Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

2 Коринфянам 10 2-е Коринфянам 10 глава

А. Призыв к послушанию (10:1−6)

Все, что говорил апостол о добровольных пожертвованиях (главы 8−9) само по себе соответствовало мягкой просьбе, ненавязчивому призыву к действию. В главе 10, однако, и звучание темы, и тон призыва к коринфянам нарастают. Павел считал, что люди, отворачивающиеся от него и от его благовестия, представляли собой серьезную опасность. Призывая коринфян к покорности, он испытывает их верность себе и доверие, о которых сообщил ему Тит (7:16).

2Кор 10:1−2. Павел неохотно прибегал к строгости, но в данном случае обстоятельства требовали этого. Примером апостолу служил Христос. Кротость Спасителя (Мф 11:29) в сущности свидетельствовала о силе Его духа, которая давала Ему спокойно сносить обиды и оскорбления в свой адрес (Мф 27:12−14), воздавая по заслугам тем, кто причинял вред другим (Ин 2:15−16). Кротость воплощает в себе силу, источник которой в большей любви к другим, чем к себе.

Снисхождение (епиейкейас; встречается в Новом Завете только здесь и в Деян 24:4) — прямое следствие кроткого духа. А именно в этом духе и совершал свое служение Павел; но в миру его часто принимают за проявление слабости и робости. Таким, т. е. слабым и робким, и считали Павла лжеапостолы. В письмах (1Кор 4:19) и со слов своих помощников — таких, как Тит, Павел казался смелым. Но, утверждали его оппоненты, для того, чтобы «укусить», ему не хватало зубов. Полагая так, они руководствовались мирскими мерками.

2Кор 10:3−5. Не по плоти воинствуем — значит «не мирским оружием пользуемся». Оно, это оружие, — в мудрствовании, в опоре на личное влияние и в умении преподнести себя (1Кор 1:26), в способности красиво говорить (1Кор 2:1) и в тому подобном. Всего этого Павел не ценил и ни к чему такому не прибегал (Флп 3:4−8).

Его оружием было провозглашение Слова Божия и молитва (Еф 6:17−18), т. е. то, что заключало в себе Божию силу. При уповании пользующегося им на Бога (1Кор 2:4−5) это оружие, кажущееся недейственным с мирской точки зрения, способно «ниспровергать» любые аргументы и всяческие претензии (стихи 4−5) врагов Евангелия.

Ни бог века сего (2Кор 4:4), ни его служители не могут с успехом противостать тому высшему знанию, которым располагает Бог, и на которое уповал Павел. Не существует «замыслов» или умыслов (2:11), включая и таковые его противников, которые были бы скрыты от Того, Кто «уловляет мудрых в лукавстве их» и знает, что «совет хитрых» тщетен (1Кор 3:19−20; сравните Иов 5:13; Пс 93:11).

Целью Павлова «воинствования» было привести людей к послушанию Христу. Подчинять их себе или какому-то другому человеку — на мирской лад — не входило в его расчеты (2Кор 1:24; 2Кор 11:20; Лк 22:25).

2Кор 10:6. Подход апостола к ожидавшему его столкновению в Коринфе как бы распадался на две части, из коих вторая обусловливалась первой. Прежде всего было необходимо, чтобы коринфяне продемонстрировали свою приверженность Христу в преданности Его посланнику — Павлу (5:20; сравните 7:15). Тогда и послушание их оказалось бы полным — именно так надо понимать его слова: когда ваше послушание исполнится.

Затем, убедившись, что коринфяне отвергли его противников (сравните 6:14−18), Павел мог бы пойти на прямую конфронтацию с лжеапостолами, пользуясь поддержкой церкви. Он готов был наказать их непослушание Христу. Греческое слово екдикезаи, переданное здесь как «наказать», можно было бы перевести и более сильно — как «покарать» (1Кор 3:17). Мы находим его в Ветхом Завете при описании гнева Божия, изливаемого на врагов Его народа (Чис 31:2; Втор 32:43), где оно переведено в значении «мстить». В Откр 19:2 оно же переведено как «взыскать».

