1 Паралипоменон 1 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Адам, Сиф, Енос,
2 Каинан, Малелеил, Иаред,
3 Енох, Мафусал, Ламех.
4 Ной и его сыновья Сим, Хам, Иафет.
5 Сыновья[1] Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван[2], Тувал, Мешех и Тирас.
6 Сыновья Гомера: Ашкеназ, Рифат[3] и Тогарма.
7 Сыновья Иавана: Элиша, Таршиш, Киттим и Роданим.
8 Сыновья Хама: Куш, Мицраим[4], Пут и Ханаан.
9 Сыновья Куша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха.
Сыновья Раамы: Шева и Дедан.
10 Куш был отцом[5] Нимрода, который стал первым на земле могучим воином.
11 Мицраим был отцом лудеев, анамеев, легавеев, нафтухеев,
12 патрусеев, каслухеев (от которых произошли филистимляне) и кафтореев.
13 Ханаан был отцом Сидона, первенца его, Хетта,
14 а также иевусеев, аморреев, гергесеев,
15 хиввеев, аркеев, синеев,
16 арвадеев, цемареев и хаматеев.
17 Сыновья Сима: Елам, Ашшур, Арпахшад, Луд и Арам.
Сыновья Арама[6]: Уц, Хул, Гетер и Мешех.
18 У Арпахшада родился Шелах, а у Шелаха родился Евер[7].
19 У Евера родилось двое сыновей: одного звали Пелег[8] (потому что в его дни земля была разделена), а его брата — Иоктан.
20 Иоктан был отцом Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха,
21 Гадорама, Узала, Диклы,
22 Евала, Авимаила, Шевы,
23 Офира, Хавилы и Иовава. Все они были сыновьями Иоктана.
24 Сим, Арпахшад[9], Шелах,
25 Евер, Пелег, Реу,
26 Серуг, Нахор, Терах,
27 Аврам (позже он был назван Авраамом).
28 Сыновья Авраама: Исаак и Измаил.
29 Вот их родословие: Невайот — первенец Измаила, Кедар, Адбеел, Мивсам,
30 Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема,
31 Иетур, Нафиш и Кедма.
Это сыновья Измаила.
32 Сыновья, которых родила Хеттура, наложница Авраама: Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах.
Сыновья Иокшана: Шева и Дедан.
33 Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Енох, Авида и Элдага.
Все они потомки Хеттуры.
34 Авраам был отцом Исаака.
Сыновья Исаака: Исав и Израиль.
35 Сыновья Исава: Элифаз, Рагуил, Иеуш, Ялам и Корах.
36 Сыновья Элифаза: Теман, Омар, Цефо, Гатам, Кеназ, от Тимны — Амалик.[10]
37 Сыновья Рагуила: Нахат, Зерах, Шамма и Миза.
38 Сыновья Сеира: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана, Дишон, Ецер и Дишан.
39 Сыновья Лотана: Хори и Гомам. Сестрой Лотана была Тимна.
40 Сыновья Шовала: Алеан[11], Манахат, Евал, Шефо и Онам.
Сыновья Цивеона: Айя и Ана.
41 Сын[12] Аны: Дишон.
Сыновья Дишона: Хемдан, Эшбан, Ифран и Херан.
42 Сыновья Ецера: Билган, Зааван и Яакан.
Сыновья Дишана[13]: Уц и Аран.
43 Вот цари, которые правили в Эдоме ещё до того, как в Израиле появились цари:
Бела, сын Беора, чей город назывался Дингава.
44 После смерти Белы царем вместо него стал Иовав, сын Зераха, из Боцры.
45 После смерти Иовава царем вместо него стал Хушам из земли теманитян.
46 После смерти Хушама царем вместо него стал Гадад, сын Бедада, который разбил мадианитян в земле Моава. Его город назывался Авит.
47 После смерти Гадада царем вместо него стал Самла из Масреки.
48 После смерти Самлы царем вместо него стал Саул из Реховота, что у реки[14].
49 После смерти Саула царем вместо него стал Баал-Ханан, сын Ахбора.
50 После смерти Баал-Ханана царем вместо него стал Гадад. Его город назывался Пау[15], а имя его жены было Мегетавель; она была дочерью Матреды, внучкой Мезагава.
51 Потом умер и Гадад.
Вождями Эдома были: Тимна, Алва, Иетет,
52 Оголивама, Эла, Пинон,
53 Кеназ, Теман, Мивцар,
54 Магдиил и Ирам.
Это вожди Эдома.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе, а также в следующих за ней повторяются генеалогии, с которыми мы уже сталкивались в разделах, посвященных священной истории; здесь же они собраны воедино и значительно дополнены. Возможно, у нас появилось искушение думать, что лучше бы их вообще не писали, потому что когда приходится сравнивать параллельные места, то находится много расхождений, которые с трудом поддаются согласованию; тем не менее мы должны не претыкаться о Слово, а благословлять Бога за то, что истины, необходимые для нашего спасения, достаточно просты. И поскольку мудрый Господь счел нужным оставить нам родословия в письменном виде, то нам не следует оставлять их непрочитанными. Все Писание полезно, хотя польза может быть разной; и мы должны воспользоваться возможностью, чтобы посвятить себя благочестивым размышлениям даже над теми местами Писания, которые не столь богаты ценными замечаниями, как другие его части. Что же касается приведенных здесь генеалогий, то:

