В. Вызов Царю — как виден он из споров о Его власти (глава 12)

1. СПОРЫ О СУББОТЕ (12:1−21)

а. О работе в субботу (12:1−8) (Мк 2:23−28; Лк 6:1−5)

Мф 12:1−8. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи сразу же бросились в атаку, обвинив учеников Христа в том, что они нарушают закон и делают то, что в субботу делать запрещено (Исх 20:8−11). По мнению фарисеев, срывать колосья — равносильно жатве, растирать их в ладонях — все равно, что молотить, а отбрасывать прочь мякину — то же самое, что веять!

Оспаривая обвинения фарисеев, Иисус, сослался на два примера. Сначала Он напомнил им о случае из жизни царя Давида (Мф 12:3−4). Когда Давид убегал от Саула, то священник Авиафар дал ему и бывшим с ним есть хлебы предложения, которые по закону предназначались лишь в пищу священникам (1Цар 21:1−6; сравните Лев 24:9). Давид верил, что сохранение человеческой жизни важнее соблюдения буквы закона.

Вторым примером были сами священники, которые, исполняя в храме по субботам положенную им работу, тем самым субботу нарушали (Мф 12:5 сравните с Чис 28:9−10, 18−19), и все таки виновными в нарушении ее их не считали.

В качестве третьего аргумента (а не примера) Иисус сослался на Самого Себя, Который больше храма (Мф 12:6), и — Господин субботы, а, значит, Ему и определять, что можно, а чего нельзя делать в субботу. И Он невиновных, т. е. проголодавшихся учеников Своих, не осудил. Фарисеи же, скрупулезно соблюдая «техническую» сторону закона, в частности, то, что касалось жатвы, обмолота и веяния, не имели сочувствия к реальным нуждам людей (сравните Втор 23:24−25). Иисус напомнил им слова из книги пророка Осии (6:6): «Милости хочу, а не жертвы» — желая донести до их сознания, насколько духовное состояние людей важнее в глазах Божиих внешней праведности, выражающейся лишь в соблюдении формальностей.

б. Исцеление в субботу (12:9−14) (Мк 3:1−6; Лк 6:6−11)

Мф 12:9−14. Едва закончился этот спор относительно субботы, как Иисус отошед оттуда вошел… в синагогу. Его присутствие там в субботу было само собой разумеющимся. И вот там был человек, имеющий сухую руку. Фарисеи, постоянно искавшие повод к обвинению Иисуса, тут же задали Ему вопрос: можно ли исцелять в субботу? Иисус, как часто делал это, ответил на их вопрос вопросом: Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы совершить в субботу дело милосердия по отношению к животному, даже если дело это — «работа».

А ведь люди много ценнее животных, потому тем более следует проявлять милосердие к ним и по субботам. Таким образом Иисус заранее отмел возражения против того, что собирался сделать. Ибо это не противоречило духу Писания, и логика Его была безупречной. Он исцелил сухорукого. Но и это чудо не прибавило фарисеям веры в Него и, выйдя из синагоги, они имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, для Которого планы их не были тайной, удалился оттуда.

в. Реакция Иисуса на замыслы против Него (12:15−21)

Мф 12:15−21. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех (в англ. тексте Библии — «всех их больных») и запретил им объявлять о Нем (сравните 9:30). Предавать вящей гласности то, что Он и есть Мессия, значило бы провоцировать еще более яростную враждебность. Так сбывалось пророчество Исаии относительно Мессии (Ис 42:1−4); эти стихи считаются «мессианскими» Богослов Тусэн писал:

«Пророчество Исаии вполне соответствует тому, что пишет об Иисусе Матфей. Во-первых, оно о том, как отверженный Царь будет исполнять служение Мессии. Он не будет прекословить и повышать голоса. Он будет исполнен сострадания: трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит».

Вторым ракурсом упомянутого пророчества является благоволение Отца на Отроке Возлюбленном. Не повышающий голоса, не вступающий в открытые конфликты, Он остается Божиим слугою, осуществляющим Его планы.

В Мф 12:18 (цитата из Ис 42:1) представлена вся Троица. Говоря о Христе, Бог Отец называет Его «Отроком Своим» и возвещает, что положит дух Свой на Него, Который возвестит народам суд (в англ. тексте — «праведность»). Взятую им цитату из Ветхого Завета Матфей заканчивает словами: «И на имя Его будут уповать народы».

2. Сатанинская природа осуждения Христа (12:22−37) (Мк 3:20−30; Лк 11:14−23; Лк 12:10)

Мф 12:22−24. Хотя прямо не сказано, кто привел к Иисусу бесноватого (стих 22), можно предположить, что это сделали сами фарисеи — в надежде, что этот случай поставит Христа в затруднительное положение. Ведь с человеком, который был слеп и нем, практически нельзя было вступить в общение. Зрительно он не мог воспринять, что собираются делать с ним, а на сказанное ему, ничего не мог ответить. Иисус, тут же изгнав из него беса, исцелил его, и человек этот стал говорить и видеть.

