Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Числа, Книга

Числа, Книга

(NUMBERS, Book of) Четвертая книга Библии. Название взято из латинской Вульгаты, Numeri. Оно объясняется тем, что в книге приводятся разные перечни, в частности, два описания состава армии в Чис 1; Чис 26, организация народа в лагере и во время переходов в Чис 2 и перепись левитов в Чис 3-4.

ПОДРАЗДЕЛЫ СТАТЬИ


Автор
Исторический контекст
Задача
Содержание
Богословское учение Автор. Проблема авторства Книги Числа связана с проблемой авторства всего Пятикнижия. До появления критических теорий XIX века иудеи и христиане практически единодушно считали автором Пятикнижия Моисея. Эта проверенная временем теория подтверждается в самом Пятикнижии (например, Исх 17:14; Исх 24:4; Исх 34:27; Чис 33:2; Втор 31:9,24), остальных книгах ВЗ (например, Нав 23:6; Суд 3:4; Мал 4:4), а также учении Иисуса (например, Ин 5:46-47) и остальном НЗ (Деян 28:23; Рим 10:19; 1Кор 9:9). Хотя в Пятикнижии присутствует немало разночтений и все это признают, большинство считает автором книг Пятикнижия Моисея, законодателя XV века до Р.Х. Исторический контекст. Синайский полуостров. События, описанные в Книге Числа, происходят преимущественно в районе Синайского полуострова в середине II тысячелетия до Р.Х. Синайский полуостров имеет форму перевернутого треугольника с основанием, обращенным к северу. Он тянется примерно на 240 миль (386,2 км) с севера на юг и на 175 миль (281,6 км) с запада на восток в северной части; площадь полуострова составляет около 22 000 кв. миль (56 980 кв. км). На севере он ограничен Средиземным морем и южной границей Ханаана, на западе — Солеными озерами и Суэцким каналом, на востоке — долиной Араба (Аравах) и Акабским заливом. Начиная от Средиземноморского побережья и дальше на юг на протяжении 15 миль (24,1 км) почва песчаная. Южнее этой прибрежной равнины находится высокое плато (Эт-Тих) из гравия и известняка (высотой около 2500 футов, или 762 м, над уровнем моря). Плато простирается на юг вглубь полуострова примерно на 150 миль (241,4 км). Далее над плато возвышается гранитная гора высотой до 8000 футов (2438,4 м) над уровнем моря. Высшая точка этого треугольника, Джебел-Муса (7363 фута, или 2244,2 м, высотой), по преданию считается местом, где Израиль расположился лагерем перед горой Синай и где Моисею был дан закон. На полуострове есть пять пустынных зон. К северу и востоку от земли Гесем расположена пустыня Сур, протяженностью в 40 миль, или 64,4 км. Она пролегла от реки Египетской (Вади-эль-Ариш) до района Кадес-Варни, а на северо-восток — до Вирсавии. Восточнее Сура находится пустыня Цин {«Син»}, которая тянется до южной оконечности Мертвого моря. Кадес-Варни расположен на её южной границе (Чис 20:1; Чис 33:36). Южнее Сура — пустыня Ефам, а восточнее её, в центральной и восточной частях полуострова, — пустыня Фаран (Втор 1:19). Кадес-Варни находится на северной границе этой территории (Чис 13:26). Именно здесь Израильтяне провели 38 из 40 лет блужданий. К юго-западу от пустыни Фаран, на западных склонах полуострова, недалеко от гранитных гор южной вершины треугольника, расположена пустыня Син. Большая часть этого района — бесплодные пустоши, но здесь можно путешествовать и найти пропитание. Колодцы и источники, и на западе, и на востоке, находятся не очень далеко друг от друга. Вода залегает не очень глубоко, что позволяет копать колодцы (Чис 20:17; Чис 21:16-18). Известковые горы способны удержать большое количество воды (Чис 20:11). Растительность есть возле постоянных источников, там растет много финиковых пальм. Сезон дождей зимой длится около 40 дней. Весной через полуостров Синай пролетают перепела (Чис 11:31-32). Народы, с которыми воевал Израиль.

