(Elephantine papyri) Арамейские документы V века до Р.Х., обнаруженные в Элефантине, на острове посреди реки Нил. Когда они писались, Элефантина была персидским военным постом, и там в частности жила группа иудейских наемников с семьями. Документы, общим числом около 100, хранились в основном в трех архивах: двух семейных и одном государственном. В архивах было много полных свитков, еще перевязанных и опечатанных в момент их обнаружения, а также множество папирусов и отрывков. Рукописи эти достаточно ценны с археологической точки зрения. Они на несколько столетий старше свитков Мертвого моря и отражают особенности общественной, политической и религиозной жизни иудеев вне Палестины. В них есть некоторые моменты, перекликающиеся с книгами Ездры и Неемии. Так как большая часть документов — это юридические тексты, они важны для изучения истории законов Ближнего Востока в древности. Тексты также предоставляют ценную информацию о разговорном арамейском языке того периода и повседневной жизни приграничной персидской военной колонии. Древняя Элефантина. Элефантина располагалась на южной оконечности маленького островка на реке Нил, в нескольких километрах к северу от первого порога, напротив города-близнеца, древней Сиены (современный Асуан). Вероятно, в Библии эти два города, Элефантина и Сиена, упоминаются дважды — «от Мигдола до Сиены» (Иез 29:10; Иез 30:6), то есть от северной границы Египта до южной. Название города представляло собой арамейский вариант египетского выражения «город слоновой кости», что на греческий переводится как Элефантина. Город этот занимал выгодное стратегическое положение на южной границе Египта, с Нубией; укрепленный, вероятно, еще в период III династии (XXVII век до Р.Х.), он и часто упоминается в военной истории Египта. Элефантина была также крупным торговым центром. Так как первый порог находился рядом с Элефантиной/Сиеной, непосредственно выше по течению, городаблизнецы были последним портом, где останавливались морские корабли с глубокой осадкой, там имелись верфи. Это были крепости с гарнизонами, защищавшими торговцев слоновой костью, звериными шкурами, специями, минералами, рабами и продуктами питания. Элефантина была также религиозным центром. Там находился храм Хнума, египетского Бога порогов, который ведал циклами разлива Нила. Обнаружение папирусов. Элефантина прославилась как место археологических раскопок после находки папирусов. Открытие делалось в три этапа. Первая группа папирусов, опубликованная в 1906 г., была собрана у торговцев древностями и находилась в Каирском музее. После этой первой публикации немецкие и французские ученые стали вести в Элефантине раскопки, надеясь найти другие папирусы. Вторая группа папирусов попала в Берлинский музей и была опубликована в 1911 г. По иронии судьбы, последней была исследована и опубликована группа папирусов, найденных в конце XIX века. Американский ученый Ч. Э. Уилбур купил их в 1893 г. у какой-то арабской женщины в Асуане. Они хранились в семейном архиве Уилбуров, пока дочь ученого не подарила их Британскому музею, и в 1953 г. их опубликовали. С 1912 г. раскопки в городе проводили также папский Библейский институт Рима и египетское правительство, но больше папирусов найдено не было. Иудейская колония. К тому моменту, когда писались папирусы, иудеи уже осели в Элефантине. Юридические документы, которые имелись среди найденных папирусов, показывают, какой была жизнь в военном лагере Элефантины. Помимо наемников-иудеев («люди из войска»), там жили также «штатские» иудеи («люди из города»). Воины были организованы в отряды, которые, по-видимому, выполняли также общественно-экономические функции. Несмотря на военную дисциплину, воины пользовались значительной личной свободой. Они вели обыкновенную семейную жизнь, занимались торговлей и завещали свою собственность детям. Для того чтобы заключить брак, в Элефантине было необходимо согласие невесты и её отца. Брак мог быть расторгнут, если кто-то из супругов делал публичное заявление, что «ненавидит» что-то в другом. Элефантинские иудеи поклонялись в собственном храме, посвященном еврейскому Богу, называемому Яху (вариант Яхве). Политические и религиозные вожди Элефантины вели переписку с властями Иерусалима и Самарии. У нас нет данных о том, когда иудеи впервые попали в Элефантину. Они могли перебраться в Египет в любой момент в период с VIII по начало VI века до Р.