Библия » Толкование Далласской семинарии

2-е Фессалоникийцам 1 глава

I. Приветствие (1:1−2)

2Фес 1:1. Послание начинается с перечисления тех же трех человек, что упомянуты и в 1Фес 1:1. Как и в том случае, автором письма был Павел, руководимый Святым Духом, поэтому в дальнейшем, по ходу послания, он обращается к читателям, говоря только от своего имени (2Фес 2:5; 3:17). Однако посылал он это письмо и от имени своих сотрудников, Силы и Тимофея. Потому и пишет в 1:3−4, к примеру, — «мы». Больше информации обо всех трех миссионерах можно почерпнуть в Комментарии на 1Фес 1:1.

Оба эти письма адресовались одной и той же христианской общине. О Фессалоникской церкви говорится в них как о пребывающей в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе. Как и во множестве других мест в новозаветных посланиях, Иисус Христос ставится здесь на один уровень с Богом Отцом. Бог есть Отец каждого христианина в отдельности, и откровение об этом впервые было дано Христом (Мф 6:9). Церковь же — собрание людей, пребывающих во Христе по вере в Его искупительную смерть, и, значит, все они — дети Божии.

2Фес 1:2. В форме приветствия Павел напоминает своим читателям, что они — восприемники благодати и мира, исходящих от Бога; он желает им, чтобы они в полной мере осознали и испытали это. В «благодати» являет себя незаслуженная людьми благосклонность к ним Бога; ее объектами становятся все, верою принимающие заместительную крестную смерть за них Иисуса Христа. «Мир» означает прекращение враждебности в результате смерти Христа; благодаря тому, что Он уплатил за человеческий грех, сделалось возможным примирение между Богом и людьми.

Даже при гонениях и в суровых испытаниях доступно христианским душам наслаждение миром. Павел хотел этого и для фессалоникийцев. И благодать, и мир — это дары Божии, которые верующие получают через Господа Иисуса Христа.

П. Похвала за прошлые достижения (1:3−12)

Этот раздел характеризуется плавным переходом от одной темы к другой в естественной разговорной манере. Павел начинает с благодарности Богу за духовный рост фессалоникских верующих. Затем наставляет их и впредь стойко держаться. И говорит, что он и его сотрудники молятся об их духовном преуспевании.

А. Благодарение за возрастание фессалоникийцев в вере и любви (1:3−4)

2Фес 1:3. У Павла и его помощников были все основания благодарить Бога за эту церковь, и благодарить постоянно (сравните 1Фес 1:2). Ибо вера фессалоникийцев продолжала возрастать. Это необходимо, чтобы вера христиан возрастала на протяжении всей их жизни. С годами они должны верить все более последовательно, и границы их доверия Богу должны все более расширяться. Ведь вера не есть нечто застывшее. Будучи верой в Личность, она или возрастает или слабеет. Возрастание в вере свидетельствует о духовном возрастании христианина.

Что касается фессалоникийцев, то они прогрессировали не только в своих взаимоотношениях с Богом, но и в отношениях друг с другом. Подлинной вере в Бога всегда сопутствует любовь к другим людям (Иак 2:14−17). Веру в этом смысле можно уподобить корню, а любовь — плоду. Любовь фессалоникийцев друг ко другу умножалась.

В 1Фес 3:12 Павел выражал пожелание, чтобы так у них было, и теперь с радостью констатирует, что так оно и происходит. Любовь и вера неизменно возрастали в их среде, подобно растениям на хорошо удобренной почве; возрастали более, чем можно было надеяться. Церковь в Фессалонике была исключительной церковью.

2Фес 1:4. И потому апостолы нередко с оправданной гордостью говорили о ней в других церквах, приводя фессалоникийцев в пример. В частности, их терпение (сравните 1Фес 1:3; 2Фес 3:5), которое в условиях гонений на верующих было удивительным. На огорчения и тяготы фессалоникийцы реагировали не так, как многие другие христиане, старающиеся тем или иным путем избавиться от них, — они свои невеселые обстоятельства рассматривали как проявление Божией воли и лишь исполнялись решимости устоять в них.

При этом они, конечно, не полагались на свои собственные силы; они имели веру в Бога и у Него искали благодати, чтобы вынести все, принимая свои злоключения как попущенные Богом для славы Его. Они терпеливо сносили гонения со стороны противников благовестия, враждебно к ним настроенных (сравните 1Фес 3:3−4). Источником их скорбей, т. е. опять-таки тяжелых обстоятельств, были известные им люди, как из иудеев, так и из язычников (сравните 1Фес 1:6; 2:14; Деян 17:5−9). Но, несмотря на гонения и скорби фессалоникийцы твердо стояли в вере.

Б. Поощрение к продолжению в том же духе (1:5−10)

Наставления Павла были духовной пищей для этих осажденных врагами святых — пищей, необходимой для их дальнейшего подкрепления.

2Фес 1:5. На опыт фессалоникийцев он ссылался как на доказательство или в подтверждение того, что будет праведный суд Божий, на котором они, фессалоникийцы, будут объявлены достойными Царствия Божия. Стойкость в скорбях сама по себе не делает человека достойным неба; заслужить его страданиями нельзя. Но она свидетельствует о духовной ценности верующего. Награды христианин удостаивается по Божией благодати, которая дается ему даром — по вере в Иисуса Христа.