И дивился весь народ (буквально: «и толпа была вне себя от удивления») и говорил: Не сей ли Христос, Сын Давидов? Другими словами: «Не Он ли обещанный Мессия, потомок Давида (2Цар 7:14−16), пришедший восстановить царство и исцелить раны народа?» В то время, как люди задавались этим вопросом, книжники и фарисеи пришли к заключению, что Он изгоняет бесов… силою веельзевула, князя бесовского (сравните Мф 9:34, а также объяснение слова «веельзевул» — в Мф 10:25 и Мк 3:22).

Мф 12:25−29. Зная мысли фарисеев, Иисус выступил в Свою защиту. Он не часто делал это, но в данном случае, выражаясь современным языком, решил расставить точки над «и». В ответ на обвинение в том, что Он действует бесовскою силою, Иисус выдвинул три аргумента. Во-первых, если бы Он изгонял демонов демонскою же силою, то это значило бы, что сатана включился в борьбу против самого себя (стихи 25−26). С какой стати способствовал бы сатана Иисусу в изгнании беса из человека, который был одержим им, т. е. находился в его власти? Допусти он это, и «царство» его «разделилось бы само в себе», а, значит, приблизилось бы к своему концу.

Во-вторых, Иисус задал фарисеям вопрос относительно тех иудейских заклинателей, которые, как предполагалось, изгоняли бесов силою Бога (стих 27). Власть эта (10:1) была, как известно, дана апостолам, да и другие в те времена, считалось, владели ею. В сущности Иисус сказал фарисеям следующее: «Если вы признаете, что ваши заклинатели обладают Божией силою и ею изгоняют бесов, то почему не хотите поверить в то, что и Я обладаю тою же самою силою?»

В-третьих, Иисус сослался на то, что, изгоняя демонов, Он тем самым доказывает, что сильнее сатаны. Он сумел войти в сферу его господства, в мир демонов (в дом сильного), и в нем одержать победу над «хозяином» (12:29). Не следует ли отсюда, что Он в состоянии установить на земле иудеев Царство Божие (стих 28)! Но стал ли бы Он, с другой стороны, предлагать им это Царство, если бы бесов изгонял силою бесовскою! Это было бы просто нелогично. Не ясно ли, что Пришедший установить Царство Божие действует силою Духа Святого, а не силою сатаны.

Мф 12:30−37. Затем Иисус предложил Своим слушателям прийти к тому или иному, но определенному заключению. Или они с Ним, или против Него! Тех, однако, которые не приняли Его, Он строго предупреждал. По-человечески рассуждая, понятно, что некоторые из видевших и слушавших Его все-таки оставались в нерешительности. Личность, имеющая Божественную природу, но живущая среди людей, не может быть полностью ими понята и оценена.

Отсюда и оговорка Иисуса или, если хотите, «скидка» по отношению к тем, кто вынесет неверное решение: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему. Но если кому-то простительно не до конца «вместить» Личность Иисуса, то непростительно ошибаться и неосторожно или дерзко высказываться относительно силы, явленной через Него, — тем более непростительно это религиозным вождям.

Между тем, весь израильский народ, находившийся под влиянием этих вождей, был на грани того, чтобы вынести роковое решение. Ибо народ в массе своей готов был приписать сатане силу Духа Святого, т. е. произнести хулу на Духа. Этот специфический грех никем не может быть повторен в наши дни. Так как для этого понадобилось бы, чтобы Иисус и теперь находился на земле и продолжал совершать чудеса силою Святого Духа. О страшном этом грехе говорится, что ему нет прощения ни в сем веке, ни в будущем (в значении «никогда»). Последствием его явилось бы осуждение Богом как народа в целом, так и тех отдельных людей, которые стали бы настаивать на своей прискорбной точке зрения.

В стихе 33 Иисусом иллюстрируется необходимость выбора (сравните 7:16−20). Далее Господь гневно определяет фарисеев как порождения ехиднины, которые не в состоянии говорить доброе, потому что сердца их преисполнены злобы.

Доброе сокровище и злое сокровище в стихе 35 надо понимать как-то доброе или злое, чем опять-таки преисполнена душа человеческая. И наконец в стихах 36−37 Господь возлагает на людей ответственность за все их поступки и слова, потому что ими они оправдаются или осудятся в день суда.

