Римлянам 2 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Новый русский перевод

 
 

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
 
Поэтому нет тебе извинения, судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.

А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
 
Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?
 
Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?
 
Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?

Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
 
Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.

Который воздаст каждому по делам его:
 
Бог воздаст каждому по его делам[4].

тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
 
Тем, кто, постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.

а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
 
Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
 
Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и грека.

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
 
А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых, иудея, а потом и язычника,

Ибо нет лицеприятия у Бога.
 
потому что Бог не отдает предпочтения никому.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, —
 
Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.

потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
 
Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
 
(Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, —
 
Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце[5], и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)

в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
 
Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
 
Вот ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;

и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
 
ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо, а что нет.

и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
 
Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,

наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
 
что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.

как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
 
Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства[6], а сам крадешь;

Проповедуя не красть, крадёшь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
 
ты порицаешь супружескую неверность[7], а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;

Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
 
ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.

Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
 
Написано: «Из-за вас бесчестится имя Божье среди язычников».[8]

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием.
 
В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
 
Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?

И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
 
И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
 
Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.

но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
 
Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по Духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
6 [4]Пс 61:13; Прит 24:12.
15 [5] — См. Иер 31:32-33.
21 [6] — См. Исх 20:15; Втор 5:19.
22 [7] — См. Исх 20:14; Втор 5:18.
24 [8]Ис 52:5; Иез 36:20-23.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.