К. Ходатайственная молитва Иисуса (глава 17)

1. МОЛИТВА ИИСУСА О САМОМ СЕБЕ (17:1−5)

После омовения ног ученикам (13:1−30) и наставления, данного им наедине (главы 14−16), Иисус совершил молитву (глава 17). Ее называют «первосвященнической молитвой» или «Господней молитвой».

Наставление ученикам Иисус заканчивает победным возгласом: Я победил мир (16:33). В сущности это было предвозвещением Его победы на кресте. На протяжении всего Своего земного служения Иисус исполнял волю Отца (Лк 4:42; Лк 6:12; Лк 11:1; Мф 20−26). Теперь же, перед возвращением к Отцу, Он сначала вознес молитву за Себя (17:1−5), затем за апостолов (стихи 6−19) и, наконец, за христиан последующих времен (стихи 20−26).

Ин 17:1. Иисус имел особый доступ к Богу в молитве, как Его Сын. Обращение Отче! четырежды повторяется Им в этой молитве (Ин 17:1, 5, 21, 24); кроме того, в стихе 11 Христос называет Бога «Отче Святый», а в стихе 25 — «Отче Праведный».

Пришел час. Время исполнения Божиего плана искупления назначено было Самим Отцом. Неоднократно до того Иисус говорил, что «время еще не пришло» (2:4; 7:6, 8, 30; 8:20). Но вот теперь оно наступило (сравните 12:23; 13:1).

Прославь Сына Твоего, молился Иисус. Эта просьба о «прославлении» подразумевала и оказание помощи в страдании и принятие жертвы Иисуса, и воскрешение Его, и восстановление Его в изначальной славе. Конечная же цель была в прославлении Отца в Сыне, т. е. молитва Иисуса была о том, чтобы в Нем явлены были миру Божии мудрость, сила и любовь. Назначение верующих тоже в прославлении Бога (стих 10); в сущности в этом — главное назначение человека (Рим 11:36; Рим 16:27; 1Кор 10:31; Еф 1:6, 12, 14).

Ин 17:2. Из слов «Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью» (здесь в значении «всего человеческого рода») следует, что то, о чем просил Иисус в молитве, соответствовало плану Отца. Ибо Отец установил владычество Сына над землею (Пс 2). Отсюда право Сына совершать суд (Ин 5:27) над теми, кто отвергают Его, и дать жизнь вечную тем, кого Отец дал Ему. Пять раз в этой молитве (17:2, 6 — дважды, 9, 24) Иисус упоминает тех, кого Отец Небесный дал Ему.

Ин 17:3. По определению Иисуса Христа жизнь вечная соответствует постоянному познаванию единого истинного Бога через Его Сына (Мф 11:27), которое происходит (подразумевается) в процессе непрестанного и динамичного близкого общения с Ним. Греч, гиноскосин («да знают») предполагает именно глубоко интимное знание, что следует из употребления этого слова как в «Септуагинте», так и в греческом тексте Нового Завета.

Итак, жизнь вечная не идентична бесконечному существованию. Ибо каждый будет так или иначе существовать бесконечно (Мф 25:46), дело, однако, в том, где и как именно.

Ин 17:4−5. Иисус возносит молитву за Себя на основании совершенного Им дела (4:34) — того, которое Отец поручил Ему исполнить. Совершив его, Он прославил Отца на земле (сравните с 17:1). Несмотря на то, что крестные страдания лишь предстояли Иисусу, Он говорит о них как об уже совершившихся. И исходя из этого, повторяет просьбу о «прославлении» Его Отцом, т. е. о восстановлении Его в славе, которую Он изначально имел у Отца.

2. МОЛИТВА ИИСУСА ОБ АПОСТОЛАХ (17:6−9)

Иисус молился о Своих учениках прежде чем избрать их (Лк 6:12), Он молился о них в процессе Своего земного служения (Ин 6:15) и в конце его (Лк 22:32; Ин 17:6−19); Он молится о последователях Своих и теперь, на небесах (Рим 8:34; Евр 7:25). Молится ходатайственной молитвой любви, которую питает к «Своим».

Ин 17:6−8. Я открыл имя Твое человекам т. е. «открыл» Тебя им как любящего Отца. Иисус говорит тут о небольшой группе учеников, которая была дана Ему Отцом Небесным (стих 2, 9, 24). С этой целью они были отделены Отцом от мира.

И они сохранили слово Твое — в этой фразе Иисус воздает должное ученикам за то, что от Него и в Нем они приняли (несмотря на все свое несовершенство) Божие Благовестие. Их вера в Иисуса была верой в Его единство с Отцом и в то, что Он от Него исшел, будучи Им послан.

Ин 17:9−10. Эту Свою молитву (стихи 6−10) Христос в «узком смысле» возносил об одиннадцати апостолах, хотя ее можно рассматривать и как молитву обо всех верующих (стих 20). Во всяком случае тут Иисус не молился о всем мире, погрязшем в неверии и враждебности по отношению к Богу. Его молитва о двух вещах: а) о том, чтобы Отец сохранил («соблюл», стих 11) Его учеников и б) освятил их (стих 17). Сын молился о Своих учениках как о Божией «собственности» от сотворения мира и по выбору Отца (они Твои). Слова Господа: И все Мое Твое, и Твое Мое — свидетельствуют о Его единстве, близости и равенстве с Отцом.

Издревле Бог обитал среди людей и не раз являл им славу Свою, но совершенно особым образом Он явил ее в Своем Сыне — Иисусе Христе (1:14).

О Своем будущем прославлении в учениках Иисус говорит как о факте уже свершившемся: и Я прославился в них. Это прославление Сына через верующих постоянно происходит в век Церкви благодаря действию Духа Святого (16:14; сравните Еф 1:12).

Ин 17:11. Иисусу вскоре предстояло отойти к Отцу, ученики же оставались в мире, где они должны были в соответствии с Божиим планом проповедовать Благую Весть об искуплении и «насаждать» Церковь Христову. С образованием Церкви мир как бы разделился на два «царства»: Божие и человеческое. Поскольку апостолы оставались во враждебной Богу и им среде, Иисус молился, чтобы Отец защитил их.

В обращении к Богу Отче Святый Иисусом выражена мысль об «отделенности» Бога от грешных созданий этого мира; эта святость является основанием и для верующих быть «отделенными» От мира. Мир, тем не менее, находится под полным контролем Бога, и Он в состоянии защитить верующих от его греховного воздействия и враждебных действий и «соблюсти» их во имя Свое (т. е. «силою имени Своего»; Притч 18:10). (В древние библейские времена имя символизировало личность, носившую его.)

Мысль Иисуса в том, что в Боге — как в прибежище Своем — христиане должны обретать единство (залог их выживания и успешного труда во славу Сына), подобное единству Отца и Сына: чтобы они были едино, как и Мы (сравните со стихами 21−22).

Ин 17:12. Как Пастырь Добрый Иисус заботился о «стаде», доверенном Ему Отцом. «Потерян» был лишь Иуда Искариот. Господь называет его сыном погибели. Но в сущности Иуда никогда и не был «овцою» Христа, и его истинная натура лишь обнаружила себя в совершенном им акте предательства. Он был «мертвою ветвью» (толкование на Ин 15:2, 6). Иуда как будто бы поступил так, как хотел, однако, не сознавая того, он был орудием в руках сатаны (13:2, 27), Важно заметить, что и произвольные, казалось бы, действия людей так или иначе «соответствуют» предусмотренному Богом в планах Его (Деян 2:23; Деян 4:28). Так, предательство Иуды совершилось во исполнение пророчества, записанного в Пс 40:10 (да сбудется Писание); в нем царь Давид, преданный своим другом, — прообраз Иисуса Христа.

Ин 17:13. Сие Иисус говорит и утешение ученикам. После Его страдания они будут вспоминать Его слова, и радость их будет совершенной — от сознания, что Иисус победил зло и даровал им жизнь вечную.

Ин 17:14. Продолжая ходатайствовать об учениках, Иисус как бы напоминает Отцу об их «ценности» и о грозящей им опасности. Их ценность в глазах Божиих обусловливалась тем, что они приняли слово Его: Я передал им слово Твое. Опасность же исходила для них от мирской сатанинской системы, которой они сделались чужды, почему и возненавидел их мир. Для уверовавшего в Иисуса Христа все, что в мире, — «похоть плоти, похоть очей, гордость житейская» (1Ин 2:16) — теряет прежнюю привлекательность. Те же, кто по-прежнему разделяют эти «ценности», платят им неприязнью.

Ин 17:15. Божиим планом не предусмотрено избавление верующих от бед и скорбей путем «взятия» их из мира. Его цель — сохранить их от зла в самой пучине его, чтобы посреди тьмы они свидетельствовали о свете.

Ин 17:16−17. Подобно тому, как Иисус не принадлежал к сатанинской мирской системе (Я не от мира), не принадлежат к ней и верующие. Они — граждане Небесного царства (Кол 1:13) — по своему новому рождению (Ин 3:3). В качестве таковых Иисус и просит Отца сохранить их через освящение (или буквально — «через отделение их для особой цели»).

Средством постоянного освящения христианина является Божия истина, которая «сокрыта» в Божием слове. По мере того, как человек слышит истину об Иисусе Христе, воспринимает ее и верит ей, сердце его и разум ей покоряются. А в результате перемены его «умонастроения» меняется и его образ жизни. В свое время Божия истина освятила апостолов, отделив их от мира (15:3) для исполнения ими воли Отца, а не сатаны. Также действует она в отношении верующих всех веков, назначение которых — в прославлении Бога.

Ин 17:18. Иисус является образцом для всех верующих в Него. Он был в мире, но Он был не от мира (14б, 16б). Он был послан в мир Его Отцом. Христиане же посылаются в мир Сыном — с миссией, подобной той, какую исполнял Он, — возвещать человечеству об Отце (20:21). И поскольку молитва Иисуса возносилась Им не только за узкий круг апостолов (17:20), то в каком-то смысле стихи эти (18−20 и далее) перекликаются с Великим Поручением Христа, записанным у Матфея (Мф 28:18−20). Каждый христианин должен рассматривать себя как миссионера, призванного нести Божию истину людям.

Ин 17:19. В греческом тексте тут стоит один и тот же глагол, который на русский язык в одном случае переведен как «посвящаю», а в другом — как «освящены». Буквально в оригинале сказано: «освящены в истине». Вероятно, это следует понимать в том смысле, что Божия истина есть средство освящения (толкование на стих 17). Иисус «посвящает Себя» делу Отца Небесного до конца, не останавливаясь перед крестным страданием, с той целью, чтобы и ученики могли быть освящены истиною (или «в истине»), другими словами, чтобы впредь верующие были отделяемы от мира (освящаемы) для осуществления на земле Божиего плана.

3. МОЛИТВА ИИСУСА ОБО ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ (17:20−26)

Ин 17:20. Заключительная часть Иисусовой молитвы (стихи 20−26) посвящалась будущим поколениям верующих, которые станут обращаться к Нему по слову апостолов. Все, кто на протяжении истории Церкви становились христианами, становились ими (прямо или косвенно) благодаря свидетельству, оставленному первыми последователями Христа. Иисус знал, что Его миссия будет успешной. Ему предстояло умереть и воскреснуть и затем послать на землю Духа, а апостолам предстояло идти по миру с проповедью, благодаря которой люди будут обращаться к Господу, и Церковь, однажды возникнув, будет возрастать и крепнуть.

Подобно тому, как первосвященник Израиля «нес» на себе имена всех 12 колен Израилевых, приходя в присутствие Божие (будь-то в скинии или в храме; Исх 28:9−12, 21−29), теперь Иисус, как Великий Первосвященник, приносил в святое присутствие Своего Отца Небесного «имена» всех тех, кому предстоит уверовать в будущем (Евр 4:14 — 5:12; Евр 7:24 — 8:2).

Ин 17:21. Иисус молится о единстве верующих в предстоящие века (сравните со стихом 11, 22). На этот стих чаще всего ссылаются представители современного экуменического движения. Нельзя, конечно, отрицать, что разделенная Церковь — явление во многих отношениях печальное. Однако формальное объединение или единство делу помочь не может.

И Христос молился тут не о некоей всемирной экуменической Церкви, в которой доктринальная ересь «совмещалась» бы с традиционным видением Божией истины, как проповедовалась она апостолами изначально, а о единстве в любви, о единстве в послушании Богу и Его слову, и в этом смысле — о «едином» стремлении христиан исполнять волю Его. Существует разница между единообразием, объединением и единством в вышеупомянутом его значении.

Все верующие принадлежат к одному и тому же «телу» Христову (1Кор 12:13), и их духовное единство должно проявляться в их образе жизни. Идеалом этого единства, к которому им следует стремиться, является единство между Сыном и Отцом: …как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (сравните с Ин 10:38; Ин 17:11, 23). Отец творит через Сына, и Сын всегда делает угодное Отцу (5:30; 8:29).

Это духовное единство и должно отражаться в Церкви. Без единства с Иисусом и с Отцом (так и они… в Нас) христиане не могут делать ничего (сравните 15:5). С другой стороны, это единство учеников всех поколений с Иисусом в теле Его убедительно свидетельствует миру, что Он действительно был послан на землю Отцом Небесным (17:23).

Ин 17:22−23. Под славой, которую Христос дал им (очевидно, Церкви), Он, возможно, подразумевал славу креста (стихи 1−5). По мере осмысления Церковью всего значения искупительного подвига Иисуса Христа единству верующих должно было укрепляться и совершенствоваться (будут совершены) — ради осуществления на земле Божиих целей и Его плана искупления. И снова единство христиан (да будут едино уподобляется единству Отца и Сына как Мы едино; сравните стихи 11, 21).

Залогом этого единства верующих является пребывание в них Иисуса Христа (Я в них; стих 23). А цель его двояка: а) чтобы мир поверил в Божественную миссию Сына (да познает мир, что Ты послал Меня) и б) чтобы мир осознал, что любовь Бога к верующим — столь же сильна и вечна, как Его любовь к Его единородному Сыну (стих 26).

Ин 17:24. Близость и общение учеников с Иисусом в этой жизни непомерно возрастут в вечности. Спасение верующего предусматривает будущее его прославление, включающее и вечное пребывание его с Иисусом (сравните 14:3; Кол 3:4; 1Фес 4:17). Здесь слова Христа, обращенные к Отцу, звучат уже не как просьба, а как выражение Им желания, воли: хочу, чтобы… они были со Мною, да видят славу Мою. Иисус говорит о той славе, которую Он имел у Отца и которую обретет вновь (17:5). Его волеизъявление здесь будет, наподобие печати, скреплено Его смертью и воскресением. И поскольку высказанное Им пожелание было идентичным желанию и воле Отца (4:34; 5:30; 6:38), в исполнении его не приходится сомневаться.

Ин 17:25−26. Молитва Иисуса о верующих завершается Его обращением к Богу со словами: Отче Праведный! Отец Небесный — праведен, справедлив, а мир, в отличие от учеников Христа, непознавший Его, — неправеден. Справедливый Бог не откажет Сыну в просьбе Его относительно тех людей, которым Он, познавший Отца, открыл Его, так что и они познали теперь, что Иисус послан Богом.

Бог есть любовь (1Ин 4:8). Христос открыл это людям во всей полноте, приняв мученическую смерть за них на кресте (представляется, что в этом значении следует понимать Его слова Я открыл им имя Твое и открою). Сын — неизменный (и прежде всего другого) объект любви Отца, Который воскресил Его из мертвых и прославил. И Свою любовь к Нему Он перенесет на уверовавших в Сына людей, и с нею в их душах Сын — воплощенная любовь Отца — будет пребывать Сам: да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Итак, о четырех вещах для христиан просил Иисус Отца: чтобы они были сохранены Им (Ин 17:11) и освящены (стих 17); чтобы они были едины (стих 11, 21−22) и разделили славу Его (стих 24). Молитва Его, конечно, не осталась без ответа (сравните 11:42; 1Ин 5:14).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 17 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Иоанна 17 глава в переводах:
От Иоанна 17 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.