5. ГЕДЕОН ИЗБАВЛЯЕТ ИЗРАИЛЬ ОТ МАДИАНИТЯН (6:1 — 8:32)

а. Отступление Израиля (6:1а)

Суд 6:1а. Следует новый «цикл» — отступничество (и как следствие этого — наказание): Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа (сравните 3:7, 12; 4:1), а затем — избавление. Новым освободителем явится Гедеон, о судействе которого в книге Судей рассказывается особенно подробно (ему посвящено 3 главы, 100 стихов; по протяженности это повествование сравнимо в книге лишь с повествованием о Самсоне, которому отводится 4 главы, или 96 стихов).

б. Бедствие от мадианитян (6:1б−6)

Суд 6:1б−6. Эти семь лет притеснений от Мадианитян явились Божиим наказанием за возвращение Израиля к идолам. Относительно короткий период бедствий стал как бы «прослойкой» между двумя долгими (по 40 лет) периодами мира (5:31; 8:28). Мадианитяне были потомками Авраама и Хеттуры (Быт 25:1−2) и в годы пребывания Израиля в пустыне потерпели от него поражение (Чис 22:4; 25:16−18). Это было кочевое племя, пришедшее с побережья Акабского залива и перегонявшее свои стада от Арабаха до Трансиордании.

В то время они, по-видимому, объединились с амаликитянами, а также с «жителями востока» — идумеями, моавитянами и аммонитянами (судя по тому, что, перейдя Иордан, они достигли на севере Ханаана долины Изреельской (6:33), а на юге — Газы; (стих 4); возможно, они продвигались в западном направлении, пересекая Изреельскую долину, и в южном — по прибрежной равнине.

Израильтяне вынуждены были спасаться от этой силы в горных ущельях и пещерах, возводить на ее пути укрепления (стих 2). Однако мадианитяне не оккупировали территорию Израиля, как сделали перед этим хананеи: они вторгались в землю периодически, главным образом, когда созревал урожай (стих 3), и основной их целью было напитаться самим от произведений земли и напитать ими свой скот. Но в результате для пропитания самому Израилю несметные полчища грабителей не оставляли ничего.

Повторим, что среди союзников мадианитян были Амаликитяне и жители востока (общий термин для обозначения племен, кочевавших по Сирийской пустыне, включая, возможно, идумеев и аммонитян). Грабительские налеты, которые они совершали, были типичны для кочевников; число их и разорение, которое они несли земле, позволило автору уподобить их саранче (сравните 7:12). В своих передвижениях мадианитяне и их союзники пользовались бесчисленными верблюдами, которые шли так быстро, что покрывали в день по 120−130 км и даже в военном отношении представляли собой серьезную угрозу.

Здесь, между прочим, первое упоминание об «организованных рейдах» с использованием верблюдов (сравните Быт 24:10−11). Вследствие всего этого Израиль дошел до такой степени обнищания, что не мог не «возопить» к Господу, умоляя Его об избавлении. Однако раскаяние едва ли стояло за этим «воплем», потому что моральной, духовной, причины совершавшегося Израиль, по-видимому, не понимал — до тех пор, пока Господь не послал ему пророка, прямо указавшего на эту причину (6:7−10).

в. Избавление рукой Гедеона (6:7 — 8:27)

1) Осуждение Израиля пророком.

Суд 6:7−10. Пророк, посланный Богом к сынам Израилевым, по имени не называется (вообще же это единственный упоминаемый в книге пророк, не считая пророчицы Деворы). Он послан был с целью напомнить народу о его обязательствах по завету, об ответственности перед Господом, Который вывел его из Египта (сравните Исх 34:10−16; Втор 7; Суд 3:5−6) и дал ему землю народов, угнетавших его, строго при этом предупредив, чтобы не чтил богов Амморейских.

Пророк упрекает евреев в возобновлении неповиновения Господу, от имени Которого говорит: но вы не послушали гласа Моего. Записанное здесь весьма схоже со сказанным Ангелом Господним в Бохиме (сравните 2:1−3).

2) Призвание Гедеона Ангелом Господним (6:11−24).

