John 1 глава

John
English Standard Version → Новый русский перевод

 
 

In the beginning was the Word, and the Word was with God, and the Word was God.
 
В начале было Слово[1], и Слово было с Богом, и Слово было Богом.

He was in the beginning with God.
 
Оно было в начале с Богом.

All things were made through him, and without him was not any thing made that was made.
 
Всё, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничто из того, что есть, не начало существовать.

In him was life,a and the life was the light of men.
 
В Нем заключена жизнь, и эта жизнь — Свет человечеству.

The light shines in the darkness, and the darkness has not overcome it.
 
Свет светит во тьме, и тьма не поглотила[2] Его.

There was a man sent from God, whose name was John.
 
Богом был послан человек по имени Иоанн.

He came as a witness, to bear witness about the light, that all might believe through him.
 
Он пришёл как свидетель, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы благодаря ему все поверили в Этот Свет.

He was not the light, but came to bear witness about the light.
 
Сам он не был Светом, но пришёл, чтобы свидетельствовать о Свете.

The true light, which gives light to everyone, was coming into the world.
 
Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир[3].

He was in the world, and the world was made through him, yet the world did not know him.
 
Он был в мире, который через Него был создан, но мир не узнал Его.

He came to his own,b and his own peoplec did not receive him.
 
Он пришёл к своим, но свои не приняли Его.

But to all who did receive him, who believed in his name, he gave the right to become children of God,
 
Но всем тем, кто Его принял и кто поверил в Его имя, Он дал власть стать детьми Божьими —

who were born, not of blood nor of the will of the flesh nor of the will of man, but of God.
 
детьми, рожденными не от крови, не от желаний или намерений человека, а рожденными от Бога.

And the Word became flesh and dwelt among us, and we have seen his glory, glory as of the only Sond from the Father, full of grace and truth.
 
Слово стало плотью и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.

(John bore witness about him, and cried out, “This was he of whom I said, ‘He who comes after me ranks before me, because he was before me.’”)
 
Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая: «Это Тот, о Ком я говорил: „Идущий за мной — выше меня, потому что Он существовал ещё до меня“».

For from his fullness we have all received, grace upon grace.e
 
По Его безграничной благодати мы все получили одно благословение за другим.

For the law was given through Moses; grace and truth came through Jesus Christ.
 
Ведь через Моисея был дан Закон, а благодать и истина пришли через Иисуса Христа.

No one has ever seen God; the only God,f who is at the Father’s side,g he has made him known.
 
Бога никто никогда не видел, Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца, и Который Сам — Бог.

And this is the testimony of John, when the Jews sent priests and Levites from Jerusalem to ask him, “Who are you?”
 
И вот свидетельство Иоанна. Когда иудеи[4] [5] послали к нему из Иерусалима священников и левитов, чтобы спросить его, кто он такой,

He confessed, and did not deny, but confessed, “I am not the Christ.”
 
он сказал им прямо, не скрывая: — Я не Христос.

And they asked him, “What then? Are you Elijah?” He said, “I am not.” “Are you the Prophet?” And he answered, “No.”
 
Они спросили его: — Тогда кто же ты? Илия? Он ответил: — Нет. — Так ты Пророк?[6] — Нет, — отвечал Иоанн.

So they said to him, “Who are you? We need to give an answer to those who sent us. What do you say about yourself?”
 
— Кто же ты? — спросили они тогда. — Скажи, чтобы мы смогли передать твой ответ тем, кто нас послал. Что ты сам скажешь о себе?

He said, “I am the voice of one crying out in the wilderness, ‘Make straighth the way of the Lord,’ as the prophet Isaiah said.”
 
Иоанн ответил им словами пророка Исаии: — «Я голос, который раздается в пустыне: выпрямите путь для Господа».[7]

(Now they had been sent from the Pharisees.)
 
А посланные были фарисеями.

They asked him, “Then why are you baptizing, if you are neither the Christ, nor Elijah, nor the Prophet?”
 
Они допытывались: — Если ты не Христос, не Илия и не Пророк, то почему ты крестишь?

John answered them, “I baptize with water, but among you stands one you do not know,
 
Иоанн ответил: — Я крещу водой. Но среди вас стоит Тот, Кого вы не знаете.

even he who comes after me, the strap of whose sandal I am not worthy to untie.”
 
Он Тот, Кто придет после меня, и я даже недостоин развязать ремни Его сандалий.

These things took place in Bethany across the Jordan, where John was baptizing.
 
Это происходило в Вифании[8], на восточном берегу реки Иордан, там, где крестил Иоанн.

The next day he saw Jesus coming toward him, and said, “Behold, the Lamb of God, who takes away the sin of the world!
 
На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: — Вот Божий Ягненок, Который забирает грех мира!

This is he of whom I said, ‘After me comes a man who ranks before me, because he was before me.’
 
Это о Нем я говорил: «Тот, Кто идет за мной, — выше меня, потому что Он существовал ещё до меня».

I myself did not know him, but for this purpose I came baptizing with water, that he might be revealed to Israel.”
 
Я сам не знал, кто Он, но я пришёл крестить водой для того, чтобы Он был явлен Израилю.

And John bore witness: “I saw the Spirit descend from heaven like a dove, and it remained on him.
 
И Иоанн подтвердил свои слова: — Я видел, как Дух спускался на Него с небес в образе голубя, и как Он остался на Нём.

