Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкования Августина

Синодальный перевод

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ, обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад.
5 Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягчённые елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатёр в винограднике, как шалаш в огороде, как осаждённый город.
9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лицо Моё, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22 Серебро твоё стало изгарью, вино твоё испорчено водою;
23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щёлочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как в начале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
27 Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;
28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит.

Толкования Августина

Стих 3

Итак, Иисус, найдя молодого осла, сел на него (14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Ин 12:14). Под сыном ослицы, на котором никто не сидел1 , — упоминание о нем можно найти у других евангелистов, — мы понимаем народ язычников, не получивших закона Господня. А под ослицей (ведь оба этих животных были приведены Господу) мы понимаем Его людей, происходивших из народа израильского; а народ этот, разумеется, не был диким и необъезженным, но познал ясли Господина своего.

Трактат на Евангелие от Иоанна 51.5.2, Cl. 0278, 51.5.6.

Примечания

  • 1 — См. 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк 19:30 и далее.

Иное толкование

Тот, Кто наполняет Собою мир, не нашел места в гостинице1 ; положенный в яслях, Он сделался нашей пищей. Пусть подойдут к яслям двое животных, — два народа, ибо вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего. Взгляни на ясли — и не постыдись стать вьючным животным для Господа. Ты будешь нести на себе Христа и не заблудишься, идя по пути, — ибо на тебе восседает Путь.

Вы помните про того молодого осла2 , которого привели к Господу? Никто да не смущается, ибо это — мы. Пусть воссядет на нас Господь, пусть влечет нас, куда угодно Ему. Мы — Его вьючное животное, и идем мы в Иерусалим. Хотя Он восседает на нас, мы не отягощаемся, а возвышаемся; под Его водительством мы не заблудимся; к Нему идем мы, с Его помощью идем, — не погибнем.

Проповедь 189.4, Cl. 0284, 189, MiAg 1, 211.21.

Примечания

  • 1 — См. 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Лк 2:7.
  • 2 — См. 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Ин 12:14.

Возвещается пастухам Владыка и Пастух пастухов, и в яслях возлежит Он, как пища для верующих вьючных животных. Потому и воссел Он на молодого осла, когда входил в Иерусалим, сопровождаемый хвалением множества народа, встречающего Его и следующего за Ним1. И мы да познаем Господина своего, да приступим к яслям, да вкусим пищи, да понесем на себе нашего Господа и Руководителя, чтобы под водительством Его достичь нам Небесного Иерусалима.

Проповедь 190.3, Cl. 0284, 190.PL38.1008.38.

Примечания

  • 1 — См. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Ин 12:12−19; 1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. 6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Мф 21:1−9.

Иное толкование

В лице пастухов и волхвов начал вол познавать владетеля своего, и осел — ясли господина своего. От лица иудеев — животное рогатое, ибо они готовили Христу рога креста. От лица язычников — животное длинноухое, ибо предсказано было: Народ, которого я не знал, послужил мне, по слуху уха повиновался мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:44−45)1. Ведь Сам Владетель вола и Господин осла возлег в яслях, и обоим предоставил общую пищу.

Проповедь 204.2, Cl. 0284, 204.BTT3.78.42.

Примечания

Вол — это об иудеях, осел — о язычниках; те и другие пришли к одним яслям и обрели там корм Слова.

Источник: Проповедь 375.1, Cl. 0284, 375. PL 39.1668.22.

***

Несомненно, были и среди того народа те, кто разумели, поскольку имели они веру, которая открылась позднее как относящаяся не к букве закона, но к благодати Духа. Ведь не без этой самой веры были те, кто смогли предузнать и предвозвестить ее будущее откровение во Христе; поскольку те ветхие таинства были прообразами грядущих таинств.

Толкование Псалмов 78 (77).2, Cl. 0283, SL 39.77.2.11.

Стих 9

Берегись, о христианин, берегись гордости! Даже если являешься ты подражателем святых, все всегда относи к благодати, поскольку благодать, а не твои заслуги, делает так, чтобы было в тебе нечто из небольшого остатка.

Проповеди 50 (100).4, Cl.0284.100, PL 38, 604.45.

Стих 12

Бог требует нас самих, а не чего-либо нашего. Но жертва христианина — милостыня, подаваемая бедному. Ибо благодаря этому Бог становится более милостивым к нашим грехам.

Проповеди 42.1, Cl. 0284, 42, SL 41.11.

Стих 15

Что делаешь ты, бесстыдный и жалкий? Зачем отягощаешь себя бременем еще больших грехов? Зачем, навлекая на себя скорейший гнев Его, протягиваешь ты к Богу свои оскверненные руки как свидетельство для своего наказания? Не взирает на них Тот, Кто повелел воздвигать к Нему лишь руки святые и непорочные. Зачем молишься ты Богу теми устами, которыми незадолго до этого ты говорил злое? Хотя бы и умножилось моление этих уст, оно ненавистно Богу.

О жизни христианской 11, Cl. 0730, 11, PL 40, 1041.67.

Стих 16

Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога.

Источник: О нагорной проповеди Господа 2.42, Cl. 0274, 2.42.938.

***

Итак, представьте себя как достойное тело для такой Главы, как достойную невесту для такого Жениха. Церковь есть невеста Христа, не имеющая пятна или порока (27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф 5:27). Желаешь не иметь пятна? Сделай то, что написано у пророка. Желаешь не иметь порока? Распни себя на кресте. Ибо нужно не только, чтобы ты отмылся, но и чтобы распростерся на кресте, дабы быть без пятна или порока. Ведь посредством омовения удаляются грехи, а благодаря распростиранию возникает стремление к будущему веку, ради стяжания которого и был распят Христос.

Проповеди 341.13, Cl. 0288, 22D (=341 auctus).21.573.489.

Стих 18

Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь?

Источник: Проповеди 78.2, Cl. 0284, 78, PL 38, 491.10.

***

Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего (5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя. Песн 8:5)1 ? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего (5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин 15:5).

О благодати и свободной воле 6, Cl. 0352, PL 44,889.54.

Примечания

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 дщерь — дочь.
18 во́лна — устаревшее, церковнославянское; шерсть, особенно овечья.
 
 
« 8 глава ИсИсаия 1 глава SYNСинодальный AICАвгустин 2 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.