Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.
 
Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.

Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
 
Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира, потому что смерть — участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
 
Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.

Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
 
Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
 
Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,

потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
 
потому что смех глупцов — словно треск горящего хвороста под котлом. И это тоже суета.

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
 
Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
 
Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
 
Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.

Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
 
Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» — не от мудрости задают такие вопросы.

Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
 
Мудрость — хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.

потому что под сенью её то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость даёт жизнь владеющему ею.
 
Мудрость защищает так же, как и деньги. Преимущество же знания в том, что мудрость сохраняет жизнь её владельцу.

Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
 
Посмотри на дела Божии: кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
 
В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живёт долго в нечестии своём.
 
В моей суетной жизни я видел всякое: праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своем беззаконии.

Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
 
Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?

Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?
 
Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?

Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
 
Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго — боящийся Бога избежит всех бед.[11]

Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
 
Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
 
Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.

поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
 
Не обращай внимания на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.

ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
 
Ты знаешь в сердце своем, что часто и сам злословил других.

Всё это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.
 
Всё это испытал я мудростью и сказал: «Я твердо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!

Далеко то, что было, и глубоко-глубоко: кто постигнет его?
 
Далека она и глубока, глубока — кто может постичь её?

Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —
 
И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение, и убедиться, что быть нечестивым — глупо и быть нерассудительным — безумно.

и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею.
 
И нашел я, что горше смерти та женщина, что подобна сети, чье сердце — ловушка и чьи руки — оковы. Человек, угодный Богу, избежит её, а грешник будет ею пойман.

Вот это нашёл я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
 
— Вот что я нашел, — сказал Екклесиаст, — слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:

Чего ещё искала душа моя, и я не нашёл? — Мужчину одного из тысячи я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл.
 
я всё искал, но не находил. Я нашел лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.[12] [13]

Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
 
Вот что удалось мне найти: Бог сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 сетовать — роптать, жаловаться.
 
Новый русский перевод
18 [11] — Или: боящийся Бога следует им обоим.
28 [12] — Соломон женился или имел в качестве наложниц тысячу женщин, которые отвернули его сердце от Бога. Этот стих, возможно, ссылается на ту печаль, которая появилась из-за этого в его жизни (см. 3Цар 11:3).
28 [13] — См. 3Цар 11:3.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.