Суд 6:11−12а. Повествование о Гедеоне не начинается со слов, что вот, «воздвиг Господь освободителя», по имени Гедеон; внимание читателя привлекается к тому, как это произошло. Гедеон слышит поручение из уст Ангела Господня (прямо отождествляемого с Самим Господом; стих 14; сравните толкование на 2:1), Который, явившись ему в обличьи странника, сел в Офре под дубом.

Поскольку отец Гедеона, Иоас, был потомком Авиезера (принадлежавшего к колену Манассии; Нав 17:2), место под названием «Офра» находилось не на территории Вениамина, а скорее где-то на севере, возможно, у границы Манассии, в Изреельской долине. Предположительно Офру отождествляют с эль-Аффулой (примерно в 10 км на восток от Мегиддо) или с эт-Тайибой (километрах в 12 на северо-запад от Бет Шана).

То обстоятельство, что Гедеон молотил пшеницу в точиле (предназначенном для винограда), свидетельствовало как о страхе его перед мадианитянами (кстати, последнюю строку стих 11 правильнее, видимо, читать: чтобы скрыть ее (пшеницу) от Мадианитян; именно так передана эта строка в англ. тексте), так и о незначительности собранного им урожая: обычно зерно молотили на открытом месте, либо на гумне (сравните 1Пар 21:20−23).

Суд 6:12б−13. Обращаясь к Гедеону, Ангел заверяет его в том, что на его стороне — Господь. Он называет Гедеона мужем сильным (в значении «сильного воина»), хотя в только что описанной конкретной ситуции тот едва ли выглядел таковым! Однако Ангел имел, вероятно, в виду, что Гедеон станет им, потому что Бог вольет в него силу; в Своем обращении Ангел мог отдать должное и тому положению, которое Гедеон займет в израильском обществе. Заметим, что, отвечая Ангелу, Гедеон как бы обходит стороной обращение к нему лично: если Господь с нами …-начинает он. И продолжает: почему в таком случае (и в свете всего, что, по словам отцов, сделал для них Господь в прежние времена) ныне Он предал их в руки Мадианитян?

Суд 6:14. С этого момента об Ангеле говорится как о Самом Господе. Он поручает Гедеону: Иди… и спаси Израиля от руки Мадианитян. Во фразе с этою силою твоею, видимо, подразумевается «уповая на Мое присутствие», ибо Я посылаю тебя.

Суд 6:15. Возражение Гедеона: и племя мое… самое бедное, и я в доме отца моего младший могло быть знаком восточного смирения, сознательного принижения себя; слова эти могли, однако, и соответствовать действительности.

Суд 6:16. В ответ Господь вновь заверяет Гедеона, что будет с ним, заверяет его (как в следствии этого) в непременной и легкой победе.

Суд 6:17−21. Гедеон попросил знамение в подтверждение этого чудесного обещания Господа. И знамение было ему дано (стих 21). Но до того Гедеон, не вполне еще уверенный в том, кто Он, его сверхъестественный Посетитель, явил Ему истинно восточное гостеприимство. Слова предложу Тебе, как и слова «дар (минхах) мой», возможно, свидетельствуют о принесении Гедеоном «добровольной жертвы» — в согласии с установившейся в Израиле системой жертвоприношений; но речь может идти и об «обычном» даре (в знак восточного гостеприимства) вышестоящему лицу.

Обилие принесенных Гедеоном «даров» скорее говорило о состоятельности (а не бедности) его в то поистине бедственное для Израиля время. Может быть, он думал, однако, отнести остатки пищи назад, домой. Но Ангел Господень… прикоснулся к мясу и к опреснокам концом жезла (посоха), который был в руке его, и все принесенное Гедеоном было сожжено огнем, который вышел… из камня. Это и было знаком, который убедил Гедеона (сравните Лев 9:24; 3Цар 18:38). Затем Ангел Господень скрылся от глаз его.

Суд 6:22−24. Сознав, что это был Ангел Господень, Гедеон испугался: он видел Его лицем к лицу, не значит ли это, что он умрет? (сравните Исх 33:20.) Но Господь успокоил Гедеона: не бойся, ие умрешь. И тогда он воздвиг на том месте жертвенник, который назвал «Господь мир».

3) Гедеон разрушает жертвенник Ваалу (6:25−32).