АМАЛИКИТЯНЕ и ХАНАНЕЙ (Чис 14:25, Чис 14:43-45; Чис 24:20). Амаликитяне были потомками Амалика, сына Елифаза, внука Исава (Быт 36:12,16). Они были преимущественно кочевым народом. На Синайском полуострове они сначала сражались с Израилем за Рефидим (Чис 24:20), вероятно, Вади-Рефаид в юго-западной части полуострова (Исх 17:8-16), до того как Израиль достиг Хорива. Год спустя амаликитяне расположились среди холмов и долин к северу от Кадес-Варни. В союзе с хананеями, населявшими Палестину, они помешали Израилю вторгнуться в обещанную им землю с юга (Чис 14:45). По-видимому, в последующие годы желание вести войну у Израиля прошло.

ИДУМЕИ (Чис 20:14-21; Чис 21:4,10,10-11). Едом, или Сеир (Чис 24:18), — это территория к югу от Мертвого моря, где поселились потомки Исава. Её северная граница проходит по Вади-Зареду (Чис 21:12), который впадает в Мертвое море у его южного берега. Далее она простирается на 100 миль (160,9 км) к югу до Акабского залива и занимает обе стороны долины Аравах. Кадес Варни находится на её западной границе (Чис 20:16). Эта территория имеет площадь около 4000 кв. миль (10 360 кв. км). Это горный район, с вершинами, достигающими высоты 3500 футов (1066,8 м). «Царский путь», древняя торговая дорога из Дамаска через Трансиорданию до Акабского залива, проходит по этой территории, мимо её основных городов, Бозры и Лемана. Почва Едома не плодородна, но встречаются отдельные участки, пригодные для земледелия (Чис 20:17-19). Когда Израильтяне направлялись в Трансиорданию, Едом не позволил им пройти прямо из Кадеса по своей земле, и им пришлось двинуться на юго-восток и вверх вдоль долины Аравах (Чис 21:4,11). Несмотря на враждебность этого народа по отношению к Израилю, атаковать (Втор 2:2-8) или ненавидеть идумеев было запрещено (Втор 23:7), поэтому Едом спасся от уничтожения во время завоевания земли. Позже эта область была покорена Давидом (2Цар 8:13-14), в соответствии с пророчеством Валаама (Чис 24:18).

АРАД (Чис 21:1-3). Арад был южной хананейской страной в пустыне Негев. Его царь выступил против Израиля и взял некоторое количество пленных, но потом потерпел поражение в Хорме. Ключевые места Книги Числа. Действие книги начинается на горе Синай и заканчивается на равнине Моавитской. Оттуда Израильтяне вошли в землю обетованную. Современные названия показаны объемным шрифтом, а и границы серым.

МОАВИТЯНЕ (Чис 21:11-15; Чис 22:1-24:25). Моав, населенный потомками Лота (Быт 19:37), — это земля к востоку от Мертвого моря, между Вади-Арноном (Чис 21:13) и Вади-Заредом. Площадь этой территории составляет примерно 1400 кв. миль (3626 кв. км). Во второй половине бронзового века моавитяне вышли за пределы основного заселенного ими плато и распространились на север от Арнона, до северного берега Мертвого моря (Чис 21:20). Однако в момент событий, описанных в Книге Числа, область от Арнона к северу до реки Иавок занимали аммонитяне (Чис 21:13, Чис 21:21-24), которые ранее отвоевали эти земли у Моава (Чис 21:26-30). Моавитское царство было высокоорганизованным, с развитыми земледелием и скотоводством, красивыми зданиями, замечательными гончарными изделиями и мощными укреплениями на границах. Моавитяне поклонялись богу Хамосу (Чис 21:29). Валак, царь Моава в период завоевания, в союзе с мадианитянами нанял Валаама, чтобы тот проклял Израиль (Чис 22-24). Когда эта затея не удалась, две эти языческие державы попытались нейтрализовать Израиль, склонив Божий народ к поклонению Хамосу и идолопоклонству (Чис 25:1-2). В последующей войне Израиль нанес поражение мадианитянам (Чис 31:1-18), но Бог ясно велел пощадить Моав (Втор 2:9-13). Однако, как предсказывал Валаам (Чис 24:17), Давид в XI веке воевал с Моавом и одержал победу (2Цар 8:2, 2Цар 8:13-14).