Б. Вызов лжеапостолам (10:7 — 11:15)

Хотя Павел и прежде уже опровергал обвинения своих оппонентов (3:1, 7−18; 4:2−4; 5:12, 16; 6:14), в фокусе его внимания они до сих пор не были. А теперь он вступает в прямую конфронтацию с ними. Кто были эти оппоненты, можно только догадываться. По-видимому, они были иудеями (11:22), но откуда они пришли, неизвестно. Они считали себя апостолами Христа (10:7; 11:23), но Павел эту их претензию отвергает (11:13). Они имели с собой рекомендательные письма (3:1) и не останавливались перед тем, чтобы восхвалять себя (10:18), они даже отождествляли себя с так называемыми «высшими апостолами» (сравните 11:15).

Возможно, лжеапостолов послали в Коринф те, кто на иерусалимском соборе настаивали на необходимости обрезания для верующих из язычников и соблюдения ими закона Моисеева (Деян 15:5). Известно, что у большинства апостолов и пресвитеров этот их призыв не нашел отклика (Деян 15:23−29). Лжеапостолы говорили, будто ратуют за достижение праведности (2Кор 11:14), но Павел то, что они проповедовали, называл «иным» (а, значит, лже-) благовестием (11:4).

Возможно, праведностью те провозглашали внешнее следование положениям и установлениям Моисеева закона (3:7−15). На деле же искали своей выгоды, думая нажиться за счет коринфян (2:17), и, может быть, даже участвовали в греховных оргиях (12:21). Законничество и эгоцентризм — это две стороны одной медали (Мф 6:2, 15−16; Мф 23:5−7), и в конечном счете они ведут к самоублажению и к самоправедности (Мф 23:25; сравните Флп 3:2).

2Кор 10:7−8. Растерянности коринфян перед необходимостью выбора в пользу истинного апостольского авторитета сильно содействовала их способность видеть лишь то, что находилось на поверхности (так надо понимать первую строку 7-го стиха). В своем восприятии вещей они ориентировались на внешнее, показное. Они увлекались мирскою мудростью (1Кор 3:1). А потому лжеапостолам нетрудно было уловить их в свои сети.

С целью восстановить порядок в этой сбитой с толку церкви Павел вынужден был прибегнуть к тому, что вызывало у него такое неприятие, — а именно к самовосхвалению. Однако делал он это не ради возвышения себя, а в интересах коринфян. Именно поэтому и ссылался он на свою власть как апостола Христа. Он «хвалился» ею подчеркнуто, не испытывая при этом ложного стыда (в русском тексте это выражено в сослагательном наклонении: «если бы я и более стал хвалиться не остался бы в стыде»). Павел поверг «твердыни», отмел аргументы («замыслы») и всяческие претензии («всякое превозношение») своих оппонентов (2Кор 10:4−5) и, что главное, — укрепил духовно коринфских верующих.

2Кор 10:9−11. Павел сознает, что его слова о данной ему апостольской власти (стих 8), как и вообще его послания, могли напугать коринфян. Предвидел он и то, что слова его, написанные перед этим, могли вызвать у лжеапостолов насмешливую улыбку и пренебрежительные замечания вроде того, что Павел более «страшен» на словах, чем на деле.

Апостол не отрицал, что, встречаясь с людьми (а личном присутствии) не производит на них сильного впечатления (стих 1). Он не умел говорить гладко и красиво (11:6) — как по воле Божией, так и по причине личных своих особенностей (сравните 1Кор 2:1−5). Но если бы лжеапостолы попытались противопоставить свое красноречие той силе, которую дал Павлу Бог, как Своему посланнику, то попали бы в незавидное положение.

Ведь это верно, что письма Павла содержали и такие повеления, которые не могли не вызвать страха — например, о предании согрешивших «сатане во измождение плоти» (1Кор 5:5; сравните Деян 13:11; 1Тим 1:20). Но повеления его не были пустыми словами, и действия его свидетельствовали о том, что он делал так, как говорил.

