в. Учение о наказаниях (13:1−5)

Лк 13:1−5. Иисус говорит, что несчастье может случиться с любым человеком и ссылается на две трагедии, происшедшие в те дни. Первая настигла группу галилеян, которых Пилат приказал по какой-то причине убить во время совершения ими жертвоприношения. Вторая случилась в городе Силоаме, где упала башня, раздавив восемнадцать человек. Иисус подчеркивает, что погибшие галилеяне, как и восемнадцать жителей Силоама, не были грешнее и виновнее других своих соотечественников. Погиб человек или избежал погибели, не зависит от его неправедности или праведности в человеческом понимании.

Погибнуть может каждый. Ибо только по милости Божией живет человек. (Так что в несчастье, постигшем ближнего, тот, кто хочет вникнуть в состояние собственной души, может увидеть предостережение, посылаемое Богом. — От ред.) Если не покаетесь, все так же погибнете, предупреждает Христос израильтян. Хотя физическая смерть — участь каждого живущего, покаяние, и только оно, откроет перед людьми двери в Царство Божие, дает понять Иисус.

г. Притча о бесплодной смоковнице (13:6−9)

Лк 13:6−9. Свою мысль Иисус иллюстрирует притчей о том, что «не приносящих плод» в жизни ожидает суд. Смоковницу, не плодоносящую три года подряд, хозяин виноградника приказывает своему виноградарю срубить. Тот просит дать дереву еще год жизни, в который он будет заботиться о нем. Тут, по-видимому, иносказательно выражается мысль о необходимости времени для покаяния (сравните стихи 1−5), каковое не может не выразиться в принесении плода (Мф 3:7−10; Мф 7:15−21; Лк 8:15). У тех, кто поверил в Мессию, должна произойти видимая перемена в жизни. И если такой перемены нет, то человек, подобно бесплодной смоковнице, обрекается на суд и вечную гибель.

д. Исцеление женщины в субботу (13:10−17)

Продолжая учить, Иисус подкрепляет Свое учение делом; исцеление женщины в субботу приурочено Лукой к последнему разу, когда Он учил в одной из синагог. На осуждение Иисусом «лицемеров» здесь делается особое ударение: Он заклеймил этим словом и толпу и ее вождей (12:56) примерно в начале этого раздела. И теперь, в конце его, Он снова называет лицемером начальника синагоги (13:15), выражая ту мысль, что ни народ, ни руководители его всерьез и от сердца не интересуются тем, что Бог мог бы сделать и делает в их жизни.

Лк 13:10−13. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, «связанная — как сказано в 16 стих — сатаною». Не отрицая того, что этот конкретный эпизод имел место, следует, однако, отметить, что, помещенный Лукой именно здесь, он обретает и явно символическое звучание. Ибо миссией Иисуса в среде израильского народа как раз и было исцеление его от духовной «увечности», дарование ему способности «держаться прямо».

Тут — наглядная иллюстрация силы Иисусова «прикосновения»: женщина выпрямилась. Он исцелил ее Своим словом: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, и Своим прикосновением: …возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. То есть ее реакция на совершенное Христом была такой, как следовало (сравните 2:20; 5:25−26; 7:16; 17:15; 18:43; 23:47).

Лк 13:14. В отличие от женщины, начальник синагоги стал негодовать на Иисуса за то, что Он, по его представлению, нарушил закон. Не принимая совершенного Им чуда, он призывал к тому же народ. И этим подтвердил правоту Христа, сказавшего ранее о том, что религиозные вожди Израиля удерживают народ от принятия Царства Божия (11:52).

Лк 13:15−17. Иисус показывает, насколько лицемерны Его противники: они ведь «с чистой совестью» ухаживают в субботу за своим скотом (сравните 14:5), а помощь в субботу человеку объявляют «противозаконной»!

Не имея, что возразить Христу, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

е. Учение о Царстве Божием (13:18−21) (Мф 13:31−33; Мк 4:30−32)

Лк 13:18−21. Эти стихи образуют связующее звено между наставлениями народу (12:54 — 13:21) и учением Иисуса о людях Царства Божиего (13:22 — 17:10). По мнению некоторых, короткие притчи о зерне горчичном (за одно лето из крохотного этого зернышка вырастает громадный куст) и о закваске говорят нечто положительное о Царстве Божием.

Представляется, однако, что правильнее понимать эти притчи Иисуса как имеющие сугубо негативный смысл. Подобно тому, как дрожжи или закваска, будучи положены в тесто, обнаруживают свое «всепроникающее» действие, и зло пронизывает мир во всех направлениях. Такая точка зрения подтверждается тем, что Лука помещает эти притчи сразу же после сцены отвержения Христова чуда начальником синагоги.

3. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ГРАЖДАНАХ ЦАРСТВА БОЖИЕГО (13:22 — 17:10)

Тут Лукой записано учение Иисуса о том, кто является и кто не является «причастником» Царства Божиего. В этом разделе тема «вхождения в Царство» часто «подается» как участие в свадебном пире (13:29; 14:7−24; 15:23; 17:1−10). Время Царства еще не наступило, и под «входящими в него» следует понимать тех, кто отвечают на Божий призыв принятием Мессии и Его учения о Царстве.