МАДИАНИТЯНЕ (Чис 25:16-18; Чис 31:1-54). Мадианитяне, потомки Авраама от наложницы Хеттуры (Быт 25:2), обитали в пустыне в Трансиордании, от Моава до района к югу от Едома. Старейшины Моава и Мадиана вместе наняли Валаама, чтобы проклясть Израиль (Чис 22:4-7). Позже, когда эти усилия оказались бесплодными, мадианитяне, вместе с Моавом, ввели Израиль в идолопоклонство и блуд (Чис 25:1-6, Чис 25:14-15). Хазва, мадианитянка, казненная за свой грех (Чис 25:8), была дочерью Цура, одного из пяти царей мадианитян, союзников аморрейского царя Сигона (Нав 13:21), который позже был убит в священной войне Израиля против мадианитян (Чис 31:8). Война с мадианитянами, очевидно, сломила последнее сопротивление аморреев, потому что в Нав 13:15-23 ясно сказано, что в результате их территория досталась колену Рувима. Задача. В Книге Числа ставится двоякая задача. Во-первых, это историческая книга, рассказывающая о судьбе Израиля времен блужданий от горы Синай до равнин Моава, накануне завоевания Ханаана — почти 40-летнем периоде, проведенном в Синайской пустыне и Трансиордании (1447-1407 до Р.Х.). В книге описаны многочисленные неудачи Израиля и великие деяния Бога, и Моисей, вождь Израиля, предстает в ней во всем величии и во всей слабости. В двух перечнях воинов (Чис 2; Чис 26) упоминаются «акты» основной драмы истории: первый из них — подготовка к вступлению в землю, что не удалось из-за неверия Израиля; второй, после смерти целого поколения, покинувшего Египет, — подготовка к успешному вторжению в Ханаан под руководством Иисуса Навина. Во-вторых, в соответствии с общей убежденностью Павла — «все, что писано было прежде, написано вам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15:4) — и его конкретным учением — события в пустыне «происходили с ними, как образы; а описаны в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11), — Книга Числа имеет доктринальное, обобщающее и увещевательное значение (1Кор 10:12). Исторические события несут в себе духовные истины и поэтому могут быть примером для христиан. Чис 1. Господь велел Моисею пересчитать (Чис 1:18) мужчин, способных воевать (Чис 1:2-3). Общее количество воинов Израиля составило 603 550 (Чис 1:46). Сюда не входили левиты (Чис 1:47-54), потому что они были выделены для особого служения в скинии. Чис 2. Господь дал Моисею наставления по поводу порядка расположения колен в лагере и на марше. Скиния стояла в центре лагеря, колена Иуды, Иссахара и Завулона, всего 186 400 человек (Чис 2:9), располагались на востоке; Рувим, Симеон и Гад, всего 151 450 человек (Чис 2:16), — на юге; Ефрем, Манассия и Вениамин, всего 108 100 человек (Чис 2:24), — на западе; а Дан, Асир и Неффалим, всего 157 600 человек (Чис 2:31), — на севере. На марше восточная группа Иуды (Чис 2:9) шла первой, за ней — южная группа Рувима (Чис 2:16). Далее следовали левиты со скинией (Чис 2:17). Замыкали шествие западная группа Ефрема (Чис 2:24) и северная группа Дана (Чис 2:31). Это значит, что левиты были окружены воинами спереди и сзади. Чис 3. Аарон, правнук Левия по линии Каафы (Исх 6:16-20), и его потомки были назначены священниками в скинии (Чис 3:2-3). Потомки Левия из родов Гирсона, Каафы и Мерари помогали Аарону в скинии (Чис 3:5-10). Род Гирсона отвечал за покровы, завесы и веревки скинии (Чис 3:25-26); род Каафы — за «принадлежности» (Чис 3:31); а род Мерари — за брусья, шесты и подножия (Чис 3:36-37). Бог велел Моисею пересчитать представителей трех родов левитов. Потомки Гирсона, всего 7500 человек (Чис 3:22), располагались лагерем на западе, между скинией и западной группой колен. Потомки Каафы, всего 8600 человек (Чис 3:28), располагались на юге, между скинией и южной группой колен. Потомки Мерари, всего 6200 человек (Чис 3:34), находились на севере, между скинией и северной группой колен. Моисей и Аарон с их семействами — на востоке, между скинией и восточной группой колен (Чис 3:38). и в лагере, и на марше скиния занимала место посреди Израиля. При переписи перворожденных младенцев Израиля оказалось, что мальчиков на 273 больше, чем левитов (Чис 3:40-46), и, так как левиты должны были получить выкуп за мужчин Израиля из расчета один к одному, за 273 младенцев следовало заплатить особый выкуп (Чис 3:46-51). Чис 4. Бог сказал Моисею, что в скинии могут служить только левиты в возрасте от 30 до 50 лет. При переписи выявилось 2750 человек из рода Каафы (Чис 4:36), 2630 человек из рода Гирсона (Чис 4:40) и 3200 человек из рода Мерари (Чис 4:44), — всего 8580 человек (Чис 4:48), способных быть священниками по чину Авраама. Далее Бог велел этим священникам, чтобы все убранство скинии при её перемещении покрывали, чтобы представители рода Каафы не могли его видеть (Чис 4:20). Левиты из рода Каафы, прикоснувшиеся к святыне или только посмотревшие на нее (Чис 4:15), карались смертью (Чис 4:15,20). Чис 5. В обрядовых целях Бог велел, чтобы прокаженные, страдающие от истечений и касавшиеся мертвых, находились вне лагеря, пока не очистятся (Чис 5:1-4). Далее Бог приказал платить штраф за совершенное преступление. Если того, против кого было совершено преступление, не было в живых, штраф надлежало отдать священнику (Чис 5:5-10). Если муж подозревал жену в неверности, но не имел доказательств, женщина должна была пройти испытание горькой водой, чтобы муж перестал подозревать её. Священник должен был смешать воду с пылью с пола скинии и дать женщине выпить. Если она была виновна, вода по Божьей воле причиняла ей боль, её чрево опухало, а лоно опадало (Чис 5:11-31). Чис 6. Далее приведены законы назореев. Назорей — это человек, который решил принять обет и посвятить себя Господу целиком. Назорей не должен был пить спиртного, стричь волосы и прикасаться к мертвым телам (Чис 6:3-6). В случае осквернения он должен был пройти обряд церемониального очищения (Чис 6:9-12). Эти правила соблюдались строго до окончания срока обета (Чис 6:13-21). Наконец, Бог дал священникам по чину Аарона наставления по поводу благословений, которые они должны были провозглашать верующим Израильтянам (Чис 6:22-27). Чис 7. Вожди Израиля предоставили для перевозки скинии шесть повозок и двенадцать волов (Чис 7:3). Моисей дал две повозки и четырех волов роду Гирсона (Чис 7:7), а остальные четыре повозки и восемь волов — роду Мерари (Чис 7:8). (Представители рода Каафы должны были нести «принадлежности» скинии на плечах, Чис 7:9.) В течение последующих 12 дней происходило освящение жертвенника (Чис 7:10,88), и вожди колен приносили пожертвования в том порядке, в каком выступали в поход (см. Чис 2). Богу было угодно все это, и Он говорил с Моисеем с крышки ковчега (Чис 7:89). Чис 8. Бог даровал право зажигать семисвечники священникам из рода Аарона (Чис 8:1-4). Следуя божественным указаниям, Моисей и Аарон провели церемонию очищения, посвятив левитов для служения в скинии (Чис 8:5-22). Чис 9:1-10:10. Верующим, которые в момент пасхи были нечисты с обрядовой точки зрения или находились в путешествии, Бог позволил праздновать пасху месяц спустя (Чис 9:6-12; см. тж. Чис 27). Бог дал последние указания Своему народу перед тем, как они покинули Синайский полуостров. Они должны были пускаться в путь, когда видели облако, сходящее со скинии, и останавливаться, когда это облако останавливалось (Чис 9:15-23). Народ должен был собираться в скинии, если звучали две серебряные трубы; если звучала одна, то туда приходили только вожди; при сигнале военной тревоги несколько групп колен готовились к немедленному выступлению (Чис 10:1-10). Чис 10:11-14:45. В следующей части книги рассказывается о марше с Синая в Кадес-Варни — периоде, который длился приблизительно полтора-два месяца (Чис 10:11; Чис 13:20). Почти тут же, проходя через ужасную пустыню Фаран, народ начал жаловаться (Втор 1:19). Они разгневали Господа в Тавере (Чис 11:1-3) и Киброт-Гаттааве (Чис 11:4-35; Пс 77:26-28; Пс 105:13-15). Мариамь и Аарон усомнились в праве Моисея говорить с народом от имени Бога, что привело к временному поражению Мариами (которая, несомненно, была инициатором бунта) проказой в наказание. Моисей вступился за брата и сестру, и они были прощены (Чис 12). В связи с этим случаем приводится чудесное описание отношений Моисея с Богом как уникального средства откровения (Чис 12:6-8). Из Фарана (Кадес-Варни) Моисей послал лазутчиков в землю обетованную (Чис 13).

