Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Благодать

Благодать

(Grace) Дар от Бога, который проявляется в Его деяниях, выражающих милосердие, любовь, доброту и несущих спасение людям. Благодать — это сторона божественной деятельности, которая позволяет Богу приблизиться к равнодушному и непокорному человечеству с неистощимой способностью прощать и благословлять. Учение о божественной благодати имеет очень важное значение и в ВЗ, и в НЗ. Однако в ВЗ она только предвосхищается, в то время как в НЗ явление благодати находит свое полное выражение. Благодать в Ветхом Завете. Уже в самом начале ветхозаветного повествования Бог называет Себя «Богом человеколюбивым и милосердым, долготерпеливым и многомилостивым и истинным» (Исх 34:6).

В результате этого недостойное человечество получает возможность приблизиться к Нему с молитвой: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих...» (Исх 34:9).

Благодаря божественной инициативе отчуждение людей от Бога превратилось в состояние незаслуженного принятия Им, которое открывает дорогу к примирению и искупительной полезности. Божественная благодать уже действовала в Едемском саду, когда Бог ответил на грехопадение человека обещанием искупления (Быт 3:15) и позаботился о людях, вместо того чтобы оставить их или вообще уничтожить. Призыв Авраама был проявлением благодати не только по отношению лично к нему, но и через него — ко всей вселенной. Неотъемлемой частью обетования личного благословения, данного Богом Аврааму, было национальное благословение для его потомков и универсальное благословение «всем племенам земным» (Быт 12:2-3).

Впоследствии избрание Авраама и обещание всеобщего благословения отразились в данном Богом завете, задачей которого было распространить Божью благодать на все человечество. Торжественно подтверждая Свое обещание, данное Аврааму, Бог сказал: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» (Быт 17:4,7).

Это обещание следует понимать как исполняющееся на основании благодати, так что оно применимо ко всему потомству Авраама — не только иудейским верующим, народу его потомков, но и к его духовным наследникам, верующим всех народов, которые исповедуют веру, как Авраам (Рим 4:16).

Итак, с точки зрения божественной благодати, избрание Авраама и народа Израиля не были самоцелью. Божий план заключался в том, чтобы распространить Свой искупительный замысел на всех верующих, всех народов. Дав Свою благодать Аврааму, Бог учредил Свою церковь, общество благодати. Частное избрание Богом Авраама как принимающего Божью благодать стало образцом для избрания всех тех, через кого Бог осуществлял историю искупления. Помимо тех благ, которые получали посредством своего призвания отдельные личности, такие, как Авраам, Давид, пророки, а позже апостолы, они внесли определенный вклад в исполнение Божьего завета по отношению к обществу разделивших веру Авраама — церкви. В отношениях благодати с Израилем, его патриархами и вождями Бог заложил основу для всеобщего распространения благодати по отношению ко всей церкви. Намерения Божьей благодати при старом завете призваны были продемонстрировать, что Его конечной целью является церковь. Осуществляя свое служение, пророки Ветхого Завета знали, что служат не себе, а церкви (1Пет 1:10-12).

Как переходное и промежуточное выражение божественной благодати, институты ветхого завета имели лишь временную ценность и были вытеснены окончательными проявлениями Божьей благодати при новом завете (Евр 8:6-7).

Следовательно, ветхий завет устарел и был заменен новым заветом, который полностью демонстрировал Божью благодать. Знаменитое противоречие между законом и благодатью становится понятным, если посмотреть на него с этой точки зрения. Как и избрание народа Израиля, закон (одно из наиболее явных проявлений благодати при Ветхом Завете) был временной мерой, призванной предвосхитить и подготовить завет оправдания благодатью через веру в Иисуса Христа (Гал 3:23-29; Евр 10:1).

Благодать в Новом Завете. Понятие благодати, определенной как активные действия Бога ради Его народа, в НЗ становится более важным. Божественная благодать воплощается в личности Иисуса Христа, Который зримо демонстрирует динамическую природу Божьей благодати и выполняет служение искупления, обещанное ветхим заветом, в благодатных отношениях Бога и человечества (Ин 1:14,17).

