Свое название эта книга получила из Септуагинты, где она именуется по-гречески «Арифмои», т. е. буквально «числа». Это название было дано потому, что в книге содержится множество статистических данных, включая состав племен, общее количество священников и левитов, и другую численную информацию. Но по-еврейски Книга называется «бемидбар», что соответствует пятому слову в тексте книги «в пустыне».
Автор
Общепринятая еврейская и христианская традиция приписывает авторство Моисею (как и авторство Пятикнижия в целом), несмотря на то, что в самих Числах подтверждений этому немного (однако, 33:2; 36:13). Не подлежит сомнению, что Моисей является главным действующим лицом Чисел; он или участник, или свидетель большинства описанных в книге событий.
Время написания
В последнем стихе книги Чисел говорится: «Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (36:13). Из этого можно сделать вывод, что пребывание Израиля в пустыне завершилось, и евреи вот-вот должны были войти в землю Ханаанскую. Переход ими Иордана произошел через сорок лет после начала исхода, а это событие датируется 1446 годом до Р. Х.
Таким образом написание книги Чисел следует отнести примерно к 1406 году, ко времени предшествовавшему смерти Моисея (он умер именно в этом году). (О том, что исход начался в 1446 году, вывод делается на основании 3Цар 6:1, где говорится, что Соломон приступил к строительству храма на 4-ом году своего царствования (т. е. в 966 г. до Р. Х.), и было это 480 лет спустя после исхода. комментарий на этот текст)
Цель написания
Книга Чисел представляется своего рода сводом руководящих наставлений для Израиля в его пост-синайский (т. е. после получения им закона на Синае) период. Это «руководство» касалось трех сфер: а) порядка, которому народу надо было следовать при передвижении его через пустыню, б) того, как следовало действовать священникам и левитам в условиях постоянного передвижения народа, и в) того, как должны были евреи готовиться к завоеванию Ханаана и к оседлой жизни там.
Тот факт, что книга охватывает почти 40-летний период, с того момента, когда был дан закон на Синае, до событий, положивших начало завоеванию земли Ханаанской, указывает на ее исторический характер. Однако, Числа больше чем историческая летопись. В этой книге исторические события излагаются с определенной целью: рассказать о том, чего ожидал Господь от Израиля, и как отвечал Израиль на эти ожидания. Это происходило в тот уникальный исторический период, когда земля была уже обещана Богом народу, но осуществление этого обетования еще не наступило.
План книги
I.
А. Порядок расположения племен (главы 1−2)
Б. Наставления левитам (главы 3−4)
В. Очищение и освящение (главы 5−6)
Г. Служение в скинии (главы 7−8)
Д. Наставления относительно Пасхи (9:1−14)
Е. В сопровождении Господа (9:15 — 10:10)
II.
А. Уход из Синая (10:11−36)
Б. Бунт народа (глава 11)
В. Бунт Мариами и Аарона (глава 12)
Г. Лазутчики в Обетованной земле (главы 13−14)
III.
А. Повторение положений завета (глава 15)
Б. Бунт, поднятый Кореем (глава 16)
В. Подтверждение полномочий Аарона (глава 17)
Г. Роль и привилегии священников и левитов (глава 18)
Д. Законы об очищении (глава 19)
Е. Приход в пустыню Син (глава 20)
Ж. Продвижение к Моаву (21:1 — 22:1)
IV.
А. Тяжелое положение Моава (22:2−4а)
Б. Обращение за помощью к Валааму (22:4б−20)
В. Путешествие Валаама (22:21−35)
Г. Прорицания Валаама (22:36 — 24:25)
Д. Поклонение Израиля идолам (глава 25)
V. ко вступлению в Ханаан (главы 26−36)
А. Обеспечение права наследования (26:1 — 27:11)
Б. Преемник Моисея (27:12−23)
В. Законы о жертвоприношениях (главы 28−29)
Г. Законы об обетах (глава 30)
Д. Суд Божий над мадианитянами (глава 31)
Е. Освоение земель на восток от Иордана (глава 32)
Ж. Краткое повторное описание пути из Египта (33:1−49)
3. Последние наставления о завоевании и наследовании (33:50 — 36:13)
Толкование Далласской семинарии на Числа, введение. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.