниневийские идолы будут разбиты (1:14). В «Раскопки храма Иштар в Ниневии» (труд, хранящийся в Британском музее) имеется сообщение Р. К. Томпсона и Р. В. Хатчинсона об обнаружении в развалинах Ниневии безголовой статуи богини Иштар.

10. Ниневия будет разрушена раз и навсегда (1:9, 14). Многие из разрушенных в разное время древневосточных городов были какое-то время спустя отстроены и восстановлены, например: Самария, Иерусалим. С Ниневией этого не произошло.

План книги:

I. Заголовок (1:1)

II. Божий суд над Ниневией совершится (1:2−15)

А. Бог изольет гнев Свой на Ниневию, и милость на Свой народ (1:2−8)

Б. «Замыслам» Ниневии против Господа положен будет конец (1:9−11)

В. С гибелью Ниневии прекратятся страдания Иуды (1:12−15)

III. Описание суда Божьего над Ниневией (глава 2)

А. Нападение врагов на ассирийскую столицу (2:1−6)

Б. Картина поражения Ниневии в ее разграбления (2:7−13)

IV. О причинах высшего суда над Ниневией (глава 3)

А. Насилие и ложь, воцарившиеся в ассирийском городе, будут посрамлены (3:1−7)

Б. Сравнение участи, предстоящей Ниневии, с участью Фив (3:8−11)

В. Усилия Ниневии защитить себя обречены будут на провал (3:12−19)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Наума, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.