(MIRACLE) Божественное деяние, посредством которого Бог являет Себя людям. Классическое определение чуда предполагает, что оно противоречит законам природы, но это неверно по двум причинам. Во-первых, многие из чудес, о которых рассказывается в Библии, представляли собой скорее использование законов природы, чем их нарушение (например, ветер, который раздвинул воды Чермного моря,
Исх 14:21). Во-вторых, больше не существует понятия «абсолютных законов природы»; явление, которое мы не можем объяснить, может отражать законы, еще не известные ученым. В Писании важен элемент веры; с помощью естественно-научного подхода «чудеса» нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Сроки и содержание процесса могут быть чудесными, даже если сам процесс является естественным. В любом случае, чудеса, совершаемые Богом, — это не просто фокусы, которые поражают воображение, но «знамения», приближающие к Нему людей. Терминология. В ВЗ есть два основных термина, «чудо» и «знамение», которые часто употребляются вместе (например, 10 раз только во Второзаконии —
Втор 4:34;
Втор 13:1 и т. д.). Значение «чудо» имеют несколько еврейских слов — они обозначают либо проявление сверхъестественных сил, либо — нечто выходящее за рамки человеческого понимания. В целом, «чудо» — деяние Бога в истории, направленное на выполнение Его замысла. «Знамение» — это деяние, которое представляет собой залог или гарантию Божьего контроля над событиями, а также откровение Божьего присутствия для Его народа. В НЗ для обозначения этих истин используются те же термины — «чудо» и «знамение» (
см. Мф 24:24;
Мк 13:22;
Ин 4:48;
Деян 2:43). Третий термин — «сила» или «власть», который встречается в основном в синоптических евангелиях. Он указывает на чудесное деяние Бога, явленного во Христе. Четвертый термин — «деяние», наряду со словом «знамение», предпочитает Иоанн. Он использует его, чтобы показать, как деяния Отца явлены в Иисусе. Часто эти термины — синонимы (первые три используются вместе в
Рим 15:19-20;
2Фес 2:9;
Евр 2:4), но указывают они на три разных аспекта чудес. «Знамение» — это указание на богословское значение чуда как Божьего откровения, «власть» — на силу, которая скрыта за деянием, а «чудо» — на эффект, произведенный на очевидцев. Чудеса в Ветхом Завете. Для еврея чудо было не что иное, как Божье деяние. Вот почему сама природа — чудо (
Иов 5:9-10;
Пс 88:5,7;
Пс 105:2); доброе деяние или победа над врагом — тоже чудо (
Быт 24:12-27;
1Цар 14:23). Природа находится полностью под контролем Яхве, поэтому чудо ценно не просто в силу своего сверхъестественного характера, но тем, что оно — часть божественного откровения. Эта связь имеет огромное значение для истории спасения, потому что Израиль всегда старался бороться с тягой к зрелищности чудес. Во
Втор 13:1-4 есть предостережение — не считать пророком того, кто совершает чудеса; пророк — тот, кто поклоняется Яхве. Чудеса в ВЗ происходят в основном в критические мгновения истории искупления. Многие считают, что первое чудо — это сотворение мира, но на самом деле в Книге Бытие оно не представлено как таковое. Чудо имеет значение, так как является откровением и/или связано с важными моментами в истории Божьего народа: исход, пересечение Иордана, борьба с поклонением Ваалу в период пророков. Сотворение — это хроника начальных событий истории. Чудеса Книги Бытие — поражение слепотой жителей Содома, потоп, вавилонская башня — объединены темой Божьего гнева на тех, кто обратился против Него. Это другая сторона истории искупления — Божий суд над теми, кто Ему не принадлежит. Чудеса повествования об исходе имеют две стороны: казни указывают на абсолютную власть Яхве над богами Египта, а чудеса в пустыне — на то, что Бог заботится о Своем народе и защищает его. Казни представляют особый интерес, потому что каждая из них направлена на какого-то египетского Бога, и Яхве оказывается сильнее. Основная тема сформулирована в
Исх 7:5 и повторяется на протяжении всего повествования (
Исх 7:17;
Исх 8:6,18;
Исх 9:14-16,29;