Во Втор 1:22 сказано, что идея послать разведку принадлежала народу, а Моисей (с Божьего согласия) уступил им. Они вернулись через 40 дней. Только Халев и Иисус Навин призвали народ начать завоевание; остальные 10 шпионов пришли к мнению, что враг слишком силен. Народ был разочарован и попытался побить камнями Халева с Иисусом (Чис 14:10), но им помешало в этом внезапное появление облака Божьей славы из скинии. Бог в гневе поклялся (Чис 14:21; см. Евр 3:7-4:10), что, кроме Халева и Иисуса Навина, никто из этого поколения не войдет в землю обетованную (Чис 14:21-35). Потом Он поразил 10 неверующих лазутчиков (Чис 14:37). Несмотря на конкретное выражение Божьей воли (Втор 1:42), Израиль в своем высокомерии попытался войти в землю, оставив Моисея и ковчег завета в лагере. Им помешали амаликитяне и хананеи. Израиль продолжил бродить по пустыне, останавливаясь около источников и в оазисах (Втор 1:46). В Чис 15:1-21:20 рассказывается об этих 38 годах блужданий. Большая часть этого времени была, вероятно, проведена около Кадес-Варни (Втор 1:46). Чис 15. Были даны дальнейшие указания по поводу священников (Чис 15:1-21). Было также сказано, что если Израильтянин совершит грех сознательно, его следовало изгонять из общины: такому греху не было прощения (Чис 15:22-31). Нарушителей закона о субботе казнили (Чис 15:32-36), вероятно, в назидание. Далее Израильтянам было велено вставлять в свою одежду нити из голубой шерсти, в качестве напоминания о Божьих законах (Чис 15:37-41). Чис 16. Корей поставил под сомнение первосвященство Аарона, а Дафан, Авирон и Авнан бросили вызов Моисею (Чис 16:1-14). Бог, по слову Моисея, разверз землю, и она поглотила недовольных (Чис 16:32; Втор 9:6; Пс 105:16-18). Корей рассматривается в НЗ (Иуд 1:11) как классический пример бунтарского недовольства. В Чис 26:11 говорится, что дети Корея не погибли вместе с ним. Вероятно, они стали предками «сынов Кореевых» — музыкантов в храме, авторов 12 псалмов (Пс 41-48; Пс 83-84; Пс 86-87). Чис 17. Потом Бог велел вождям всех 12 колен принести по жезлу, всего 12, написать на них имена своих колен (на жезле колена Левия было имя Аарона) и положить их в скинии. На следующий день жезл Аарона расцвел и дал плоды миндаля, что подтвердило его статус первосвященника. Чис 18-19. Были даны новые наставления по поводу священников. В Чис 18:1-7 ответственность за священническое служение возлагается на священников из рода Аарона — что является естественным следствием сказанного в предыдущей главе. Левиты должны были помогать священникам из рода Аарона (Чис 18:6). Так как колено Левия не получало в наследство землю, оно должно было существовать на пожертвования народа (Чис 18:9-20). В Чис 19:1-22 даются указания по поводу обрядовой нечистоты. Если Израильтянин осквернялся прикосновением к мертвому телу (Чис 19:11-16), Бог требовал, чтобы он очистился от греха (Чис 19:9,17) посредством специального окропления водой. Чис 20. Израиль снова находился в Кадесе, на южной границе пустыни Цин, в первый месяц сорокового года блужданий, когда умерла Мариамь (Чис 20:1). Согласно перечню стоянок в Чис 33, с момента прошлого посещения этого места Израиль сменил 18 стоянок (Чис 33:18-36). Здесь народ снова пожаловался на нехватку воды (Чис 20:2). Моисей по велению Бога извлек воду из скалы (Чис 20:8-11), но Моисей и Аарон совершили