а. Иисус дает понять, что большая часть Израиля не попадет в Царство (13:22−35)

Лк 13:22−30. Из слов Христа следует, что многие израильтяне не войдут в Царство Божие, тогда как немало язычников войдет в него. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Видимо, некоторые из последователей Иисуса были огорчены тем, что Его учение не производит «всеочищающего» воздействия на народ. Они видели, что повсюду повторяется одно и то же: одни Его принимают, а другие — отвергают. Между тем, Иисус прямо говорил, что для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно поверить Его словам. А в еврейском сознании принятие в Царство Божие ассоциировалось со спасением от вечной погибели.

Господь говорит о «тесных вратах», ведущих в Царство, и предупреждает, отвечая на заданный Ему вопрос, что многие поищут войти в него и не возмогут, так как время, установленное Богом для покаяния, минёт.

Когда Хозяин дома встанет и затворит двери (подразумевается — на «пир», символизирующий Царство), опоздавшие войти уже не смогут (стих 25). Делателями неправды прямо назовет Он их (стих 27). На Его не знаю вас, откуда вы, опоздавшие станут напоминать Ему, что ели и пили пред Тобою, и на улицах наших Ты учил нас (стих 26) — явный намек на современников Иисуса, которым Он служил. В свете этого очевидный смысл Христовой притчи в том, что на Его «приглашение» следовало ответить в то время, когда Он делал его, и что «опоздавшие» принять его в Царствие Божие допущены не будут.

Господь прямо говорит о незавидной судьбе тех, кто не принял Его благовестия: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите… себя изгоняемыми вон. (На выражение «там будет плач и скрежет зубов» комментарий в Мф 13:42.) Итак, в Царство войдут только угодные Богу представители еврейского народа — такие, как его патриархи Авраам, Исаак, Иаков, и все пророки Его.

Для евреев подобные откровения были чем-то неслыханным. Ведь большинство их было убеждено, что как потомки Авраама они войдут в Царство Божие автоматически. Однако то, что сказал Иисус далее, должно было еще более ошеломить их, уверенных в том, что только евреи войдут в Царствие. Ибо Он заявил, что место неуверовавших иудеев займут в Царстве язычники — люди, которые придут в него от четырех сторон света (Лк 13:29−30), т. е. представители всех народов земли.

В сущности слушавшие Иисуса должны были знать это из своих священных книг, потому что пророки недвусмысленно говорили о том же самом. Однако в дни Христа евреи продолжали считать язычников ниже себя. Поэтому, когда, начиная Свое служение в Назарете, Он заявил в местной синагоге, что и язычники войдут в Царствие Божие (Лк 4:13−30), толпа в бешенстве хотела убить Его.

Слова Христа о «первых» и «последних» содержат ту же мысль: последние, каковыми иудеи считали язычников, первыми войдут в Царство Божие, а они, первые (в их предствлении) окажутся в этом смысле в числе последних (стих 30).

Лк 13:31−35. (Мф 23:37−39). Отвечая на предостережения фарисеев, Иисус дает понять, что цель Его — Иерусалим, где Ему предстоит умереть. Относительно этого предупреждения фарисеев, что Ирод хочет убить Его, высказывались разные мнения. Лука всегда представляет фарисеев в отрицательном свете. Чем же тогда объяснить эту их «заботу» о безопасности Иисуса? Скорее всего, они попросту искали предлога избавиться от Него. Поскольку Он во всеуслышание заявлял, что путь Его лежит в Иерусалим они, возможно, пытались Его запугать и таким образом заставить отказаться от принятого решения.

Ответ Иисуса: Пойдите, скажите этой лисице… свидетельствует, что в глазах Господа фарисеи были Иродовыми посланниками, которые возвратятся к нему «с докладом» (речь идет об Ироде Антипе).

Слова Христа о миссии, исполняемой Им сегодня и завтра, и в третий день… не означают, что в Иерусалиме Он должен был быть «через три дня». Христос выражал ту мысль, что будет исполнять Свою «работу» («изгонять бесов» и «исцелять») на протяжении известного Ему времени, которое Он установил для Себя. А затем — Иерусалим, где Он должен будет публично предстать перед религиозными властями, чтобы быть ими посланным на смерть. Отвержение Иисусом Иерусалима (представляющего весь израильский народ) поставлено Лукой в этот контекст (стихи 34−35).

В Своем «плаче» по Иерусалиму Христос говорит о том, что хотел… собрать чад этого города под Свою защиту, как собирает птица птенцов своих под крылья, но они сами не захотели.

Все Его служение было направлено на привлечение народа в Царство Божие, но народ, избивающий пророков, посылаемых к нему, не принял и Его, и вот теперь Он отвергает их: Се, оставляется вам дом ваш пуст (буквально — «дом ваш оставляется»). Под словом «дом» следует, вероятно, понимать не храм, а весь Иерусалим. Хотя Иисус и будет еще предлагать им признать Его Мессией, смерть Его предрешена. Мессия оставляет этот город.

Словами из Пс 117:26 Иисус засвидетельствовал им, что они не увидят Его более — пока не придет время, когда они выйдут приветствовать Его как Мессию. Позже, при входе Его в Иерусалим, народ именно так Его и приветствовал (Лк 19:38), но вожди народа Мессией Его не признали. Истина эта будет признана всем Израилем только тогда, когда Христос снова возвратится на землю и войдет в Иерусалим как Правитель Тысячелетнего Царства.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Луки, 13 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Луки 13 глава в переводах:
От Луки 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.