V. Наставления относительно различных групп верующих в церкви (5:1 — 6:10)

А. О разных возрастных группах (5:1−2)

Апостол обращается к теме благотворного отношения руководителя церкви к различным группам верующих, которые составляют ее. Оно должно соответствовать его отношению к членам собственной семьи.

1Тим 5:1−2. Итак, к старцу Тимофей не должен обращаться с резким упреком, но в случае надобности уговаривать его мягко, как родного отца. К юношам следует подходить более решительно, но опять-таки, как к братьям своим. К пожилым женщинам пусть Тимофей относится со всем уважением, как отнесся бы к своей матери, Евнике. А с молодыми женщинами да обращается, как с родными сестрами, не допуская в отношении них никаких нечистых помыслов (сравните 4:12). Поступая так, молодой служитель Божий окажется неуязвимым для упреков.

Б. О вдовах (5:3−16)

Далее Павел наставляет Тимофея о том, какого подхода надо ему держаться в отношении вдов в Ефесской церкви. На протяжении всего Ветхого Завета вдовы, наряду с чужестранцами и сиротами, рассматриваются как объекты особого Божьего сострадания, В качестве таковых о них всегда принято было заботиться в Божием народе (Втор 10:18; Втор 14:29; Втор 24:17−21; Деян 6:1−7; Иак 1:27). В 6 главе книги Деяний Апостолов мы читаем об учреждении обязательной благотворительности по отношению к вдовам.

В те дни, когда Павел писал Тимофею, т. е. примерно 30 лет спустя, их, конечно, было немало среди христианок, в частности, в Ефесе, и это ложилось немалой ответственностью на церковную общину. В этих стихах Павел инструктирует Тимофея, как следует различать между вдовами: какие из них действительно нуждаются в помощи, а какие нет.

1Тим 5:3−4. Почитай здесь в значении «признавай». За истинных вдовиц признавай тех, которые в самом деле нуждаются в материальной поддержке. Павел не считал таковыми женщин, которые, хоть и потеряли мужей, но имели детей или внучат. Ибо на них, а не на церкви лежит обязанность помогать овдовевшей матери или бабушке и тем самым воздавать должное родителям (тут буквально «прародителям»; сравните 2Тим 1:3). Поступая так, они делают угодное Богу.

1Тим 5:5. Истинная вдовица — это одинокая женщина, которой негде больше искать помощи, как у Бога и Его народа. Потому она и не перестает молиться Богу день и ночь. Библия свидетельствует, что такие благочестивые женщины, которые после смерти своих мужей целиком посвящали себя Господу, всегда пользовались уважением (о вдове-пророчице Анне в Лк 2:37), и именно они заслуживали того, чтобы церковь оказывала им финансовую помощь.

1Тим 5:6. Не все, конечно, овдовевшие женщины жили благочестиво. Иные, пользуясь «вдовьей свободой», предавались чувственным удовольствиям. Таковые при жизни умирали духовно заживо умерла сравните Рим 8:6; Откр 3:1). Включать их в список христианских вдов, конечно, не следовало.

1Тим 5:7−8. В 4:11 Павел говорит Тимофею: «Проповедуй сие и учи» (парангелле таута) После дальнейших наставлений он повторяет: И сие внушай им …То есть все сказанное относительно вдов, чтобы те были беспорочны (не подавали повода к нареканию). Ведь если бы помощь стала получать вдова, ведущая недостойный образ жизни, в глазах «внешних» это легло бы пятном на всех вдов-христианок. Впрочем, им в стихе 7 может относиться и к членам семей овдовевших женщин. Если те не пекутся о них, то не могут называться верующими (сравните Тит 1:16). В сущности таковые — хуже неверного (неверующего), ведь и многие нехристиане сознают и исполняют свой семейный долг.

1Тим 5:9−10. Здесь конкретизируется, какие именно вдовицы достойны «почитания» (стих 3), т. е. оказания им церковью материальной поддержки. Они должны были удовлетворять трем условиям: 1) быть не менее 60-ти лет. Хотя в дни Павла этот возраст считался весьма преклонным, у апостола были основания не включать в «список» более молодых вдов (стихи 11−15).