(1) Когда их бережно сохранили в таком виде и передали евреям по возвращении из вавилонского пленения, к ним очень часто обращались. Ибо пленение, как и потоп, привело к сумятице; всеобщее рассеяние и отчаяние таило в себе опасность, что евреи перестанут различать колена и кланы. А знание генеалогии помогает восстановить даже древние пределы колен, уведенных в плен в Ассирию. Наверно, интерес к родословиям и желание найти имена предков и сведения о процветании своих семей мог побудить евреев к изучению Священных Писаний, которыми раньше пренебрегали.

(2) К ним до сих пор обращаются для иллюстрации истории, приведенной в Писании, особенно когда речь идет о выяснении генеалогии Мессии, дабы было очевидно, что наш благословенный Спаситель являлся, согласно пророчествам о Нем, прозвучавшим прежде, сыном Давида, сыном Иуды, сыном Авраама и сыном Адама. И когда Он пришел к тем, ради кого хранили эти записи, евреи с тех пор утратили все свои родословия, так что забыли даже генеалогии священников, самых духовных из них, и не знают, найдется ли в мире человек, который смог бы доказать, что происходит из дома Ааронова. Когда здание построено, леса убирают. С пришествием обетованного Семени линия, которая вела к Нему, после Него оборвалась. В этой главе мы найдем краткий обзор всех генеалогий из Книги Бытие до родословия Иакова.

I. Потомки Адама до Ноя (Быт 5; 1Пар 1:1−4).

II. Потомство сыновей Ноя, которое вновь населило землю (Быт 10; 1Пар 1; 1Пар 5−23).

III. Потомки Сима до Авраама (Быт 11; 1Пар 1:24−28).

IV. Потомство Измаила и Авраамовых сыновей от Хеттуры (Быт 25; 1Пар 1:29−35).

V. Потомство Исава (Быт 36; 1Пар 1:36−54). Скорее всего, при чтении Книги Бытие в это особо не углублялись; и поэтому, согласно законам обучения, мы должны снова пройти урок, который усвоен недостаточно хорошо.

Стихи 1−27. Первое слово данного отрывка Адам, последнее Авраам. Между сотворением первого и рождением второго прошло 2000 лет, и почти половина этого периода совпадает со временем жизни самого Адама. Адам был общим отцом всякой плоти, а Авраам общим отцом верующих. Адам нарушил завет невинности, из-за чего все мы стали несчастными; а благодаря завету благодати, заключенному с Авраамом, мы обретаем или можем обрести блаженство. Все мы по природе семя Адамово, ветви этой дикой маслины. Давайте же позаботимся о том, чтобы верою стать семенем Авраама (Рим 4:11−12), привившись к доброй маслине и питаясь от ее корня и тука.

I. Первые и последние четыре стиха этого отрывка, связующим звеном между которыми является Сим (ст. 4, 24), представляют священную линию Христа от Адама до Авраама и включены в Его родословие (Лк 3:34−38), правда, у евангелиста идет перечисление от Потомка к прародителям, а здесь наоборот. Данная генеалогия доказывает несостоятельность упрека: Сего же не знаем, откуда Он (Ин 9:29). Епископ Патрик вполне резонно отмечает, что составление семейных родословий было предметом особой гордости еврейского народа, ведь только они могли проследить свое происхождение от первого человека, сотворенного Богом, на что не претендовал ни один из других народов, которые унижали себя и свое потомство мифами о собственном происхождении: жители Аркадии воображали, что появились прежде луны; уроженцы Фессалии считали, что они ростки, пробившиеся из камней; афиняне утверждали, что их произрастила земля; все это сильно напоминает суетные умствования некоторых философов о происхождении вселенной. Описание сотворения мира и появления народов, приведенное в Священном Писании, сопровождается четкими доказательствами его истинности, а праздные предания лишь подтверждают свою лживость и суетность.

