Исаия 10 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
 
Горе издающим несправедливые законы и пишущим жестокие постановления,

чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
 
чтобы лишать бедняков их прав и отнимать правосудие у слабых из Моего народа; делающим вдов своей добычей и обирающим сирот!

И что вы будете делать в день посещения, когда придёт гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
 
Что вы будете делать в день кары, когда придет издалека беда? К кому побежите за помощью? Где оставите свои богатства?

Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта.
 
Остается только с пленниками согнуть колени или пасть среди убитых. Но и тогда Его гнев не отвратится, и рука Его ещё будет занесена.

О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Моё негодование!
 
Горе Ассирии, жезлу Моего негодования; в её руке бич гнева Моего!

Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.
 
Я посылаю её против безбожного народа, Я отправляю её против народа, на который гневаюсь, чтобы захватить добычу и взять поживу, растоптать их, как уличную грязь.

Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце — разорить и истребить немало народов.
 
Но не так думает царь Ассирии, не об этом мыслит; на уме у него — губить, истребить множество народов.

Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои?
 
«Не все ли цари — мои вельможи? — говорит он. —

Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?
 
Не пришлось ли пасть Халне, как и Каркемишу, Хамату, как и Арпаду, Самарии, как и Дамаску[44]?

Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии,
 
Так же, как рука моя захватила царства идолов, царства, чьи истуканы превосходили иерусалимских и самарийских.

то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами её?»
 
Я так же разделаюсь с Иерусалимом и его истуканами, как разделался с Самарией и её идолами!»

И будет, когда Господь совершит всё Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
 
Когда Владыка завершит Свое дело против горы Сион и Иерусалима, Он скажет: «Покараю хвастливую надменность царя Ассирии и его высокомерную гордыню.

Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
 
Ведь тот говорит: „Силой моей руки я совершил это и мудростью моей, потому что я умен. Я стер границы народов и расхитил их запасы; как силач, я низверг их правителей.

и рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».
 
Как разоряют гнездо, рука моя овладела богатствами народов; как собирают покинутые яйца, я собрал все страны. И никто не взмахнул крылом, рта не раскрыл и не пискнул“».

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл восстаёт против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
 
Разве топор поднимается над тем, кто им рубит, или пила кичится перед тем, кто ею пилит? Как будто палка может поднять того, кто её поднимает, или дубинка взмахнуть тем, кто не из дерева!

За то Господь, Господь Саваоф, пошлёт чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжжёт пламя, как пламя огня.
 
Поэтому Владыка, Господь Сил, нашлет на крепких воинов Ассирии чахлость, и под великолепием её вспыхнет пламя, как пылающий огонь.

Свет Израиля будет огнём, и Святой его — пламенем, которое сожжёт и пожрёт тёрны его и волчцы его в один день;
 
Свет Израилев станет огнем, Святой его — пламенем, которое в один день сожжет и пожрет терновник её и колючки.

и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет как чахлый умирающий.
 
Славу его лесов и плодородных полей полностью уничтожит, и станет она, как угасающий больной;

И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
 
а деревьев от лесов останется так мало, что и дитя сможет их пересчитать.

И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно.
 
В тот день остаток Израиля — уцелевшие из дома Иакова — не станут уже полагаться на того, кто разил их, но истинно положатся на Господа, на Святого Израилева.

Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному.
 
Остаток вернется, остаток Иакова вернется к могучему Богу.

Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
 
Хотя твой народ, Израиль, числом как песок морской, вернется только остаток. Уничтожение предначертано, преисполнено праведностью.

ибо определённое истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
 
Владыка, Господь Сил, совершит, как и предначертано, истребление по всей стране[45].

Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.
 
Поэтому так говорит Владыка, Господь Сил: «Мой народ, живущий на Сионе, не бойся ассирийцев, которые бьют тебя палкой и поднимают на тебя дубинку, как это делал Египет.

Ещё немного, очень немного, и пройдёт Моё негодование, и ярость Моя обратится на истребление их.
 
Очень скоро Мое негодование на тебя пройдет и Мой гнев обратится им на погибель».

И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простёр на море жезл, и поднимет его, как на Египет.
 
Господь Сил поднимет на них бич, как когда-то Он поразил Мадиан у скалы Орив[46], и поднимет Свой посох над водами, как некогда в Египте[47].

И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадётся ярмо от тука.
 
В тот день их бремя будет снято с твоих плеч и их ярмо с твоей шеи, и ярмо сломается от твоей растущей силы[48].

Он идёт на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы.
 
Они пришли в Айят; прошли Мигрон, сложили припасы в Михмасе.

Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясётся; Гива Саулова разбежалась.
 
Прошли перевал, ночуют в Геве. Рама трепещет, бежит Саулова Гива.

Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф!
 
Вой, дочь Галлима! Внимай, Лайша! Бедный Анатот!

Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить.
 
Мадмена разбежалась; жители Гевима скрываются.

Ещё день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому.
 
Сегодня же они остановятся в Нове, погрозят кулаком горе дочери Сиона, холму Иерусалима.[49] [50]

Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвёт ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие — повержены на землю.
 
Вот, Владыка, Господь Сил, со страшною силой очистит деревья от сучьев. Величественные деревья будут срублены, и высокие деревья рухнут на землю.

И посечёт чащу леса железом, и Ливан падёт от Всемогущего.
 
Чащи лесные Он вырубит топором, и падет Ливан перед Могучим.

Примечания:

 
Синодальный перевод
27 рамена — плечи, более широкое значение: уступ от шеи, часть руки до локтя.
 
Новый русский перевод
9 [44] — Все эти города подпали под власть Ассирии во второй половине VIII в. до н. э.
23 [45] — Или: земле.
26 [46] — См. Суд 7:25.
26 [47] — См. Исх 14:16-31.
27 [48] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Букв.: ярмо сломается от тука или ярмо сломается от масла.
28 [49]Айят… холму Иерусалима. Данные стихи описывают нашествие ассирийцев на Иудею, перечисляя с севера на юг завоеванные ими города: Айят, Мигрон, Михмас, Гева, Рама, Саулова Гива, Галлима, Лаиса, Анатот, Мадмена, Гевим и, наконец, Нова, очертания которого видны с вершины Сиона.
32 [50] — Данные стихи описывают нашествие ассирийцев на Иудею, перечисляя с севера на юг завоеванные ими города — от Айята до Иерусалима.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.