Проведенный же через огонь испытаний, он лишь обнаруживает то, что дано ему Богом, а потому и прославляется этим Бог. По Его благодати обретает христианин силу выдержать такие напасти на жизненном пути, которые нехристианину непосильны, а, значит, Его лишь благодатью удостаивается он и Царствия Божия. Речь идет об управляемой Богом вселенной, в каковом управлении и христиане примут участие на правах Его детей.

Целью страданий фессалоникийцев было доставить славу Богу, явив действие Его благодати на примере своей стойкости в испытаниях. Они страдали, чтобы продемонстрировать, что в глазах Божиих достойны Царствия Его. Другими словами, они страдали как воины Христовы.

2Фес 1:6. В англ. Библии этот стих читается так: «Бог справедлив: Он воздаст оскорбляющим вас скорбью». Здесь, в сущности, констатируется великая истина, которая красной нитью проходит через всю Библию, — от книги Бытия до книги Откровения: Бог справедлив. И Он восстановит справедливость в мире, скорбью воздав, в частности, тем, по чьей вине страдали фессалоникийцы (сравните Гал 6:7).

2Фес 1:7. С другой стороны, Бог «воздаст» отрадою (буквально — «облегчением», «отдохновением») тем, кто был несправедливо гоним («оскорбляем»). Фессалоникийцы, апостолы и все другие христиане, подвергавшиеся на протяжении жизни гонениям, могут с уверенностью ожидать этого благого воздаяния. Оно придет через Иисуса Христа — Человека на небесах.

Тогда, в явление Его, сила будет на Его стороне, как теперь она — на стороне гонителей верующих. Он придет с Ангелами силы Его. Эти Его небесные слуги будут исполнять Его распоряжения. Если бы восхищение Церкви состоялось при жизни Павла, то враги фессалоникских верующих были бы осуждены очень скоро — через семь лет после этого события, во второе пришествие Христа.

2Фес 1:8. Явившись в пламенеющем огне (сравните Исх 3:2; 19:18; 24:17; Пс 17:13−14; Исх 30:28, 30; 66:15; Дан 7:9−10), Господь Иисус Христос подвергнет отмщению (буквально — «полному и совершенному воздаянию») две категории людей: тех, которые не познали Бога (Рим 1:18−32, откуда ясно, что и не имевшим возможности услышать Евангелие Бог открывал Себя в природе, однако, многие не захотели «познать» Его) и тех, которые не покоряются благовествованию… Иисуса Христа (сравните Ин 3:36). Вина последних больше, поскольку они были удостоены большей привилегии. Сознательное отвержение Его откровения оскорбительно для Бога, так что и суд Его — абсолютно справедлив.

2Фес 1:9. В этом стихе говорится о наказании обеих групп погибелью, которая для отвергнувших Божию благодать будет вечной. По мнению некоторых богословов, это самая сильная в посланиях Павла констатация непреходящности грядущего наказания. Те, которые подвергнутся ему, не будут уничтожены; они сохранят сознание и будут всегда, бесконечно, терпеть свою муку — в отличие от тех, кто будут блаженствовать в жизни вечной (Мф 25:46).

О характере погибели первых говорится в следующей фразе: суть ее в том, что не уверовавшие никогда не будут допущены в присутствие Божие (будут удалены от лица Господа). Между тем, небесное блаженство как раз и дается пребыванием в Его присутствии; в том, чтобы видеть Его, быть с Ним, и состоит христианская надежда (сравните Рим 1:18; 2:5−9; 6:21; Флп 3:19; 1Фес 1:10; 4:17).

Слава могущества Его — это доступное зрению сияние, исходящее от Господа. Могущество Божие будет явлено как превосходящее всякое воображение (сравните Откр 19:11−16). Но не уверовавшим не будет дано узреть Его.

2Фес 1:10. Суд, речь о котором шла выше, совершится, когда Господь возвратится на землю, чтобы прославиться во святых Своих, т. е. в верующих: они были грешниками, но Он совершил в них (в их жизни) чудо преображения. Это произойдет не в момент восхищения Церкви (1Фес 4:13−18; Ин 14:2−3), ибо ему суд сопутствовать не будет.

Тут подразумевается явление Иисуса Христа в могуществе и великой славе (Пс 2:1−9; Мф 25:31), когда Он придет, чтобы основать Свое земное Царство (Откр 19:11 — 20:4). Именно тогда нанесет Он поражение армагеддонским армиям, которые выступят против Него (Откр 16:12−16; 19:19−21), а затем подвергнет суду иудеев (Иез 20:33−38) и «язычников» (Мф 24:31−46), которые будут жить в ту пору. Об этих судах и идет речь во 2Фес 1:9.

Конечно, точной даты Его возвращения не приводится, но это будет день осуждения погибших и день прославления верующих, их радостного изумления. Христос прославится во святых Своих (а не ими), т. е. слава Его отразится в них, как в зеркале. В тот день христиане поразятся тому, что Господь совершил в них. Не только те христиане, которые будут жить в тот момент на земле, но и те, которые вернутся вместе с Ним, т. е. «восхищенные» Им с земли.