I myself did not know him, but he who sent me to baptize with water said to me, ‘He on whom you see the Spirit descend and remain, this is he who baptizes with the Holy Spirit.’
 
Я бы не узнал Его, если бы Пославший меня крестить водой не сказал мне: «На Кого опустится и на Ком останется Дух, Тот и будет крестить людей Святым Духом».

And I have seen and have borne witness that this is the Soni of God.”
 
Я видел это и свидетельствую, что Он — Сын Бога!

The next day again John was standing with two of his disciples,
 
На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками.

and he looked at Jesus as he walked by and said, “Behold, the Lamb of God!”
 
Увидев идущего Иисуса, он сказал: — Вот Ягненок Божий!

The two disciples heard him say this, and they followed Jesus.
 
Оба ученика, услышав эти слова, последовали за Иисусом.

Jesus turned and saw them following and said to them, “What are you seeking?” And they said to him, “Rabbi” (which means Teacher), “where are you staying?”
 
Иисус обернулся и увидел, что они идут за Ним. — Что вы хотите? — спросил Он. — Рабби (что значит «учитель»), скажи, где Ты живешь? — спросили они.

He said to them, “Come and you will see.” So they came and saw where he was staying, and they stayed with him that day, for it was about the tenth hour.j
 
— Идите за Мной, и вы сами увидите, — сказал Иисус. Было около десятого часа[9]. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до вечера того дня[10].

One of the two who heard John speak and followed Jesusk was Andrew, Simon Peter’s brother.
 
Одним из двух, слышавших слова Иоанна об Иисусе и пошедших за Ним, был брат Симона Петра, Андрей.

He first found his own brother Simon and said to him, “We have found the Messiah” (which means Christ).
 
Он разыскал своего брата Симона и сказал: — Мы нашли Мессию! (Это значит «Помазанник».[11])

He brought him to Jesus. Jesus looked at him and said, “You are Simon the son of John. You shall be called Cephas” (which means Peterl).
 
И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на Симона и сказал: — Симон, сын Иоанна[12], тебя будут звать Кифа (что значит «камень», а по-гречески «Петр»).

The next day Jesus decided to go to Galilee. He found Philip and said to him, “Follow me.”
 
На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему: — Следуй за Мной!

Now Philip was from Bethsaida, the city of Andrew and Peter.
 
Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром.

Philip found Nathanael and said to him, “We have found him of whom Moses in the Law and also the prophets wrote, Jesus of Nazareth, the son of Joseph.”
 
Он нашел Нафанаила и сказал ему: — Мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа[13] из Назарета.

Nathanael said to him, “Can anything good come out of Nazareth?” Philip said to him, “Come and see.”
 
Нафанаил ответил: — Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе? — Пойди и посмотри, — сказал Филипп.

Jesus saw Nathanael coming toward him and said of him, “Behold, an Israelite indeed, in whom there is no deceit!”
 
Когда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал: — Вот истинный израильтянин, в котором нет ни тени притворства.

Nathanael said to him, “How do you know me?” Jesus answered him, “Before Philip called you, when you were under the fig tree, I saw you.”
 
— Откуда Ты меня знаешь? — удивился Нафанаил. Иисус ответил: — Ещё до того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под инжиром.

Nathanael answered him, “Rabbi, you are the Son of God! You are the King of Israel!”
 
Тогда Нафанаил сказал: — Рабби, Ты действительно Сын Бога, Ты Царь Израиля!

Jesus answered him, “Because I said to you, ‘I saw you under the fig tree,’ do you believe? You will see greater things than these.”
 
Иисус сказал: — Ты веришь, потому что[14] Я сказал, что видел тебя под инжиром. Ты увидишь ещё больше этого.

And he said to him, “Truly, truly, I say to you,m you will see heaven opened, and the angels of God ascending and descending on the Son of Man.”
 
И добавил: — Говорю вам истину, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, спускающихся и поднимающихся к[15] Сыну Человеческому.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
1 [1] — Одно из имен Иисуса Христа (см. ст. 14; Откр 19:13).
5 [2] — Или: не поняла.
9 [3] — Или: « Был истинный Свет, приходящий в мир, Который просвещает каждого человека».
19 [4] — В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА термин иудеи относится, в первую очередь, к предводителям иудеев, которые противились Иисусу. Читателю нужно иметь эту косвенную информацию в виду, когда термин «иудеи» встречается в этой книге.
19 [5] — В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА термин иудеи относится, в первую очередь, к предводителям иудеев, которые противились Иисусу.
21 [6] — Имеется в виду Пророк, о Котором говорил Моисей (см. Втор 18:15, 18). Ср. Деян 3:18-24.
23 [7]Ис 40:3.
28 [8] — Точное расположение не установлено (не путать с Вифанией близ Иерусалима, см. напр., Ин 11:1).
39 [9] — В знач.: «около четырех часов пополудни».
39 [10] — Или: « Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до десятого часа [четырех часов дня]».
41 [11] — Евр. Маши́ах, греч. Христо́с, т. е. праведный Царь и Освободитель, Спаситель, обещанный Богом еще в Законе, Псалмах и Пророках.
42 [12] — В более поздних рукописях ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА: сын Ионы (также в 21:15, 16, 17).
45 [13]Сын Иосифа. По закону Иосиф, будучи мужем Марии, считался отцом Иисуса, хотя не был им биологически (см. Лк 1:35; Лк 3:23).
50 [14] — Или: « Веришь ли ты, потому что…»
51 [15]Быт 28:12.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.