Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Человек

Человек

(Man) Мужчина или женщина. Библейское учение о человеке начинается с правильного представления о его отношениях с Богом. В Библии антропология (то есть изучение человека) обычно рассматривается в контексте возвышенного богословия (то есть изучения Бога). Если относиться к Богу с почтением и преданностью, то и отношение к человеку становится благородным, в то время как неправильные представления о Боге часто ведут к искаженному взгляду на человека. В последнем случае можно либо неумеренно преувеличить, либо наоборот принизить значение человека. Любой из вариантов не соответствует библейскому отношению. Изучение человека нужно начинать с разговора о Боге как его Творце. Происхождение человека. Вопреки натуралистическим и материалистическим теориям, в Библии говорится, что человека сотворил вечный Бог, и это было самое важное из Его творений. Совершенно не обязательно вырабатывать точную хронологию деяний Бога по сотворению человека. Некоторые христиане верят, что в Быт. 1 имеется в виду буквально шесть дней — шесть суток по 24 часа (см. Быт 1:5,8,13 и т. д.). Тогда получается, что человек внезапно появился на свет всего около 6000 лет тому назад (такая хронология отражена в «Истории времен Ветхого и Нового Завета» архиепископа Джеймса Ашера, 1650-1658, но не только там). Некоторые из приверженцев этой общей точки зрения (иногда их называют креационистами) полагают, что человек появился около 10000 лет тому назад, так как хронология Быт 5; Быт 11, по их мнению, растяжима. Согласно другому мнению, тексты Быт 1; Быт 2 следует истолковывать в более широком смысле и сотворение человека имело место в более глубокой древности (миллионы лет тому назад). Сторонники этого мнения утверждают, что данный процесс (проходивший под контролем и руководством Бога) играл важную роль в сотворении. Такой точке зрения лучше всего подходит название прогрессивного креационизма, и её не следует путать с теистической эволюцией, в которой Бог рассматривается как положивший начало процессу, но принимавший мало участия в его развитии. При таком подходе еврейское слово «день» (уот) в Быт. 1 может обозначать какой угодно промежуток времени (например, теория «день как век»); так, выражение «и был вечер, и было утро, день такой-то» может представлять собой литературный прием, связывающий между собой разные этапы деятельности Бога в процессе сотворения. Многие христиане являются сторонниками чего-то среднего между консервативной и более распространенной точкой зрения на происхождение человека. Но, несмотря на индивидуальные предпочтения, если мы хотим взглянуть на человека с библейской точки зрения, то должны согласиться с тем, что его сотворил Бог. Символ веры начинается со слов: «Верую во Всемогущего Бога Отца, Творца неба и земли». Человек — не просто Божье творение, но его венец. Задолго до современных научных открытий древние знали, что по анатомическому строению человек похож на животных. Но, несмотря на такое сходство, в Библии человек никогда не ставится на тот же уровень, что животные. Человек — это особое, высшее творение Бога, Его лучшее творение. Важен порядок сотворения в Быт 1; создание человека — кульминация всего творения. Отличительные признаки поведения человека — язык, умение изготавливать орудия труда и культура. Можно упомянуть также способность к размышлениям, эстетические потребности, представление об истории, этические и метафизические соображения. Все эти факторы отличают человека, как личность и как класс, от животного мира. Человек — это не просто «голая обезьяна», какой он предстает, согласно современным теориям эволюции. Но обществоведение не до конца объясняет природу человека. Его природа — предмет божественного откровения. Человек обладает преемственностью с Божьим творением (судя по Быт 2:7, он был создан из праха земного), но и отличается от всех предыдущих творений, потому что Бог вдохнул в него жизнь, и он стал живой душою (Быт 2:7). Бог сотворил человека как мужчину и женщину одновременно (Быт 1:27), поэтому слово «человек» относится и к тем, и к другим; и правильнее всего было бы называть «человеком» мужчину и женщину, объединенных друг с другом. Повеление размножаться и управлять всей землей относилось и к мужчине, и к женщине в равной мере. Человек, мужчина и женщина, взбунтовался против Бога и переживает последствия своего греха в мире после