На помощь могла претендовать вдова 2) бывшая женою одного мужа, т. е. отвечавшая тому же условию (и по той же причине; толкование на 3:2), что пресвитер (3:2; Тит 1:6) и диакон (1Тим 3:12); 3) известная по добрым делам (Павел приводит пять «дел» — примеров, характеризующих благочестивую женщину (сравните 1Тим 2:10). Это — дела, совершаемые в доме, в церкви, в обществе: воспитание детей, гостеприимство, смиренное служение (умывала ноги святым; сравните толкование на Ин 13:1−15), оказание помощи бедствующим (т. е. попавшим в беду) и усердие ко всякому доброму делу.

1Тим 5:11−12. Молодых же вдовиц в упомянутый «список» включать не следовало вот по каким соображениям. Получая деньги от церкви, они «впадают в роскошь» и помышляют уже не о Христе, а о новом замужестве. Фразу отвергли прежнюю веру следует понимать как «нарушили обет» (и, значит,) подлежат осуждению). Очевидно, для получения права на помощь вдова должна была дать обязательство целиком посвятить свою жизнь Христу и не помышлять о новом браке (сравните 1Кор 7:34−35). Вступая в брак, она, таким образом, нарушала обет, чем навлекала на себя осуждение (сравните Чис 30:2; Втор 23:21; Еккл 5:4−5).

1Тим 5:13−15. Затем: получая помощь от церкви, молодые вдовы предавались праздности и впадали в связанные с нею искушения, преодолеть которые было им нелегко. Вместо того чтобы ходить по домам для оказания помощи и совета, они в процессе таких «хождений» проявляли ненужное любопытство, распространяли сплетни (говорят, чего не должно). Отсюда требование Павла, чтобы молодые вдовы не брали на себя упомянутого обета, но вступали в брак, управляли домом и не подавала противнику никакого повода к злоречию.

Под «противником» могли пониматься враги церкви (1Кор 16:9), но, может быть, и сам сатана (5:15). Между тем и этим Павел, возможно, и не видел большой разницы (4:1). Важность Павлова требования подтверждалась тем фактом, что оно, в сущности, запоздало, так как в Ефесской общине уже имелись печальные случаи: некоторые уже совратились вслед сатаны. Апостол, несомненно, имел в виду конкретные факты.

1Тим 5:16. Павел хотел подчеркнуть, что сказанное им в стихе 8 подразумевает как материально обеспеченных мужчин, так и материально обеспеченных женщин (Если какой верный или верная имеет вдов. И именно на них ложится ответственность за оказание помощи их овдовевшим родственницам. Христианская община не должна быть ими обременяема, дабы могла довольствовать истинных вдовиц.

В. О пресвитерах (5:17−25)

1Тим 5:17. Начальствующие пресвитеры, т. е. буквально «старшие», занимающие официальный пост в церкви (сравните 3:1−7; Тит 1:5−9; Деян 20:17−38). Пресвитеры руководят делами общины, им помогают диаконы. За их работу пресвитерам положено вознаграждение, но Павел говорит о сугубом (буквально — «двойном») вознаграждении тех, кто «начальствует» достойно. В особенности это относилось к тем, кто трудились, проповедуя и уча (трудится в слове и учении). Ибо хотя проповедью и учением руководство церковью далеко не исчерпывалось, они, несомненно, являлись центром христианского служения.

1Тим 5:18. В поддержку своей точки зрения — что пресвитеров следовало вознаграждать за их труд, а некоторых вознаграждать вдвойне, Павел ссылается на два места из Писаний. 1) Не заграждай рта у вола молотящего (Втор 25:4; сравните также 1Кор 9:9); 2) под заявлением — Трудящийся достоин награды своей, вероятно, подразумевались Лев 19:13 и Втор 24:15, или, может быть, слова Самого Господа Иисуса (Мф 10:10; Лк 10:7). Хотя за собой Павел сохранял право не принимать поддержки от христианских общин (1Кор 9:15−23; 1Фес 2:9), он держался твердого мнения, которое неоднократно выражал, что община не имела права не предлагать «трудящемуся» такой поддержки (сравните Гал 6:6; 1Кор 9:14).