Божья благодать, явленная в Иисусе Христе, делает возможным прощение Богом грешников и объединение их в церковь, общину нового завета. На протяжении Своего служения Иисус неоднократно говорил о прощении большого количества грешников и демонстрировал Божью благосклонность к людям и Его готовность удовлетворить ряд их потребностей. В таких учениях, как притчи о прощении отцом блудного сына и поиске потерявшейся овцы, Иисус ясно говорит, что пришел искать и спасти заблудших. Но в конечном итоге именно Его искупительная смерть на кресте открыла врата спасения для раскаявшихся грешников, которые получили доступ к Божьему прощению и возрождающей благодати. Эта простая истина выражена в учении о спасении благодатью через веру (Рим 3:23; Тит 3:7).

Согласно этому учению, Бог в благодати Своей послал Христа на смерть как заместительную жертву, что позволило Ему провозгласить невиновными покаявшихся грешников и включить их в Свой вечный замысел. В результате они вошли в Царство Божьей благодатной деятельности, что позволяет им подвергнуться индивидуальному освящению с помощью Святого Духа. Божья благодать, явленная в Иисусе Христе, также позволяет Богу даровать верующим блага, которые обогащают их жизнь и объединяют их вместе как Церковь, Тело Иисуса Христа. Они приняты Богом в благодати и получают новый статус — детей Божьих, сонаследников Христа, так что теперь Бог — их небесный Отец (Гал 4:4-6).

Следовательно, они становятся членами общества, в котором расовые, общественные и половые различия не имеют значения, потому что все в равной мере наследуют обещанные Богом Аврааму вечные благословения (Гал 3:28-29).

Для того чтобы обогатить их жизнь и сделать их полезными для нового общества, Святой Дух в благодати наделяет их способностями и дарами для разных типов служения на благо церкви (Рим 12:6-8).

Прежде всего упоминается служение апостола, которое тесно связано с Божьим благодатным провидением (Рим 1:5; Рим 15:15-16), так как в нем древнее служение пророка сочетается с организацией церкви (Еф 2:20).

Так как богатые дары божественной благодати даются верующим безвозмездно еще на земле (Еф 1:7-8), в вечности церковь самим своим существованием будет являть бесчисленные сокровища Божьей благодати в Иисусе Христе (Еф 2:6).

Наконец, Божья благодать, явленная в Иисусе Христе, позволяет верующим отражать эту благодать в своем поведении и взаимоотношениях. Обязательным условием для принятия Божьей благодати является смирение (Иак 4:6; 1Пет 5:5).

Такое смирение по отношению к Богу позволяет верующим смиренно вести себя и с окружающими. При помощи благодати они могут отказаться от эгоизма и высокомерия и относиться к другим уважительно (Флп 2:3-4), служить друг другу (Еф 5:21) и прощать друг друга (Мф 18:23-35); даже в своем общении они могут являть Божью благодать (Кол 4:6).

Так как благодать Иисуса Христа составляет экзистенциальный контекст их жизни и взаимоотношений, верующие должны не извращать Божью благодать, предаваясь нечестивым занятиям (Иуд 1:4), но возрастать в благодати Господней (2Пет 3:18).

Благодать в Библии по сути своей представляет собой готовность Бога проявить добрую волю по отношению к творению. Расположение Бога находит свое высшее выражение в Иисусе Христе. По определению благодать становится полностью доступной всем людям, без каких бы то ни было условий, достаточно принять ее (Тит 2:11-12).

В результате отчуждение человека от Бога и Его замысла сменяется доступом к Божьему величию, которое в противном случае было бы недоступным, поэтому Он в Своей благодати может удовлетворять потребности людей (Евр 4:16).

Трагическая альтернатива принятия Божьей благодати — это упорство в состоянии безнадежного отчуждения или бесплодные попытки достичь Бога собственными усилиями, что бесполезно (Рим 1:21).

Безусловному принятию Богом грешников может препятствовать только их отказ принимать благодать. Так как Христос представляет Собой свершение, воплощение и распространение божественной благодати, многие ранние христиане называли Божью благодать «благодатью Господа Иисуса Христа». Эта благодать воспринималась как нечто настолько важное и настолько глубокое пронизывающее жизнь людей и общин верующих, что они естественным образом связывали с благодатью Иисуса Христа традиционное shalom («мир»).

Вот почему практически в каждой из книг НЗ повторяется в разных вариантах форма приветствия: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с всеми вами» (2Фес 3:18).

Смотрите также: БОГ; ЛЮБОВЬ; МИЛОСТЬ.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Никифора Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter