в. В Иконии (14:1−6)

Деян 14:1−3. В этом разделе события развивались точно так же, как в Антиохии Писидийской. Дух Божий явно содействовал служению апостолов, так, что в результате их проповеди уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. Однако и здесь они столкнулись с сильным сопротивлением. Впрочем, пишет Лука, несмотря на чинившиеся им помехи, Павел и Варнава пробыли в Иконии довольно долго, смело возвещая о Господе, Который, во свидетельство того, что они говорили истину, давал им совершать знамения и чудеса (сравните 2:43; 4:30; 5:12; 6:8; 8:6, 13; 15:12).

Деян 14:4−6. Между тем, «разделение» в городе по принципу «за Апостолов» и «за Иудеев» углублялось, и в конце-концов против посланцев церкви в Антиохии-на-Оронте, видимо, возник заговор, участники которого намеревались побить их камнями. Узнавши о сем, Павел и Варнава ушли в Ликаонские города Листру и Дервию. Описывая исторические события, Лука старается быть точен во всем. В этом смысле примечательна его оговорка «Ликаонские города». Дело в том, что Икония тоже была «ликаонским» городом, но население ее составляли главным образом фригийцы. А в Листре и Дервии и говорили «по-Ликаонски» (стих 11).

г. В Листре (14:7−20а)

1) Суеверие язычников (14:7−18).

Деян 14:7. В Листру и Дервию апостолы пришли, не только спасаясь от преследования, но и с тем, чтобы благовествоватъ там.

Деян 14:8. В Листре (римской колонии) апостолы увидели беспомощного калеку, о котором сказано, что он был хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Вероятно, в городе не было синагоги, и Бог дал апостолу Павлу исцелить этого хромого с тем, чтобы привлечь внимание жителей Листры к Благовестию, с которым пришли к ним апостолы. Это третий случай исцеления хромого в книге Деяний (3:1−10; 9:33−35).

Деян 14:9−10. Исцеление Павлом хромого в Листре весьма напоминает аналогичное исцеление, совершенное Петром (описано Лукой в главе 3). Совпадают даже детали. Оба калеки были хромы от рождения (сравните 3:2 и 14:8); в обоих случаях апостолы всматриваются (сравните 3:4 и 14:9) в тех, кого им предстоит исцелить. В схожих фразах передается и результат исцеления: И он тотчас вскочил и стал ходить (сравните 3:8). Эпизод этот свидетельствует и о том, что апостольство Павла приравнено было Господом к апостольству Петра (Вступление).

Деян 14:11−13. Реакция ликаонян оказалась в духе языческих верований: они приняли апостолов за сошедших к ним с Олимпа богов. Почему именно за Зевса и Ермия (Гермеса)? Возможно, потому, что в этих местах издавна бытовала легенда о том, как верховный бог Зевс и Бог-вестник Гермес некогда посетили в Листре престарелую супружескую пару — Филемона и Бавкиду и, уходя, щедро наградили их за гостеприимство. (Зевс соответствовал римскому Юпитеру, а Гермес — римскому Меркурию.) Почему Павла, главного из двоих, приняли, однако, не за Зевса, а за Гермеса?

А за Зевса приняли Варнаву? Ответ видится в том что именно Павел говорил, а Варнава, очевидно, и выглядевший старше и солиднее, и говоривший менее Павла, держался (в представлении ликаонян) достойнее, как положено верховному божеству, невидимо всем управляющему. Повинуясь охватившему его чувству, жрец этого языческого бога привел к воротам города волов и принес венки, чтобы вместе с народом принести Павлу и Варнаве жертвы («венками» названы гирлянды, сплетенные из цветов, которыми украшались приносимые в жертву животные).

Деян 14:14. Осознав, что происходит, апостолы пришли в ужас. Они разодрали свои одежды в знак отвращения к подобному богохульству (обычно одежда разрывалась у ворота сантиметров на 10−12).

Деян 14:15−18. Сразу вслед за этим заговорили оба апостола, и тут перед нами образец их проповеди, обращенной к язычникам (которая отличается от проповеди того же Павла, рассчитанной на людей, хорошо знакомых с Ветхим Заветом; сравните 13:16−41). Отвергнув попытки «приписать» их к «сонму богов», Павел и Варнава стали побуждать своих слушателей обратиться от их ложных богов к Богу живому, сотворившему все сущее и поэтому стоящему над всем (сравните 17:24; Рим 1:19−20).