Исх 12:12): «Тогда узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их». Чудеса предназначались не только для египтян, но и для Израильтян, которые должны были понять: их Бог освободил их из Египта. Основное чудо этого периода — пересечение Чермного моря. Суровость казней постепенно возрастала. Чудеса времен блужданий в пустыне тесно связаны с главной темой повествования о блужданиях Израиля: Бог испытывает Израиль в момент жестокой нужды и заботится о Своем народе, когда те обращаются к Нему. Строение эпизодов таково: описывается сама нужда, которая побуждает Израиль роптать; вмешивается Моисей, а потом Бог Своей властью решает проблему. Рассказы о чудесах перемежаются с другими эпизодами; Бог наказывает народ, если в своем роптании они заходят слишком далеко. Чудо — это откровение Бога о Себе, в том числе о Его участии в делах Его народа; Израиль должен откликаться на это участие, и в зависимости от этого отклика Яхве благословляет или наказывает Свой народ. Чудес в период объединенной монархии не происходило, что не случайно. Это было время самодостаточности народа, Бог действовал через царя и не вмешивался вдела народа непосредственно. Эсхатологические надежды Израиля были осмыслены и выразились в присутствии Святого Города и храма. В пророческий период наблюдалась иная ситуация. Илия и Елисей совершили множество чудес. Это было время отступничества, а в годы правления Ахава и Иезавели народ обратился к язычеству и поклонению Ваалу. Само существование еврейской религии оказалось под угрозой, поэтому потребовались экстренные меры. В этот момент поразительная природа чудес наиболее очевидна в ВЗ. Они не случайно напоминают о чудесах периода исхода. Возможно, Илия — это новый Моисей, восстанавливающий поклонение истинному Богу Яхве. Параллели можно усмотреть в вызове, брошенном жрецам Ваала (
3Цар 18;
Исх 7); в откровении Бога на горе Хорив, с ветром, землетрясением и огнем (
3Цар 19;
Исх 19); в пересечении Иордана (
4Цар 2:10-14;
Исх 14). Многие чудеса призваны продемонстрировать бессилие Ваала, например, засуха, соревнование на горе Кармил и чудесная пища, которую посылал Илии Бог. Деяния Бога в истории — часть Его откровения о Себе, оправдание Его вестников и наказание его врагов. В книгах пророков о чудесах говорится немного, возможно, из-за того, что эти книги имеют форму проповеди (то есть посвящены скорее посланию, чем деяниям). Два основных исключения из правила (помимо выздоровления Езекии в
Ис 38) — Иона и Даниил. У Ионы чудо адресовано не жителям Ниневии, а Израильтянам, которых пророк призывает вернуться к отношениям завета в качестве глашатая Яхве. У Даниила адресат иной, и ситуация та же, что в Книге Исход или в Книгах Царств. Чудеса адресованы вавилонянам и персам, как более ранние чудеса исхода и рассказов об Илии и Елисее: к превосходству Яхве над всеми иноземными богами и отмщению Его вестников. Это третий и последний кризисный период, показывающий богословское значение чудес в ВЗ. Чудеса в Новом Завете. Чудесные деяния имеют в НЗ то же самое значение; история спасения переживает переломный момент, когда необходимо подтверждение участия Бога в исторических событиях. Но ситуация отличается в том, что Сам Сын Божий присутствует на земле. Он Сам — величайший чудотворец. Бог теперь не просто действует в истории; Он вошел в историю и сделал её Своей. Параллели с историей исхода очевидны; они показывают, что Иисус готовил условия для заключения нового завета подобно тому, как чудеса исхода готовили народ к заключению ветхого завета. Проявления чудесного могущества Иисуса. Иисус усмирил шторм на Галилейском море, а потом изгнал бесов из двух человек в Гадаре. Чудеса в понимании Иисуса. Иисус подчеркивал связь между Своими чудесами, в особенности изгнанием бесов (экзорцизм), и пришествием Царства Небесного. Как и в ВЗ, чудеса прежде всего указывают на присутствие Бога, но здесь — более непосредственно, и означают также начало Его Царства (
Мф 12:28). Чудеса экзорцизма означают ограничение власти сатаны и учреждение правления Бога (
Мк 3:23-27). В то же время чудеса знаменуют начало века спасения, как видно из речи Иисуса в Назарете в начале служения (
Лк 4:18-21; из
Ис 61:1-2). Но эти чудеса — не просто автоматические указания на Божьи деяния; их следует воспринимать с верой. Иисус прекрасно представлял Себе, что в Его дни совершались и другие чудеса (
Мф 12:27), поэтому Он подчеркивал важность веры для совершения исцелений (
Мк 5:32-34;
Мк 10:52). Вера должна быть направлена на присутствие Бога в событии и на Самого Иисуса. Необходимость веры позволяет также понять, почему Иисус отказался дать Своим современникам «знамение» (