при этом серьезную ошибку, и Бог объявил, что не позволит им ввести Израиль в землю обетованную (Чис 20:12, Чис 20:23-24). Глава завершается рассказом о том, как Едом не дал Израилю пройти через свою территорию (Чис 20:14-21), а также о смерти Аарона на горе Ор на границе Едома (Чис 20:22-29), на пятый месяц сорокового года блужданий (Чис 33:38). Первосвященником стал сын Аарона Елеазар. Чис 21. После быстрой победы над Арадом (Чис 21:1-3) Израиль отправился на юг, на Едом. Народ устал слушаться Бога и Моисея и начал выражать свое недовольство манной, посылаемой Богом. Господь наслал на лагерь ядовитых змей, отчего многие умерли. Но Моисей по указаниям Бога изготовил медного змея и поставил его наверху жезла. Те, кто смотрел на этого змея, оставались в живых (Чис 21:4-10). Медный змей сохранился и позже был уничтожен Езекией, потому что к тому времени превратился из символа в идола (4Цар 18:4). Иисус провел аналогию между грешниками, которые спасались при взгляде на медного змея, и теми, кто смотрел на Него в вере и этим спасался (Ин 3:14-15). Оставив это печальное место, Израиль отправился в Арабу, пересек поток Заред в районе его восточного изгиба вокруг Моава, потом пересек Арнон и вошел на аморрейскую территорию. Они пошли на север и расположились лагерем возле Фасги (Чис 21:10-20). Начался захват Трансиордании. Израиль быстро победил Сигона из Есевона (Чис 21:21-31) и Ога из Васана (Чис 21:33-35), после чего расположился на равнинах Моава (Чис 22:1). Во время этой стоянки произошли остальные события, описанные в Книге Числа, Второзаконии и Нав 1-3. Некоторым образом, блуждания в пустыне уже завершились. Настало время проверить духовное состояние Израиля накануне покорения Ханаана. В Книге Числа ясно сказано, что все поколение, покинувшее Египет, кроме Иисуса Навина и Халева, должно было умереть в пустыне из-за отступничества (см. Ам 5:25), неверия и неспособности соблюдать завет Божий. Ни один мальчик, родившийся в пустыне, не был обрезан (Нав 5:2-9). В Пс 89 говорится о том, как Израиль в пустыне навлек на себя Божий гнев. В таком плачевном духовном состоянии Израиль прибыл на равнины Моава. Чис 22-24. Валак, царь Моава, напуганный приближением Израильтян, вместе с мадианитянами нанял лжепророка Валаама, чтобы тот проклял Израиль. Валаам согласился (2Пет 2:15; Иуд 1:11), но Бог помешал ему, побудив четыре раза благословить Израиль (Чис 23:7-10, Чис 23:18-24; Чис 24:3-9, Чис 24:15-19) и предсказать гибель Моава, Едома, Амалика (Чис 24:20), кенеян (Чис 24:21) и Ассура (Чис 24:24). На этом Валак и Валаам расстались. Валааму в союзе с мадианитянами удалось склонить Израиль к идолопоклонству и блуду (Чис 31:16). Так что там, где Валак потерпел поражение, Валааму удалось навлечь на Израиль гнев Господа (Чис 25). Чис 25. Израиль согрешил против Бога, занявшись идолопоклонством и блудом с моавитянами (Чис 25:1-3). Выполняя повеление Бога уничтожить Израильтянотступников, Финеес убил Зимри и Хазву, которая оказалась дочерью одного из пяти мадианских царей (Чис 25:4-14). Это событие послужило поводом для провозглашения Богом священной войны против мадианитян (Чис 25:16-18; Чис 35). Чис 26. Господь велел Моисею провести перепись мужчин второго поколения, способных воевать с врагами Израиля. Всего было насчитано 601 730 воинов (Чис 26:51), на 1820 человек меньше, чем при