II. Все стихи рассматриваемого отрывка между четырьмя первыми и последними посвящены повторному описанию заселения земли сынами Ноя после потопа.

1. Летописец начинает с тех, которые стали пришельцами в Церкви, с потомков Иафета, заселивших острова языческие, западную часть мира, страны Европы. Он сообщает о таковых вкратце (ст. 5−7), поскольку с ними евреи до того времени общались редко или не имели дела вообще.

2. Затем летописец переходит к тем, которые в большинстве своем были врагами Церкви, к сынам Хама, отправившимся к югу в сторону Африки и к лежащим в том направлении частям Азии. Сын Хуша Нимрод стал угнетателем, вероятно, он преследовал в свое время и народ Божий. Особым же образом «отметились» в еврейской истории Мицраим, от которого произошли египтяне, и Ханаан, отец хананеев; ведь именно с их потомками вели жестокие битвы сыны Израиля Божия, чтобы выйти из земли египетской и попасть в землю Ханаан; и поэтому так детально расписаны ветви генеалогического древа Мицраима (ст. 11−12) и Ханаана (ст. 13−16). Обратите внимание, как дорог был Израиль Господу, когда в выкуп за него Он отдал Египет (Ис 43:3) и прогнал от него все эти народы (Лев 18:24).

3. После этого летописец сообщает о предках и союзниках Церкви о потомках Сима (ст. 17−23). Они населили Азию и распространились к востоку. От них произошли ассирийцы, сирийцы, халдеи, персы и аравийцы. Сначала о происхождении соответствующих народов было известно, но сегодня у нас есть основания думать, что нации настолько смешались друг с другом благодаря расширению торговых связей и владений, основанию колоний, переселению пленников и многим другим обстоятельствам, что ни один народ, даже основная часть какой-либо нации не может считаться происходящим исключительно из одного из упомянутых источников. Лишь в одном мы можем быть уверены: от одной крови Бог произвел весь род человеческий; все люди являются потомками того же Адама и того же Ноя. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? (Мал 2:10). Этот перечень потомков быстро приводит нас к роду Авраама: при резком отсечении других семейств сынов Ноя остается только Арфаксад, от которого произойдет Христос. Великое обетование о Мессии (по словам епископа Патрика) передалось от Адама к Сифу, от Сифа к Симу, от него к Еверу и таким образом к евреям, которых Господь избрал из всех народов, чтобы доверить священное сокровище, пока не исполнится обетование и в мир не придет Мессия, и тогда эта нация уже не будет народом.

Стихи 28−54. Все народы, за исключением семени Авраама, остались за пределами этой генеалогии: у них нет в этом ни части, ни жребия. Часть Господа народ Его. Именно ему Он ведет учет и знает всех по именам; а за чужими наблюдает издали. Конечно, мы не должны делать вывод, что никто из отдельных представителей других народов, кроме Авраама, не нашел у Бога благосклонности. На самом деле во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, и так было еще до того, как эту истину постиг Петр. На небеса попадет множество людей из всех народов (Откр 7:9), и хочется надеяться, что имена многих, очень многих благочестивых людей этого мира, которые оказались за пределами завета об избранности, заключенного с Авраамом, все равно попали в книгу жизни, хотя они и не являются потомками какого-либо рода из записанных в этой книге дальше. Господь Своих знает. Тем не менее Израиль был избранным народом; и ни один другой народ с огромными возможностями не удостоился такой чести и привилегий, как евреи. Речь идет о святом народе действующем лице священной истории; и поэтому следующий шаг сводится к отсечению всего семени Авраама, кроме потомков Иакова, из которых был образован один народ, примкнувший к Господу, тогда как другие, ведущие свой род от Авраама, насколько нам известно, были отчуждены от Бога и разобщены между собой.