Мк 8:11-12); сами по себе чудеса никогда не являются доказательством присутствия Бога. Чтобы лучше понимать связь между верой и чудесами, следует отметить, что каждый евангелист по-своему обрисовывает богословское значение чудес. Чудеса у Марка. Евангелие от Марка, написанное первым из четырех евангелий, часто называют «евангелием деяний», потому что там акцент ставится на делах Иисуса, а не на Его учении. Это относится также к чудесам Иисуса, потому что у Марка описывается больше таких чудес» чем у остальных евангелистов. У Марка присутствует пять видов или типов чудес. Первая группа касается власти Иисуса над бесами (
Мк 1:21-39). Вторая — власти Иисуса над законом и Его конфликтов с оппонентами (
Мк 1:40-3:6). Чудеса приносят Иисусу славу, но Он не хочет открывать людям Свою подлинную природу Божьего Сына. Третья группа (
Мк 3:7-30) содержит случаи экзорцизма и столкновения с вельзевулом по поводу власти сатаны. Четвертая группа (
Мк 4:35-6:30) — наиболее чудесные деяния (успокоение бури, исцеление гадаринского бесноватого, воскрешение дочери Иаира), и, вероятно, внимание здесь сосредоточено на учениках — Иисус открывает им значение Царства и пытается преодолеть их духовную слепоту. Пятая и последняя группа (
Мк 6:30-8:26) продолжает тему непонимания учеников и готовит нас к страстям посланием о хлебе, слепоте и Божьем суде. Чудеса у Марка связаны с темой конфликта, сначала с оппонентами Иисуса, потом — с Его собственными учениками. Чудеса — знамения Божьего Царства, поэтому они вынуждают зрителя понять подлинную природу Иисуса. Иисус — не эллинистический фокусник; Его чудеса только изумляют и разочаровывают тех, кто не имеет веры. Личность Иисуса скрыта, она может быть понята только в свете распятия. Чудеса — не доказательства, но власть; Бог не являет Свою сущность через них, но показывает Себя тем, кто имеет глаза и видит. Чудеса у Матфея. Евангелие от Матфея — обучающее, в нем больше диалогов, чем действия. Матфей сжимает повествование Марка, чтобы вставить в него дидактический материал. Поэтому он ставит акцент на богословском значении веры, а не на её результатах. Чудеса у Матфея сопровождают обучающие фрагменты, он следует распространенной практике сочетания повествовательных отрывков так, чтобы они иллюстрировали учение. Первая группа (
Мф 8-9) включает в себя чудеса, которые у Марка входят в первую, вторую и четвертую группы: здесь подчеркивается значение Иисуса как служителя Яхве, обладающего высшей властью и прощающего грехи. Второстепенная тема — ученичество, пробуждающаяся вера учеников и вовлечение их в служение Иисуса. Вторая группа (
Мф 12) касается власти Иисуса над законом (человек с сухой рукой) и сатаной (спор о вельзевуле). Третья группа (
Мф 14-15) параллельна пятой группе у Марка, но задача здесь иная. Ученики изображены в позитивном свете, а не в свете конфликта. Они активно участвуют в работе Учителя. Служение Иисуса продолжается в Его учениках. Они учатся на Его чудесном служении. Чудеса у Луки. Евангелие от Луки и Книга Деяний в данном случае особенно важны, потому что они не оставили у ранней церкви сомнений в абсолютной преемственности с Иисусом и продолжении Божьих деяний в мире. Лука ставит основной акцент на истории спасения, и один из его основных стилистических методов показа этой непосредственной связи — чудесные деяния. В особенности ценно
Деян 9:32-42, где Петр совершил два чуда исцеления, продолжая чудеса Иисуса (паралитик Эней,
Лк 5:18-26; воскресение Тавифы,
Лк 8:49-56). С такой точкой зрения, Лука возвращается к тому же, что свойственно Марку, — его больше интересуют деяния, а не учение. Но Лука идёт еще дальше Марка, потому что чудеса более непосредственно подтверждают власть Иисуса. Первая группа чудес совершается после вступительного обращения (
Лк 4:18-22), которое само по себе является чудесным подтверждением Личности Иисуса. Чудеса основаны на власти и могуществе Иисуса (
Лк 4:31-41) и подтверждают, что в Нём действует Божья сила (
Лк 5:17;
Лк 8:39), а также веру в Иисуса (
см. мотив восхваления,
Лк 5:25;
Лк 7:16 и т. д., в особенности
Деян 9:35;
Деян 13:12;
Деян 19:17). Трепет, который вызывают чудеса, — это отклик людей на свидетельство Божьего могущества (
Лк 5:26;
Лк 7:16;
Лк 8:35-37;
Лк 24:5). Призвание учеников происходит в контексте совершения чудес (