грехопадения; и Христос пришел, чтобы искупить человека как мужчину и женщину (Гал 3:28). В то же время мужчины и женщины отличаются друг от друга. Многие считают, что различия между полами обусловлены культурными особенностями, но первые различия между мужчиной (поеврейски zakary «пронзающий») и женщиной (по-еврейски tieqeba, «пронзенная») были задуманы Богом. и мужчина, и женщина являют в себе образ Божий (Быт 1:27). Самое поразительное библейское утверждение о человеке — это что Бог сотворил его по Своему образу. Ни о каком другом существе, даже об ангелах, этого не сказано. Слова «по образу Божию» в Быт 1:26-28 лежат в основе заявления в Пс 8:6: «Ты сотворил его ненамного ниже, чем Бог» (дословный перевод; «Не много Ты умалил его пред Ангелами» — перевод Септуагинты). По поводу выражения «образ Божий» (лат. imago Dei) велось много споров. Некоторые полагают, что имеется в виду физическое сходство с Богом, что сомнительно, так как Бог есть дух (Ин 4:24). Другие думают, что речь идёт о личности человека, который похож в этом отношении на Бога (обладает разумом, чувствами и волей). Такие качества человека, должно быть, входят в понятие Божьего образа; но этими качествами наделены также другие представители животного царства, а не только человеческий род. Основное значение слова «образ» (еврейское tselem) — это «тень», «изображение», «подобие». Образ Божий в человеке показывает, насколько Бог ценит человека как Свое подобие в сотворенном мире. Древние цари Ассирии помещали свои изображения в дальних районах страны, чтобы те напоминали населению об их власти. Так и Бог поместил в человеке Свой образ, символ Своего присутствия в сотворенном Им мире. Такое представление об образе Божьем в человеке подтверждается непосредственным контекстом Быт 1. Человек, сотворенный по образу Божию, должен управлять всеми остальными Божьими творениями (Быт 1:26; см. тж. Пс 8:6). Как представитель Творца, человек должен держать ответ перед Ним. Утверждение Иисуса о духовности Бога ведёт к тому, что поклоняться Ему надо в духе и истине (Ин 4:21-24). Природа человека. У человека может возникнуть желание считать себя состоящим из нескольких элементов, но в Библии человек описывается как единое целое. Продолжаются споры о тройственной природе человека (1Фес 5:23) — дух, душа и тело — в противовес двойственной: материальной и нематериальной. Хотя оба мнения находят подтверждение в Библии, важно понимать, что природа человека существует в единстве, а не в разрозненности его сторон. Следовательно, библейское отношение к человеку начинается с утверждения, что у человека есть физические и нефизические качества. Как сказал Карл Барт, человек — это «душа в теле, а также тело, наделенное душой». Нельзя назвать человеком только тело, как и нельзя назвать личностью бесплотный дух, разве что во временном, переходном состоянии. Еврейский термин נָ֫פֶשׁ (nephesh), который часто переводится как «душа», во многих контекстах лучше воспринимать как «личность». Еврейское слово ruach («дыхание», «ветер», «дух»), а также греческие слова pneúma («дух») и ψυχή («душа») часто обозначают нематериальную сторону человека. Она не менее реальна, чем физическая. Чисто материальный, физический взгляд на природу человека опасен. В то же время чрезмерное внимание к духу и пренебрежение физической стороной не отвечает действительному положению вещей и ведёт к нарушению равновесия. Человек может сказать: «Я — личность, и сейчас мое существование во многом зависит от моего физического тела. Но я — более чем тело, более чем плоть. Когда мое тело умрет, я буду жить. Когда плоть придет в упадок, я продолжу существовать. Но однажды я снова буду жить в теле. Потому что существование бесплотного духа неприемлемо для моей человеческой природы. Бог хочет, чтобы я жил в новом теле. Поэтому я надеюсь, что в вечности мое тело воскреснет и я буду жить вовеки». Рассматривая тему человека с библейской точки зрения, невозможно обойти вниманием вопрос грехопадения. В Быт. 3 говорится, что до грехопадения человек был бессмертен, его способность к деторождению не была омрачена болью при родах и труд его не был тяжек. Но после грехопадения все изменилось: в самом человеке, мужчине и женщине, в его отношениях с природой и в его отношениях с Творцом. В результате грехопадения человек стал грешным, грех охватил все стороны его существа. Выражение «полная греховность» означает скорее не то, что