Он свидетельствует о Себе не только в природных явлениях, посылая дожди и урожаи, но и благодатной Своей заботой о людях, питая их и исполняя… сердца их радостью. Некоторые видят в Деян Апостолов 14:16 указание на то, что Бог не будет судить язычников, живших в доапостольское время. Однако стих 16 надо воспринимать вкупе со стихом 17. До наступления века Церкви Бог прямого откровения о Себе народам (т. е. язычникам) не давал, но это не освобождало их от ответственности за правильную реакцию на Его откровения (сравните толкование на 17:27, 30, в также на Рим 1:18−20). С трудом убедив ликаонян не приносить им жертвы, апостолы еще какое-то время оставались в Листре и учили их.

2) Павла побивают камнями.

Деян 14:19−20а. Пребывание Павла и Варнавы в Листре было прервано некоторыми Иудеями, враждебно настроенными к возвещению благодати. Они пришли из Антиохии и Иконии и восстановили против апостолов тех самых людей, которые еще недавно готовы были оказывать им божеские почести. Закончилось это тем, что жители Листры побили Павла камнями. Это второй из пяти описанных в Деяниях Апостолов случаев, когда толпа восставала против Павлова служения (13:50; 16:19−22; 17:5−8, 13; 19:25−34).

Апостол, по всей вероятности, был без сознания, когда его вытащили за город, почитая… умершим; он и в самом деле был при смерти (2Кор 12:2−4). И то, что он так быстро оправился, нельзя расценить иначе, как чудо. Когда позднее он писал коринфянам, что претерпел и побитие камнями (2Кор 11:25), то, несомненно, имел в виду этот случай (сравните 2Тим 3:11).

д. В Дервии (14:20б−21а)

Деян 14:20б−21а. Здесь, в самом отдаленном городе на востоке Малой Азии, которого достигли апостолы во время этого своего путешествия, служение их было успешным. Сколько-нибудь серьезного сопротивления Благовестие не встретило. И апостолы обрели для Господа Иисуса немало учеников (сравните 20:4).

е. Возвращение в Антиохию Сирийскую (14:21б−26)

Деян 14:21б−22. Хотя родной город Павла, Тарс, был не очень далеко от пути их следования (километрах в 250), они туда не зашли, но возвращались обратно по собственным следам, чтобы утвердить недавно основанные в Малой Азии церкви (сравните 15:32, 41). Павел и Варнава утверждали и укрепляли уверовавших, предупреждая их и напоминая им Божии обещания. (Перед тем, в Антиохии Сирийской, куда теперь лежал их путь, уверовавших «утверждал» Варнава; 11:23.) Предупреждение состояло в предсказании многих скорбей на пути в Царствие Божие, каковое и обещали они новообращенным. Под ним несомненно понималось Царство Христа на земле.

Деян 14:23. При повторном посещении новых церквей Павел и Варнава рукоположили в каждой из них пресвитеров. Надо думать, не из самих новообращенных (1Тим 3:6); по всей вероятности, ими стали евреи, «вышедшие» из синагог, где в свое время они глубоко изучили Писания.

Деян 14:24−28. Когда апостолы возвратились в Антиохию, пройдя по пути провинции Писидию и Памфилию и проповедавши слово Господне в Пергии (сравните 13:13−14), то подробно отчитались перед церковью, пославшей их в это путешествие, обо всем, что сотворил Бог с ними и через них. Особо важное значение имеет фраза и как Он отверз дверь веры язычникам, ибо она свидетельствует, что: а) Благовестие пошло к язычникам; б) восприятие его — «чрез веру» — веру, а не «чрез дела закона» и в) это сделал Сам Бог: Он открыл язычникам… дверь веры.

Так закончилось первое миссионерское путешествие, которое продолжалось 1−2 года; Павел и Варнава проделали тогда более 1000 км по суше и 700−800 км по воде. Особое значение этого путешествия состояло в том, что благодаря ему снесена была стена, разделявшая иудеев и язычников (сравните Еф 2:14−16).

Антиохийской церковью два апостола были преданы благодати Божией (сравните 15:40), и они увидели эту благодать в действии. Возможно, Послание к Галатам Павел написал из Антиохии, вскоре после своего возвращения из первого миссионерского путешествия (до того, как состоялся Собор в Иерусалиме; Деян 15).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Деяния 14 глава в переводах:
Деяния 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.