В эту «группу» войдут, по словам Павла, и фессалоникские верующие, которым он писал это письмо: ведь они поверили свидетельству апостола. Надежда эта должна укреплять любого христианина, преследуемого неверующими (стих 4). Это проникновение в будущее, несомненно, утешило и читателей Павла; не может не ободрять оно и современных верующих в их испытаниях.

В. Молитва об успехе (1:11−12)

Естественен переход Павла к молитве о его фессалоникских братьях и сестрах, о том, чтобы им жить жизнью, достойной их призвания и предназначения.

2Фес 1:11. Духовное благополучие фессалоникийцев всегда лежало на сердце у апостолов, и потому Павел и его сотрудники постоянно молились о них. В молитвах они просили Бога, чтобы Он «соделал» фессалоникийцев достойными их звания (в значении «призвания» — прийти к Богу через веру в Иисуса Христа; сравните Рим 8:30; Еф 4:1; 1Фес 4:7). В своих молитвах Павел всегда исходил из того, что Бог уже сделал для верующих; именно на этом основании он просил, чтобы им дано было вести жизнь, достойную их предназначения.

Вторая просьба состояла в том, чтобы Бог силой Своею (по-русски: в силе) совершил в фессалоникийцах всякое благоволение благости и дело веры, т. е. привел бы к полному осуществлению всякое их доброе намерение, направленное на прославление Бога, и всякое их дело, движимое верой в Него. И побуждения верующих, и их действия имеют свой источник в Боге (Флп 2:13), так что и осуществляются они Его силой.

2Фес 1:12. Конечная цель каждой такой молитвы — прославление Бога. В данном случае речь шла о том, чтобы слава Его могла быть явлена в фессалоникийцах и через них — как в настоящее время (стих 12), так и в явление Иисуса Христа (стих 10). Когда это произойдет, те, через кого это совершится, и сами будут прославлены по ассоциации с Ним. В Библии за понятием имени стоит та личность, которой это имя принадлежит, — со своими характером, репутацией, поведением и всем прочим.

Когда Павел пишет: Да прославится имя Господа нашего… — он выражает желание, чтобы Бог до конца прославил Иисуса Христа в фессалоникских святых. Все это совершается по благодати Божией; Павел опять говорит о Нем как о Боге нашем, связывая Его с Господом Иисусом Христом как с равным Ему (сравните стих 1; 1Фес 1:1). Ответы на молитвы, тем более на столь возвышенные, как эта, даются лишь по Божией благодати.

III. Исправление ошибки (2:1−12)

В этом разделе содержатся истины, которых нигде в Библии больше нет. В стихах, следующих ниже, — ключ к пониманию будущих событий: в послании им отводится центральное место. Павел обращается к доктринальной ошибке, касающейся конца времен («эсхатологии»), которая вкралась в представление фессалоникских верующих. О ней он говорит во 2 главе, а в главе 3 — о практических проблемах, порождаемых ею.

А. О начале дня Господня (2:1−5)

Проповедуя фессалоникийцам лично, Павел просветил их относительно дня Господня на основании Ветхого Завета. Так называется период истории, о котором в Ветхом Завете упоминается неоднократно: на протяжении его Бог будет судить человечество и благословлять его каким-то совершенно особым образом; Его вмешательство в земные дела будет в те дни более непосредственным, драматическим и решительным, чем когда-либо прежде (сравните Ис 13:6, 9; Соф 1:14−16). Судя по другим новозаветным откровениям относительно этого отрезка времени, оно начнется после восхищения Церкви и включит в себя период великой скорби и Тысячелетнее царство Христа.

В первом письме фессалоникийцам Павел писал, что день Господень придет, как «тать» (вор) (1Фес 5:2). Видимо, это и ввело их в известное заблуждение. Некоторым из них могло показаться, что день Господень уже наступил; что преследования, которым они подвергаются, и есть те бедствия, которые, согласно пророкам, придут на народ Божий и на весь мир с началом этого «дня».

Вероятно, и наставления других каких-то учителей утвердили фессалоникийцев в представлении, будто они и в самом деле подвергаются судам дня Господнего, будто период великой скорби уже наступил. Но это, естественно, не увязывалось с разъяснениями Павла, что прежде великой скорби они, верующие, будут взяты с земли и избегнут Божиего гнева. Написанное апостолом в этом разделе (2Фес 2:1−5) и было призвано внести необходимую ясность в этот вопрос.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Фессалоникийцам, 1 глава. Толкование Далласской семинарии.

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

2 Фессалоникийцам 1 глава в переводах:
2 Фессалоникийцам 1 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Толкование Иоанна Златоуста
  4. Учебной Библии МакАртура
  5. Комментарии Жана Кальвина
  6. Комментарии МакДональда
  7. Толкование Мэтью Генри
  8. Толковая Библия Лопухина
  9. Толкование Далласской семинарии
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Толкования Августина
  16. Комментарии Скоуфилда


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.