Лк 5:1-11, чудесная рыбная ловля;
Лк 5:27-28, исцеление прикованного к постели паралитика). Итак, Лука рассматривает чудеса как деяния, имеющие искупительное значение. Но это не противоречит картине, нарисованной Марком. Иисус у Луки никогда не изображается простым чудотворцем; Иисус отказывается удовлетворить любопытство людей, совершив для них зрелищное чудо (
Лк 11:29-32;
Лк 9:9). В притче о богаче и Лазаре (
Лк 16:19-31) Он учит, что неверующий никогда не убедится в истинности чудес. Но он может быть приведен к покаянию (
Лк 10:13-16). Чудеса у Иоанна. Иоанн больше всех остальных евангелистов интересуется богословием, и описание чудес у него специфическое. У синоптиков чудеса — это «могущественные деяния», означающие, что с пришествием Иисуса в мире наступило Божье Царство; таким образом, Иисус наносит поражение сатане и осуществляет всевышний Божий контроль над историей. У Иоанна нет изгнаний бесов, а чудеса рассматриваются как «знамения». В то же время чудеса составляют лишь часть более широкой категории «деяний» (другое обозначение чудес у Иоанна), которыми Иисус указывает на присутствие Отца в Себе (
Ин 10:32,
Ин 10:37-39;
Ин 14:10). Они также свидетельствуют об Иисусе как о посланце Бога (
Ин 5:36;
Ин 10:25,38). Иоанн выбирает только семь чудес-знамений из многих (
Ин 20:30) и использует их как часть развития темы, каждое в соответствующем разделе. Например, превращение воды в вино — это мессианское деяние, которое обозначает излияние благословений Царства в служении Иисуса как Мессии (
Ин 2); умножение хлебов основано на фразе «хлебе жизни» и указывает на мессианский пир, в духовном плане представленный Иисусом (
Ин 6). Парадоксальная природа чудес, которая видна и у синоптиков, у Иоанна еще заметнее. Он делает больший акцент на чудесной природе событий, указывая на такие детали, как поразительное количество воды, превращенной в вино (
Ин 2:6, приблизительно 120 галлонов, или 454,2 л); расстояние, на котором действует сила Иисуса как целителя (
Ин 4:46, почти 20 миль, или 32,2 км); длительность периода, в течение которого человек из Вифезды был хромым (
Ин 5:5,38 лет,
см. тж.
Ин 9:1, где рассказывается о слепом от рождения); количество хлеба, необходимое, чтобы накормить 5000 (
Ин 6:7, где Филипп говорит, что было бы недостаточно 200 динариев, то есть дневных зарплат); доказательство смерти Лазаря (
Ин 11:39, тело уже начало разлагаться). Иоанн проявляет большой интерес к чудесному. Но в то же время еще большее ударение он делает на том, что одних чудес для веры недостаточно. Чудеса — это «знамения», которые имеют значение для спасения и указывают на подлинное значение Иисуса, но они неразрывно связаны с пробуждающейся верой, а сами по себе недостаточны (
Ин 2:11;
Ин 4:50). Они имеют христологическую силу, так как связаны с положением Иисуса как Сына Божьего и с подтверждением Его статуса Отцом, но основаны на сотериологическом решении человека. Как «знамения», они указывают на само присутствие Бога в Иисусе, духовную реальность «видения» и «жизни», которые Он несет (
Ин 9:35-38;
Ин 11:24-26). Но их назначение — расколоть аудиторию, поставить её перед необходимостью принять решение. В результате очевидцы делятся на два лагеря: тех, кто пытается понять, и тех, кто смотрит только на внешнюю сторону. Некоторые не желают обращать внимание на знамения и отвергают их (
Ин 3:18-21;
Ин 11:47-50), а другие считают их просто чудесами и не видят в них подлинного значения Иисуса (
Ин 2:23-25;
Ин 4:45). С другой стороны, некоторые смотрят на них глазами веры и начинают понимать, Кто Он (
Ин 2:11;
Ин 5:36-46;
Ин 11:42). Для Иоанна искреннейшая вера — та, о не требует внешних доказательств (
Ин 20:29). Чудеса в остальных книгах НЗ. Помимо Книги Деяний, в НЗ есть и другие места, где говорится о ценности чудес. Павел во
2Кор 12:12 и
Рим 15:18-19 рассматривает их как «знамения-дары», подтверждающие божественный авторитет подлинного апостола. Он перечисляет исцеления и чудеса как разновидность «даров Духа» в
1Кор 12:9-10. В
Гал 3:5 он считает их свидетельствами присутствия Духа. В
Евр 2:4 сказано, что Бог свидетельствует об истинности вести спасения посредством чудес. Вот почему в апостольский период чудеса служителей Божьих следует рассматривать как знамения, подтверждающие действие Божьей силы в Его вестниках.
Смотрите: тж.
духовные дары;
знак;
знамение.