Х. Один из элефантинских документов гласит, что тамошний иудейский храм был построен во время правления египтян до персидского вторжения Камбиза (правил в 529-522 г. до Р.Х.). В таком случае элефантинский храм должны были построить не позже середины VI века. Элефантинский иудаизм. Несмотря на закон о единственном святилище (Втор 12:1-11) и недавние реформы царей Езекии и Иосии в VII — VIII веках до Р.Х., в результате которых поклонение Богу сосредоточилось в Иерусалиме, элефантинские иудеи считали, что имеют право на собственный храм, в Египте. Ни немецкие, ни французские, ни итальянские, ни египетские ученые, которые вели раскопки в Элефантине, не смогли обнаружить иудейский храм, но в документах сказано, что он был ориентирован по Иерусалиму. Элефантинские иудеи, вероятно, признавали авторитет Иерусалима в религиозных вопросах. Когда в 410 г. до Р.Х. храм в Элефантине был разрушен жрецами из храма Хнума, они обратились к первосвященнику Иоханану (Неем 12:22; Неем 13:28) и правителю Иудеи Багоасу, прося разрешения на его восстановление. Ответа они не получили, возможно, потому, что власти Иерусалима не одобряли наличие храма в Египте. На второе послание, отправленное три года спустя Багоасу, правителю Иудеи, а также Делаии и Шелемии, сыновьям Санаваллата, правителя Самарии, пришел устный ответ, который был записан позже. Было разрешено восстановить храм и возобновить жертвоприношения. Но воскурения не были разрешены, возможно, в качестве уступки египетским или персидским религиозным убеждениям. В одном из дел о собственности, датируемом 402 г. до Р.Х., храм Яху упоминается как восстановленный. Вероятно, элефантинские иудеи привезли с собой в Египет популярную религию, которую так строго осуждали пророки перед разрушением храма в Иерусалиме. Центральное место в их вере занимал Бог, но они поклонялись и другим богам, хоть и игравшим второстепенную роль. Об отходе от ортодоксальной веры свидетельствует список жертвоприношений, в котором упоминаются два арамейских божества, Ешембефель и Анатбефель. Клялись в Элефантине исключительно именем Яху, но иногда в клятвах встречаются также имена египетской богини Сати и еще одного арамейского Бога, Ерембефеля. В приветствиях в посланиях перечисляются благословения разных богов. Более того, иудеи Элефантины часто вступали в смешанные браки с представителями окружающих народов, что ВЗ запрещает, так как это грозило религиозным отступничеством (Исх 34:11-16; Втор 7:1-5). Во времена Ездры и Неемии эта проблема существовала и в Израиле (Езд 9:1-10:44; Неем 13:23-28). Дети от смешанных браков в Элефантине часто носили египетские имена. Тем не менее из архивов видно, что элефантинские иудеи продолжали соблюдать иудейские праздники. Царь Дарий II в 419 г. до Р.Х. приказал элефантинским иудеям отмечать праздник опресноков. Непосредственно перед этим текст обрывается, возможно, там шла речь о соблюдении пасхи. На четырех глиняных табличках также упоминается суббота, но мы немногое можем узнать из них о соблюдении субботы в Элефантине. Язык папирусов. За исключением незначительных отличий, арамейский элефантинских папирусов — это тот же язык, что и библейский арамейский. Оба они представляют собой диалекты так называемого имперского арамейского, международного и торгового языка Персидской державы. Личные имена остались еврейскими, но нет никаких свидетельств, что по-еврейски кто-либо говорил. Арамейский был языком повседневного общения, и никаких споров о том, должны ли иудеи дома говорить по-еврейски, как в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 13:23-25), по-видимому, не было.