человек совершил все грехи, какие только мог, но что грех полностью пропитал его существо. Но образ Божий в человеке сохранился и после грехопадения, и сохранилась возможность спасения (Рим 5). Божье оправдание и спасение стали возможны именно потому, что Бог очень ценит человека. Старый спор о природной склонности человека к добру и его склонности ко злу можно разрешить, обратив внимание на рассказ в Книге Бытие. Бог сотворил человека, чтобы тот сознательно являл в себе достоинство и благородство Творца, но человек, сознательно взбунтовавшись, обратился против своего Творца и продолжает жить во грехе, и помочь ему может только Бог в Своей благодати. Грех — это одновременно свойство человека после грехопадения и многочисленные поступки, совершенные из гордости и эгоизма. Хотя образ Бога в человеке запятнан грехопадением, он может быть восстановлен через эффективное воздействие Божьего Духа, когда человек рождается свыше во Христе. Это деяние Божьей благодати ведёт к возрождению личности, возрождению её отношений с другими людьми и общения с Богом. Таким образом, человек был сотворен благим и стал грешником по собственному желанию, но Бог может снова сделать его благим. Что значит подлинная человечность, можно увидеть на примере Иисуса, человеческая жизнь Которого стала началом нового этапа истории человечества. Поэтому Иисус — новый Адам; Он — новый образ, заменивший старый. Судьба человека. Библия рассматривает человека в совокупности, и его образ сочетает в себе божественное происхождение, бунт против Божьей благодати и перспективу искупления в лице Спасителя Иисуса, а также обещание жизни вечной. У истории человека есть начало, и он будет жить вечно. Это заявление противопоставлено натуралистическим теориям о происхождении человека и его судьбе. Одна из наиболее несостоятельных современных теорий гласит, что необходимо «смириться со смертью». Люди, не думающие о Боге и не надеющиеся на вечную жизнь, призывают друг друга принять неизбежный упадок и умирание своих физических тел как естественное завершение человеческой жизни. Библия говорит, что смерть для человека вовсе не естественна. Смерть — это приобретенная черта, а не судьба человека от природы. Смерть ждет тело, а не дух. Библия учит, что тело умирает и приходит в упадок, но человек живет надеждой на получение нового тела. Те, кто пришел ко Христу, будут с Ним и после смерти своих тел (Флп 1:23). Они с нетерпением ждут воскресения тела к жизни вечной (1Кор 15:35-49). Те, кто умирают вдали от Христа, не перестают существовать, но осуждают себя на вечность сознательного отчуждения от Бога, навсегда утрачивая право быть в Его присутствии. Библейское учение о судьбе грешников кажется неприемлемым современному человеку. Даже христиане, которые считают Библию богодухновенной, могут колебаться, думая о вечной каре грешников. Но библейское учение о последнем суде над грешниками столь же истинно, как и все остальные библейские учения. Одна из наиболее драматических истин Писания, связанных с судьбой человека, заключается в следующем: именно ради человека Бог начал процесс спасения, приведший к воплощению вечного Божьего Сына. После воскресения и вознесения Господь Иисус Христос вернулся на небеса, в славе и величии, где всегда пребудет Богочеловеком. Как Бог, Он обладает качествами Отца и Святого Духа, как человек — сопереживает людям. Он явился в физическом облике, в теле воскресения, и такое же воскресение ждет всех, кто верит в Него. Так воплощение привело к вечному изменению в Боге. Только очень сильно ценя человечество, Бог мог принять решение совершить такое изменение в Себе. Как написано в Послании к евреям: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» (Евр 2:14). Особенность человека заключается в том, что он создан для поклонения Богу и вечного наслаждения Им. Таких мыслей не дано ни одному из сотворенных существ. Даже ангелы, которые остались совершенными и поклоняются Отцу в сознательном блаженстве, не имеют таких отношений с Богом, как искупленные люди (Евр 2:16). Что такое человек? Во Христе человек то, чем хочет видеть его Бог, во всём величии и достоинстве, в вечной радости перед Его престолом.

Смотрите: тж. душевный человек; образ Божий; человек, ветхий и новый.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Никифора Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Библия для всех

«Библия для всех».
© 2005. Большой Библейский Словарь.