Автор

Традиционно считается, что Пятикнижие, в том числе и книга Числа, написано Моисеем, при этом не исключается вероятность того, что впоследствии к нему были добавлены некоторые части, написанные под водительством Святого Духа переписчиками. Иисус Христос говорил о Пятикнижии как о труде Моисея. Дополнительные разъяснения об авторстве книги Числа см. в статье «Введение в Пятикнижие».

Время и обстоятельства написания

В последнем стихе книги Числа говорится: «Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (36:13). Из этого можно заключить, что пребывание Израиля в пустыне завершилось и евреи должны войти в землю Ханаанскую. Таким образом, написание книги Числа следует отнести к периоду до 1406 г. до Р.Х. (дата смерти Моисея).

Книга охватывает почти сорокалетний период истории израильского народа — от момента получения закона (Десяти заповедей) на Синае до событий, непосредственно предшествующих завоеванию земли Ханаанской. Однако Числа — нечто гораздо большее, чем летопись. Исторические события являются лишь фоном, на котором разворачивается повествование о взаимоотношениях израильского народа с Богом: отступничество израильтян, кара Божия, сорокалетнее скитание по пустыне, рождение и возмужание нового поколения израильтян, унаследовавших землю обетованную.

Характерные особенности и темы

Книга Числа представляет собой осмысление исторического и духовного пути, пройденного израильским народом с момента ухода из египетского рабства до обретения обетованного Богом наследия.

Центральной и определяющей вехой на этом пути является заключение завета с Богом на горе Синай и обретение Закона Божия — основы моральной, социальной и политической жизни евреев, на которой формировались отношения между Богом и избранным Им народом.

Переменчивый нрав народа и неизменное постоянство Бога, грехи людей и святость Божия, богоотступничество и богоизбранность подаются в контексте идеи искупления. Пророческие прообразы Христа (20:11; 24:15−19), предвещающие искупление народа Божия, связывают историю избрания Израиля с историей спасения человечества.

Эти глобальные темы осмысливаются в свете наставлений Израилю: 1) о порядке следования через пустыню; 2) о богослужении в условиях странствования; 3) о подготовке к завоеванию Ханаана.

Согласно древнееврейской традиции, четырем из пяти книг Моисея даны названия по первым словам текста. Однако в четвертой книге это правило не соблюдено, и свое название она получила по пятому слову. Это слово, переводимое как «в пустыне», лучше всего отражает содержание всей книги, поскольку в ней рассказывается об испытаниях народа во время сорокалетнего скитания по пустыне.

Содержание

I. Подготовка к переходу через пустыню (1:1 — 10:10)

А. Исчисление боеспособных мужчин (1:1−54)
Б. Порядок расположения колен (2:1−34)
В. Исчисление левитов и их обязанности (3:1 — 4:49)
Г. Удаление оскверненных из стана (5:1−4)
Д. Возмездие за нечестность (5:5−31)
Е. Обет назорейства (6:1−21)
Ж. Предписания относительно религиозной жизни (6:22 — 9:14)
З. Божие водительство (9:15 — 10:10)

II. От Синая до Моавитских равнин (10:11 — 22:1)

А. Первый переход (10:11−36)
Б. Возмущение и недовольство (11:1 — 12:15)
В. Переломный момент в Кадес-Варни (13:1 — 14:45)
Г. Законы, данные после событий в Кадес-Варни (15:1−41)
Д. Бунт Корея, Дафана и Авирона (16:1−50)
Е. Расцветший жезл Аарона (17:1−13)
Ж. Обязанности и привилегии священников и левитов (18:1−32)
З. Постановления об очищении (19:1−22)
И. Грех Моисея при Мериве (20:1−13)
К. Происшествия на пути к равнинам Моавитским (20:14 — 22:1)

III. Моавитяне и Валаам (22:2 — 25:18)

А. Обращение моавитского царя к Валааму (22:2−40)
Б. Пророчества Валаама (22:41 — 24:25)
В. Финеес поражает израильтян, впавших в идолопоклонство (25:1−18)

IV. Подготовка к вступлению в Ханаан (26:1 — 36:13)

А. Новое исчисление Израиля (26:1−65)
Б. Закон об уделе для дочерей (27:1−11)
В. Назначение преемника Моисея (27:12−23)
Г. Постановления о жертвоприношениях и особых праздниках (28:1 — 29:40)
Д. Законы об обетах (30:1−16)
Е. Суд над мадианитянами (31:1−54)
Ж. Разделение восточного берега Иордана (32:1−42)
З. Обзор странствования от Египта до равнин Моавитских (33:1−49)
И. План разделения Ханаана (33:50 — 34:29)
К. Города левитов и города-убежища (35:1−34)
Л. Дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми (36:1−13)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на Числа, введение. Новой Женевской Библии.


«Свет на Востоке»

Публикуется с разрешения миссии «Свет на Востоке».
Новая Женевская учебная Библия.
© 1998, 2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.