I. Нам почти нечего сказать об измаильтянах. Речь идет о сынах рабы, которых надлежало изгнать, чтобы не были наследниками вместе с сыном обетования; и ситуация, в которой они оказались, служит прообразом участи неверующих иудеев, отвергнутых за свое неверие (Гал 4:22 и след.), а посему этому народу уделяется мало внимания. Здесь просто названы по именам двенадцать сыновей Измаила (ст. 29−31), дабы показать, что Бог исполнил обещание, данное Аврааму в ответ на его молитву об Измаиле и гласившее, что потомство последнего станет великим народом, в частности от него родятся двенадцать князей (Быт 17:20).

II. Нам почти нечего сказать и о мадианитянах потомках сыновей Авраама от Хеттуры. Они стали жителями востока (возможно, один из них Иов) и были отделены от Исаака, сына обетования (Быт 25:6); поэтому здесь они только названы по именам (ст. 32). Упомянуты также сыновья Иокшана, сына Хеттуры, и сыновья Мадиана (ст. 32−33), который был самым выдающимся и, наверно, дал общее название всем родам, подобно тому как по имени Иуды называются иудеи.

III. Не многое мы можем сказать и об идумеях. Их ненависть к Божьему Израилю была глубоко укоренившейся; но поскольку они являлись потомками Исаакова сына Исава, то мы находим здесь отчет о родах идумеев, а также имена наиболее знаменитых среди них людей (ст. 35−54). Присутствуют небольшие расхождения с именами, приведенными в Быт 36, откуда полностью взят этот отчет (три четверти имен, написанных там с буквой, здесь написаны с йуд); вероятно, изменилось произношение, как обычно происходит и в других языках. Ведь и мы сейчас пишем многие слова совсем не так, как они писались всего лишь 200 лет назад. Пусть чтение этих генеалогий даст нам повод к размышлению:

(1) О множестве людей, пришедших в этот мир, сыгравших в нем свою роль и покинувших его. Иов даже на заре дней видел не только, как за ним идет толпа людей, но и отметил, что идущим перед ним нет числа (Иов 21:33). Время этих людей прошло; многие из них наделали много шума в мире и добились высокого положения, но день таковых пришел к закату, и место их уже не знает их. Дороги смерти хорошо протоптанные тропы, но vestigial nulla retrorsum — никто не может возвратиться по своим следам.

(2) О Божьем провидении, которое поддерживает целые поколения и оберегает существование на земле этого вырождающегося рода людского, виновного и отвратительного. С какой легкостью Господь мог бы истребить его потопом или разрушительным пожаром! Или представьте, что все дети человеческие обречены на бесплодие (присущее некоторым) и тогда через несколько лет земля начала бы освобождаться от бремени, под которым она стонет; но Божье терпение позволяет деревьям, истощающим почву, не только расти, но и распространяться. Одно поколение грешных людей уходит, а на смену ему приходит другое (Еккл 1:4; Чис 32:14), и так будет, пока пребывает земля. Не повреди ее, ибо в ней благословение.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [1] — Здесь это слово также может означать: потомки народы. Многие из этих имен известны как исторические названия народов. То же в ст. 6-10, 17 и 20.
5 [2]Иаван. Относится к ионийским грекам с побережья Малой Азии.
6 [3] — Так во многих евр. рукописях и в некот. древн. переводах (см. также Быт 10:3); в нормативном евр. тексте: Дифат.
8 [4] — В знач.: «Египет»; то же в ст. 11.
10 [5] — Здесь это слово также может означать: предком родоначальником основателем; то же в ст. 11, 13, 18 и 20.
17 [6] — Так в одной из евр. рукописей (ср. Быт 10:23); в нормативном евр. тексте этих слов нет.
18 [7] — Был одним из предков евреев, и от его имени происходит и само слово: еврей.
19 [8] — Это евр. имя означает: разделение.
24 [9] — В одном из древн. переводов и в евр. тексте: Арпахшад, Каинан.
36 [10] — В нормативном евр. тексте: Кеназ, Тимна и Амалик. См. Быт 36:11-12.
40 [11] — В нормативном евр. тексте: Алван. См. Быт 36:23.
41 [12] — Букв.: сыновья.
42 [13] — См. ст. 38; евр. Дишо́н.
48 [14] — По-видимому, на Евфрате.
50 [15] — Так во многих евр. рукописях и в некот. древн. переводах (см. также Быт 36:39); в нормативном евр. тексте: Паи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.