1Тим 5:19−20. Павел не преуменьшал силу противников христианского служения. Выше он уже говорил, как важно не подавать повода для наветов на общину (3:7), и снова скажет об этом (6:1). А здесь он касается необходимости различать между обоснованным обвинением и клеветой. Он держится в этом отношении освященного временем подхода, нашедшего отражение как в Ветхом Завете (Втор 19:15), так и в Новом (Мф 18:16; Ин 8:17; 2Кор 13:1). Согласно ему обвинение не должно быть принимаемо не иначе как при наличии двух или трех свидетелей.

Если бы обвинение подтвердилось, Тимофею следовало бы обличить согрешившего пред всеми, т. е. перед лицом всей общины. С тем, чтобы остальные члены ее возымели страх. Страх перед наказанием Божиим, осуществляемым в подобных случаях через общину, — полезная с христианской точки зрения вещь, особенно если обличение направлено на занимающих руководящее в ней положение. В современных общинах, к сожалению, не прибегают к подобным акциям, «щадя» как виновного, так и самих себя.

1Тим 5:21. О том, почему Павел так настоятельно подчеркивал это требование, остается только гадать. Может быть, ему стало известно, что Тимофей порой уклонялся от разбора неприятных конфликтных ситуаций, или что в одних случаях он занимал твердую позицию, а в других — нет? По той или иной причине апостол со всею серьезностью заклинал молодого служителя Божия, чтобы неуклонно следовал его указаниям на этот счет (заклинаю… сохранить сие без предубеждения), не делая ни для кого исключений (ничего не делая по пристрастию). Чтобы усилить звучание своего требования, Павел «призывает в свидетели» Бога и Господа Иисуса Христа (сравните 2Тим 4:1) и избранных Ангелов, которые всегда сопутствуют праведному суду (сравните Мф 25:31; Мк 8:38; Лк 9:26; Откр 14:10).

1Тим 5:22. Один из способов избежать конфликтных ситуаций, связанных с принятием мер против пресвитера церкви, состоит в том, чтобы тщательно обдумать его назначение (Рук ни на кого не возлагай поспешно). Вторая часть этой фразы могла быть простым советом Тимофею относительно его поведения в целом (сравните 1Тим 4:16; Деян 20:28).

Но судя по контексту, она скорее развивает начатое предостережение. Ведь епископ, повинный в непродуманном назначении пресвитера, разделяет с ним ответственность за негативные последствия этого для церкви. Так или иначе, Тимофею следовало хранить себя чистым от греха, своего или чужого. Ибо повинный в нем не может бороться с грехом в жизни других.

1Тим 5:23. Этот стих может рассматриваться или как не связанный с контекстом личный совет Тимофею, или как логическое продолжение призыва к «чистоте» в 22 стих Может быть, Тимофей склонен был к аскетизму и не мыслил «чистоты» без полного воздержания (сравните 4:3−5), но это оборачивалось для него желудочными недомоганиями и «частыми недугами» — возможно, из-за плохого качества питьевой воды в Ефесе. В свете этого Павел мог сознательно «смягчить» свой призыв к «чистоте», поощрив Тимофея к тому, чтобы употреблял немного вина — чисто в медицинских целях. Нет основания видеть в этом наставлении причину для обсуждения «темы» вина как регулярно употребляемого напитка.

1Тим 5:24−25. Смысл этих стихов, поначалу неясный, открывается при более внимательном рассмотрении. Стих 23 как бы взят в скобки. И в стихе 24 развивается мысль, высказанная в стихе 22. Грехи некоторых явны и не могут не вызывать осуждения, как явны и добрые дела других. Но есть немало людей, чьи грехи или, напротив, добрые дела открываются впоследствии, т. е. с течением времени. Рассуждая о «скрытости» и «явности» в этом контексте, апостол, видимо, хотел подчеркнуть, сколь трудно определить достойность кандидатов в пресвитеры.

Поверхностное суждение о человеке и поспешное рукоположение его чревато риском назначения непригодного кандидата (тогда как действительно достойный этого поста окажется в стороне, потому что его добрые качества и дела — «неявны»). Но вовсе скрыться они не могут. И со временем станут явными в глазах проницательного наблюдателя, каким должен быть епископ. Вот почему не следует торопиться с рукоположением пресвитеров.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Тимофею, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Тимофею 5 глава в переводах:
1 Тимофею 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.