Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Второзаконие 30 Второзаконие 30 глава

Б. Обещание благословений, если Израиль покается (30:1−10)

1. УСЛОВИЯ «ВОССТАНОВЛЕНИЯ» В ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛЕ (30:1−5)

Втор 30:1−2. Горячо убеждая народ повиноваться Господу и Его заповедям, Моисей провозгласил перед ним благословение и проклятие именно с целью убеждения и побуждения. Однако он слишком хорошо знал переменчивый характер своего народа и его упорство, а потому сознавал, что отступничество израильтян в сущности — неизбежно, и наихудшие проклятия падут на их головы: они будут изгнаны с земли и рассеяны среди всех народов. Но и сквозь мглу веков, отмеченных сменяющими друг друга проклятиями и благословениями, прозревал Моисей то великое благословение, каким благословит Бог Израиль, когда он наконец одумается и примет Божие слово к сердцу.

Втор 30:3−5. На протяжении своей истории Израиль будет каяться неоднократно, но этого окажется недостаточно, чтобы «отменить» последствия проклятий, обрушившихся на него, — народ долго будет находиться под чужеземным владычеством. И все-таки Бог непосредственно будет вмешиваться в события его истории и в конце-концов в милосердии Своем вновь соберет евреев на их земле. Он вернет Израиля из изгнания («возвратит плен их» — эта тема часто звучит у пророков; к примеру, Иер 3:18; 32:44; 33:11, 26; Иоиль 3:1).

Однако пророки не оставляют сомнения в том, что это великое восстановление Израиля в его земле произойдет не ранее второго пришествия Мессии, точнее — перед наступлением Тысячелетнего царства Христа на земле (например, Ис 59:20 — 62:12; сравните с тем, что говорит об этом Иисус — в Мф 24:31 и в Мк 13:27). Это будет время наибольшего материального и духовного процветания израильского народа 30:5).

2. ОБЕЩАНИЕ НОВОГО СЕРДЦА И ИЗОБИЛИЯ ВО ВСЕМ (30:6−10)

Втор 30:6. И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего (сравните 10:16); это означало, что Бог, по милости Своей, даст народу новую волю к повиновению Ему — вместо присущих ему духовной невосприимчивости и упорства. Вернувшись в Обетованную землю с новым сердцем, они не изменят более Господу, а, значит, будут жить под обильными благословениями Его.

Новое сердце — это непременное условие пребывания в новом завете (сравните Иез 36:24−32), которое, однако, для Израиля в целом не осуществится, пока не придет вторично Иисус Христос (сравните Иер 31:32−34).

Втор 30:7−10. Все виды преуспевания, о которых говорится здесь (сравните 28:4), сделаются реальностью для Израиля, потому что, приняв новый завет, народ наконец-то обратится к Господу… всем сердцем… и всею душею.

В. Последний наказ об «избрании жизни» (30:11−20)

1. ЯСНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ЗАКОНА (30:11−14)

Втор 30:11−14. Закон не был чем-то невразумительным или недоступным. Несмотря на его небесное происхождение, Бог ясно изложил и объяснил его Израилю, так что не было нужды «восходить за ним на небо» или отправляться за ним через море. Не нуждался Израиль и в особом истолкователе Закона для того, чтобы повиноваться ему. Закон уже был записан, и еще в пустыне Израиль познакомился с его требованиями. Так что у Моисея были основания сказать то, что он сказал: весьма близко к тебе слово сие. Они действительно могли произносить его (оно в устах твоих), и они знали его и в сердце твоем).

Свободно цитируя стихи 12−14 в Рим 10:6−8, апостол Павел подразумевал, что Христос был единственным, Кто вел совершенную жизнь в соответствии с требованиями закона (Рим 10:4−5). И потому Его явление людям было милостивым даром им со стороны Отца. Заповедь (в общем смысле) закона, воплотившаяся во Христе, есть слово Его (апостол Павел отождествляет совершенный закон с совершенным Христом), которое стало «близко к тебе» (Рим 10:8), так что нет нужды «сводить» Христа с небес или «спускаться за Ним в бездну», местонахождение умерших, где Его нет, ибо Бог воскресил Его из мертвых.

2. ПОСЛУШАНИЕ — ЗАЛОГ ЖИЗНИ (30:15−20)

Втор 30:15−16. Моисей никогда не учил евреев, что они могут быть оправданы через послушание Закону. Еще в начале своей первой книги он заявил, что Авраам был оправдан по вере в Господа (Быт 15:6). В книге Второзакония (30:15−20) он говорил верующему народу не об оправдании, а о представляющейся ему возможности дружеских, близких отношений с Богом. Мысль его сводилась к тому, что радоваться жизни они смогут настолько, насколько будут повиноваться Божиему слову.

Если верующий израильтянин будет искренне хотеть угодить Господу — а для такого человека естественно любить Его и ходить по путям Его, то он станет жить под Божиим благословением. Таким образом, хотя никто не мог быть оправдан по Закону, верующий, живя под Законом, мог рассчитывать на благословения свыше.

Втор 30:17−20. Но если бы верующие стали игнорировать Закон, то легко могли бы оказаться среди поклоняющихся другим богам (сравните 29:18), а это навлекло бы на них катастрофические последствия. Они потеряли бы землю, будучи изгнаны из нее, или были бы физически уничтожены.

Закон послушания Господу мог бы передаваться в Израиле от одного поколения к другому — ведь у боголюбивых родителей и дети обычно вырастают боголюбивые. Так что истинно верующие родители совершили бы благой выбор и для своих потомков.

VI. От Моисея к Иисусу Навину (главы 31−34)

Моисей позаботился о непрерывном действии Завета и в период смены власти, т. е. когда руководство народом переходило от него к Иисусу Навину. Некоторые особенности, прослеживаемые в этом разделе, можно обнаружить и в древних вассальных ближневосточных договорах: это, в частности, хранение соответствующего документа в священном месте (31:24−26); а также распоряжения о будущих чтениях договора (завета) и относительно других, связанных с этим церемоний (31:9−13).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Второзаконие, 30 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.