Суд 6:25−26. Далее Господь испытывает Гедеона на послушание. Для того, чтобы действительно стать освободителем Израиля от мадианитян, ему недостаточно будет одержать над ними военную победу, но прежде надо устранить из жизни народа причину, по которой Господь предал его в руки угнетателей, т. е. идолопоклонство (стих 1). И Господь повелевает Гедеону уничтожить жертвенник Ваалу, воздвигнутый его отцом, вместе со священным деревом, которое при нем (очевидно, имелся в виду «дуб Ашеры»; возможно, истукан, или столб, этой языческой богини); Ашера было одно из имен Астарты, супруги Ваала (сравните 3:7); тем же именем называлась и угаритская богиня моря, которой тоже поклонялись в Ханаане. Вслед за тем Гедеон должен был по всем правилам (русское в порядке) воздвигнуть жертвенник Господу и на дровах дерева языческой богини принести всесожжение Ему.

Суд 6:27. Повиновение Гедеона Господу не было приуменьшено тем, что, исполняя Его повеление, он взял себе в помощь десять… рабов своих (разобрать жертвенник было нелегким делом), как и тем, что сделано это было ночью (днем почитатели Ваала, несомненно, помешали бы Гедеону исполнить порученное ему дело).

Суд 6:28−32. Вспышка враждебности к Гедеону со стороны жителей города была погашена мудрым советом его отца. Когда поутру горожане увидели, что жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, то, обнаружив виновного, потребовали его смерти. Но Иоас, отец Гедеона (возможно, жрец Ваала) мог под влиянием поступка сына пережить душевный переворот; слова его, обращенные к горожанам, были исполнены глубокого смысла: вам ли защищать… Ваала?

Если он — бог, то сам защитит себя, а тех, кто попытаются нарушить эту его прерогативу (самозащиты), он может покарать (тот будет предан смерти в это же утро; сравните с ироническим отношением пророка Илии к Ваалу в 3Цар 18:27). И тогда люди (И стал (ед. число) звать в стихе 32 по смыслу относится не к отцу Гедеона, а к народу, населявшему город) дали Гедеону новое имя: Иероваал (точнее — иеруб-баала), что значит «Ваал отомстит ему». Они сделали это движимые недоброжелательством, но впоследствии это имя могло восприниматься как свидетельство против Ваала, как знак его неспособности защитить себя (толкование на «Иероваал» в 9:1).

4) Гедеон готовится к битве.

Суд 6:33−35. По-видимому, исполнению Гедеоном Господнего поручения предшествовало еще одно (и последнее) ежегодное вторжение мадианитян и их союзников. Они перешли Иордан южнее моря Кинне-ретского и стали станом на типично бедуинский манер: посреди сельскохозяйственного района, на плодоносной долине Изреельской.

Освобождение Богом Его народа посредством Гедеона началось с того, что Дух Господень объял его (сравните 3:10; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14), и таким образом ему были переданы от Бога совершенно особые сила и способности. Немедленно стал Гедеон (вострубив трубою) созывать воинов, начиная с тех, кто, как и он, принадлежали к племени Авиезерову (6:11, 24), а затем — остальную часть колена Манассиина; потом он послал послов… к Асиру, Завулону и Неффалиму, и они тоже собрались по призыву Гедеона.

5) Знамение, явленное на стриженой шерсти.

Суд 6:36−40. Ища знамения от Бога (сравните Мф 12:38; 1Кор 1:22−23), Гедеон явил недостаточность своей веры, и это кажется странным для человека, числящегося среди «героев» веры (Евр 11:32). Тем более, что одно знамение Гедеону уже было дано (Суд 6:17, 21). В этой связи стоит, однако, заметить, что к стриженой шерсти он прибег не для того, чтобы познать волю Бога (ибо относительно нее он уже получил откровение; стих 14), а чтобы получить заверение в Божием присутствии в решающее для него время.

И Бог снизошел к слабости Гедеона, пропитав шерсть росою настолько, что тот выжал из нее целую чашу воды. Однако сомнение и на этот раз не вполне покинуло Гедеона; оно, по-видимому, касалось сверхъестественности того, чему он стал свидетелем: а вдруг пол гумна высох быстрее шерсти — в соответствии с естественным ходом вещей? И Гедеон попросил Бога о действии обратного порядка: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. В долготерпении Своем и снисходительности Бог так и сделал, и Гедеон, расставшись с последними сомнениями, продолжил порученное ему дело.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.