Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

Иисус Навин 23 Иисус Навин 23 глава

1 ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ НАВИНА К ВОЖДЯМ ПЛЕМЕН (ГЛ. 23)

а. Первая часть (23:1−8)

Нав 23:1−2. Лет десять или двадцать спустя после окончания завоевания и распределения земель Иисус Навин призвал… начальников израильского народа — вероятно, в Силом, где размещалась тогда скиния, чтобы серьезно предупредить их об опасности отхода от Иеговы. Это была торжественная встреча. Несомненно, с участием Халева и Елеазара, первосвященника, и бойцов, участвовавших в завоевании земли; все они сменили теперь мечи на плуги и сделались главами семей, старейшинами и судьями. Они пришли, чтобы услышать последние слова своего великого вождя.

А тот говорил на одну лишь тему — о неизменной верности Бога Израилю и о том, какая в связи с этим ответственность — быть верным Ему, ложится на народ. Трижды повторяет Навин эту главную мысль своего обращения (стихи 3−8, 9−13, 14−16). Трижды, боясь, что они не услышат или не предадут услышанному должного значения, говорит он о верности Бога и об ответственности Израиля.

Нав 23:3−5. Противясь искушению возвысить себя, Иисус напоминает вождям Израиля, что враги его потерпели поражение лишь потому, что Господь, Бог их, Сам сражался за них. Все эти битвы не они выиграли, а Господь. Впоследствии это утверждение повторено было псалмопевцем (Пс 43:3). Что же до хананеев, все еще живших на этой земле, то Господь Бог ваш, Сам прогонит их… и истребит их, дабы Израиль мог овладеть, всей землей полностью.

Нав 23:6−8. Затем полководец обращается к теме ответственности Израиля: Старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева. Послушание было залогом успешного завоевания им Ханаана, не менее важно оно и впредь (сравните 22:5).

Более всего боялся Навин, что Израиль войдет в соглашение с языческими племенами, своими соседями, и поэтому он запретил евреям какие-либо контакты и братание с ними; он понимал, что в этом случае его народ придет к поклонению языческим божествам (сравните 23:16). Во избежание этого Иисус Навин призвал израильтян «прилепиться к Господу» (сравните 22:5).

б. Вторая часть (23:9−13)

Нав 23:9−13. Возвращаясь к теме Иеговы, Иисус Навин вновь говорит о верности Бога Израилю, которую Он постоянно являл в прошлом народа. В их битвах за них сражался Иегова (сравните стих 3), и, хотя хананеи не все еще истреблены с этой земли, где бы Израиль ни сталкивался с врагом, всюду он побеждал его. По этой-то причине — неизменного выступления Бога на его стороне — торжественно призывался Израиль любить Господа (сравните 22:5).

Но это потребовало бы от него усердия и бдительности, потому что развращенные соседи его — близко от него. Велико будет искушение Израиля оставить Иегову и «пристать» к хананеям, даже и в брачные узы вступать с ними — что чревато великой опасностью для него. Навин описал страшные последствия подобных связей.

Прежде всего, Бог… не будет уже прогонять от вас народы сии, и они укрепятся на Обетованной земле, чтобы лишить Израиля его наследия. Хананеи станут для израильтян петлею и сетью, в которые они попадутся, бичом, полосующим их, и колючками, режущими им глаза. Все больше бед и несчастий будет обрушиваться по их вине на Израиль, пока в конце-концов он не будет истреблен с сей доброй земли, которую дал им Господь (сравните 23:15−16).

Поставив соплеменников перед выбором, Иисус Навин не оставил им возможности нейтрального решения. «Никто не может служить двум господам» (Мф 6:24; сравните Мф 12:30).

в. Третья часть (23:14−16)

Нав 23:14−16. Иисус Навин вновь повторяет главную свою мысль, подчеркивая на этот раз, что вот, смерть его близка, — в надежде, что последние напутственные слова его глубже проникнут в сердца израильтян. Опять напоминает он о верности Бога каждому Своему обещанию (сравните 21:45), опять предупреждает о грозных последствиях неповиновения.

Мучительное беспокойство вызывали у старого полководца эти языческие народы, все еще остававшиеся на земле. Он провидел в будущем греховный компромисс, в который вступит с ними Израиль, и трагическую судьбу, которой не избежать в этом случае Божиему народу …возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.

По мере слов Навина нарастает угроза в тоне его предостережения, обращенного к вождям народа: главная опасность, подстерегающая Израиль, — не на путях войны, а в его моральном и духовном состоянии. Будь великий еврейский полководец жив сегодня, весьма вероятно, он обратился бы к своему народу с весьма схожими словами.

2. ПОСЛЕДНИЕ УВЕЩАНИЯ ИИСУСА НАВИНА НАРОДУ (24:1−28)

Последняя встреча Иисуса Навина с народом произошла в Сихеме. Состоялась ли она вскоре после предыдущей, в годовщину ее, или много времени спустя, установить невозможно. Представляет интерес географическое расположение Сихема — в нескольких километрах на северо-запад от Силома; именно в Сихеме Авраам впервые получил обещание от Бога, что Он отдаст семени его Ханаанскую землю. В ответ Авраам соорудил жертвенник, чтобы продемонстрировать свою веру в единого истинного Бога (Быт 12:6−7).

Иаков тоже останавливался в Сихеме на пути своем из Месопотамии и закопал там всех идолов, которых взяли с собою его домашние (Быт 35:4). После того, как завершена была первая фаза завоевания Ханаана, в Сихем пришли израильтяне, и там Иисус Навнн воздвиг жертвенник Иегове и написал на каменных столбах слова Божьего Закона, который прочитал перед всем народом (Нав 8:30−35). Поэтому и теперь у Навина были все основания созвать народ в это место.

Конечно, там все еще стояли столбы, на которых был написан Закон, — живое напоминание о недавнем важном событии. С того дня на протяжении долгих столетий прекрасная видом долина между горами Гевал и Гаризим ассоциировалась в памяти народа с тревожной сценой последнего провидческого выступления их прославленного вождя.

Литературная форма этого выступления вызывает большой интерес, немало комментариев было написано на этот счет.

Теперь уже довольно хорошо известно, что в тот период времени (примерно 1450−1200 гг. до Р. Х.) правители хеттеев имели обыкновение заключать со своими вассалами своего рода международные соглашения, обязывая тех верно и послушно служить хеттейским царям. Эти так, называемые суверенные договоры имели стандартную форму и подлежали периодическому возобновлению.

Так вот 24 глава книги Иисуса Навина соответствует возобновлению завета в характерной для того времени форме «суверенного договора», израильский народ призывается в ней к подтверждению своих взаимоотношений с Богом в рамках Завета (раздел «Структура» во Вступлении ко Второзаконию). Этот «обновленный» теперь завет, подобно «суверенному договору» включал в себя преамбулу (стихи 1−2а), исторический пролог (стихи 2б−13), предупреждения вассалам о последствиях их неповиновения (стихи 14−24); затем следует сообщение о подписании соглашения (стихи 25−28). Моисеев завет, учрежденный на Синае, не был заветом на вечные времена; он подлежал обновлению о каждом поколении. И вот такое-то обновление в официальной и вместе впечатляющей форме было совершено Иисусом Навином.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иисуса Навина, 23 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.