Мф 12:38−42 (Лк 11:29−32). Несмотря на то, что Иисус только что совершил явное чудо, религиозные вожди стали просить Его: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (сравните Мф 16:1). Это означало, что все, что Он совершил до того времени, показалось им недостаточно убедительным. Они как бы говорили Ему: «Нам хотелось бы увидеть настоящее знамение».

Но Господь, хотя и явил уже немало «знамений», исходил из того, что не на них должна основываться вера. Лишь род лукавый и прелюбодейный, — говорит Он, — ищет знамения (сравните 16:4). (Говоря «прелюбодейный», Иисус имел в виду духовную неверность Богу со стороны Израиля, выразившуюся, в частности, как в соблюдении им одной лишь внешней обрядности, так и в отвержении им Мессии.)

Просьбу фарисеев Иисус отверг, сказав: …и знамение не дастся (роду сему), кроме знамения Ионы пророка (сравните 16:4), ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Если учесть, что по иудейскому времяисчислению часть дня считалась как целый день, то под «тремя днями и тремя ночами», очевидно, понималось все происшедшее после распятия Христа в пятницу.) «Знамением» как бы явились самые эти слова, произнесенные Иисусом, ибо ими Он дал понять, что иудеи отвергнут Его — во исполнение того, что Он уподобил «знамению Ионы пророка»; чтобы это осуществилось в отношении Него, Иисусу надо было быть отвергнутым, умерщвленным и погребенным. Но после того, как это осуществится, минует для иудеев время принять Его как своего Царя.

Между тем, тому поколению их, к которому Он обращался, дана была совершенно особая привилегия, какой не было ни у одного из предыдущих поколений. Ниневитяне… покаялись от проповеди простого человека, Ионы; Царица Южная (царица Савская — 3Цар 10:1−13) …приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, — говорит Иисус. И те и другая поступили достойно похвалы. Но вот здесь больше Ионы и…

Соломона (сравните 12:6). (Судя по грамматической форме этой фразы в греческом тексте, тут Иисус мог подразумевать не Себя, а Царство Свое.) Однако, вместо того, чтобы принять то, что «больше», иудеи отвергли его. За это им не избежать сурового осуждения в последний день, когда они предстанут перед Судьей Небесным.

Примеры, приведенные Иисусом, свидетельствуют, что язычники и прежде оказывались более отзывчивыми на Божии призывы, чем евреи (сравните 11:20−24).

Мф 12:43−45 (Лк 11:24−26). С целью показать, каковы будут положение и состояние этих «искателей знамений» на земле, если они будут упорствовать в своем неверии, Иисус привел в пример человека, который получил освобождение от владевшего им нечистого духа (возможно, при помощи иудейского заклинателя; Мф 12:27). Избавившись от него, человек всеми доступными ему естественными средствами попытался привести свою жизнь в порядок («вымести свой дом и убрать его»). Но простой «религиозности», без обращения силой Духа Святого, для этого недостаточно.

И в конце-концов такой человек подпадает под действие не одного, а семи… духов, злейших первого, в результате чего положение его становится еще хуже. Именно это угрожало фарисеям и другим религиозным вождям, попытки которых «совершенствоваться» без помощи силы Божией, были обречены на провал. Между тем, характера и проявлений этой силы они определенно не понимали, путая ее действие с действием силы сатанинской (стихи 24−28). Потому они и сделались удобной мишенью для духа зла.

Мф 12:46−50 (Мк 3:31−35; Лк 8:19−21). Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. Апостол Иоанн ясно дает понять, что братья Иисуса (по матери, родившиеся у Марии после Иисуса) не верили в Него до Его воскресения (Ин 7:5). В данном случае они, по-видимому, хотели получить какое-то преимущество, добиваясь встречи с Ним, — на основании семейных уз. Своим ответом тому, кто сказал Ему о родственниках, ожидавших Его, Иисус не оставил сомнения в том, что ученичество и вытекающая из него близость учеников к Учителю строятся не на физическом родстве, а на духовном — через послушание воле Отца Его Небесного.

Г. Вызов Царю — как виден он из «изменения статуса» Царства (13:1−52)

Предыдущая 12 глава, пожалуй, является самым важным поворотным пунктом во всей книге. Царь подал удостоверение о Своем праве (и власти), совершив многочисленные чудеса. Однако возраставшая по отношению к Нему враждебность достигла своего апогея, когда религиозные вожди Израиля пришли к заключению, что чудеса эти Царь совершал не Божией, а сатанинской силой (9:34; 12:22−37). Хотя полное отвержение Царя произошло позднее, начало ему было положено теперь. Потому и стал Иисус, обращаясь преимущественно к Своим ученикам, наставлять их по разным вопросам. Далее следует одна из главных, записанных Матфеем, речей Христа (другие в главах 5−7; 10; 23−25).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Матфея, 12 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Матфея 12 глава в переводах:
От Матфея 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.