2Кор 10:12. Оппоненты Павла (и те, которые их поддерживали) заслуживали порицания с разных точек зрения. И прежде всего потому, что руководствовались неверными критериями в оценке самих себя. Ибо они равнялись не на авторитет Христа, а на других людей, т. е. пользовались человеческими мерками. Поступающие так, сколько бы не превозносились, по словам Павла, своей человеческой мудростью, лишь свидетельствовали о своем неразумии (сравните 1Кор 1:20).

2Кор 10:13−14. Лжеапостолы заслуживали осуждения и по другой причине. Если бы даже Павел вдруг признал их законными апостолами, то все равно ведь не они, а он послан был проповедовать язычникам (Гал 2:8) — в такую «меру удела» (т. е. (географических границ), какую назначил ему Бог, чтобы достигнуть тех же коринфян).

Сам Бог удостоверил истинность Павлова служения, дав ему пожать плоды в Коринфе — мы достигли и до вас благовествованием Христовым (сравните 1Кор 3:6). Стих 14а надо понимать в том смысле, что Павел не нуждался в безмерных рекомендациях себя, как если бы коринфяне не знали его лично. Это лжеапостолам ничего не оставалось, как «хвалиться безмерно» (сравните 2Кор 10:15), «напрягая себя», а не Павлу.

2Кор 10:15−16. Павел выдвигает затем третье обвинение в адрес лжеапостолов. Они «хвалились без меры», преувеличивая заодно свои достижения. Между тем, церковь в Коринфе возникла не их трудами, а трудами Павла. Не в пример им апостол не хвалился чужими трудами. У коринфян было много так называемых наставников, но только один духовный «отец» — Павел (1Кор 4:15). И только ему им следовало подражать (1Кор 4:16).

По мере возрастания их в вере и духовного становления Павел мог расширять масштабы своей евангелизационной работы (стих 156), достигая язычников и на других территориях, вплоть до Испании (Рим 15:23−24). Своими молитвами коринфяне могли бы помогать ему в этой работе (Еф 6:19−20) и поддерживать ее материально (1Кор 16:6; Флп 4:15−17). Но прежде всего они нуждались в наведении порядка в их собственном доме (2Кор 10:6).

2Кор 10:17 — 11:1. «Хвалиться» людьми — это значит в конечном счете обворовывать самого себя (1Кор 3:21). Сколь бы правомочными и необходимыми ни были разоблачения Павлом его оппонентов и высокая по справедливости оценка собственной его работы, он и то и другое считал занятиями неразумными. В письме, написанном ранее, апостол уже напоминал об этом коринфянам (1Кор 1:31), ссылаясь, как и теперь, на книгу пророка Иеремии (9:24).

Но коринфяне продолжали восхищаться «человеческим» (что является одной из форм самообольщения), тогда как их духовное благополучие зависело исключительно от Божией благодати (1Кор 1:30; 1Кор 3:7). Павел же, конечно, не искал восхвалений с их стороны и тем более не желал хвалить сам себя. Он сознавал, что однажды предстанет пред судилище Христово (2Кор 5:10). И что только похвала Господа будет иметь тогда значение (Лк 19:17).

А самовосхваление, как и людские похвалы (Мф 6:2, 6, 16), обернутся лишь пустым звуком (Рим 2:29; 1Кор 4:5). Пусть же не заблуждаются на этот счет коринфяне: давая отпор своим противникам, и оценивая собственный труд Павел не преследовал своей выгоды. Он заставил себя заниматься «неразумным» делом из любви к коринфянам, ради их нужды (2Кор 12:11). Да, он настолько любил их, что добровольно согласился бы стать глупцом в их глазах — только бы это помогло им понять истину.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Коринфянам, 10 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

2 Коринфянам 10 глава в переводах:
2 Коринфянам 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.