первой переписи. Несмотря на это, Израиль захватил Ханаан, что показывает: Израилю не пришлось бы бродить по пустыне, если бы 38 лет назад в Кадесе они повиновались Богу. Также было насчитано 23 000 левитов мужского пола, возрастом старше месяца (Чис 26:57-62). Чис 27. По просьбе дочерей Салпаада (Чис 26:33) им было даровано право стать наследницами имущества отца, у которого не было сыновей. Воспользовавшись этим поводом, Господь сообщил правила наследования (Чис 27:1-11). Моисей, зная, что скоро умрет в Авариме, попросил Господа назначить его преемника. Бог выбрал Иисуса Навина, и Моисей помазал его (Чис 27:12-23). Чис 28-30. Были даны новые указания для священников. Бог велел Моисею сообщить народу суть обетов. Обет, данный мужчиной, был необратим (Чис 30:2), но если женщина давала поспешный обет, он мог быть аннулирован мужчиной (отцом, мужем), который нес за нее ответственность (Чис 30:1-16). Чис 31. Здесь рассказывается о священной войне против мадианитян, провозглашенной в Чис 25:16-18. Финеес с 12 000 воинов нанес поражение Мадиану, убил Валаама, пятерых царей и множество взрослых мужчин (Чис 31:1-8). Женщины и дети Мадиана были взяты в плен, но Моисей велел убить всех детей мужского пола и недевственных женщин (Чис 31:9-18). Однако не следует считать, что в результате этой войны Мадиана как такового не стало — ведь мадианитяне оставались врагами Израиля в течение всего периода судей (Суд 6). После битвы воинам было велено очиститься самим, очистить свою одежду и военную добычу, прежде чем входить в лагерь (Чис 31:19-24). Им было также велено поделить добычу пополам и одну пятую одного процента из половины добычи отдать первосвященнику («дань Господу»). Другую половину надлежало поделить между людьми, оставшимися в лагере, после того как левиты получат свои два процента (Чис 31:25-31). В Чис 31:32-47 описывается количество добычи после её разделения на две части и то, какие доли достались Елеазару и левитам. Указанные числа кажутся слишком большими, чтобы быть подлинными, но у нас нет свидетельств, позволяющих оспорить эти данные. Благодаря Бога за то, что ни один Израильтянин не был убит в сражении (Чис 31:49), и в качестве искупительной жертвы за себя (Чис 31:50), военачальники принесли Моисею и Елеазару золотые изделия, которые были помещены в скинии в качестве напоминания (Чис 31:48-54). Чис 32. По их просьбе и при том условии, что они будут оказывать военную помощь остальным коленам при завоевании Ханаана, колена Рувима, Гада и половина колена Манассии получили наделы на восточном берегу Иордана. Моисей искренне просил Господа разрешить ему войти в землю обетованную (Втор 3:23-27), но Бог не позволил ему этого. Чис 33-34. По приказанию Бога Моисей продолжал записывать историю путешествия Израиля от Египта до Моавитской равнины. Таково библейское свидетельство в пользу авторства Моисея. Далее указаны границы земли обетованной. Южная граница должна была проходить по южному берегу Мертвого моря, к югу от Кадес-Варни, до Египетской реки (Вади-эль-Ариш) и далее к Средиземному морю (Чис 34:3-5). Западная граница должна была проходить по берегу Средиземного моря (Чис 34:6). Северная граница, которая не была установлена до времен Давида и Соломона (2Цар 8:3-12; 3Цар 8:65), должна была проходить от Средиземного моря на восток к Емафу, у истока реки Оронт (Чис 34:7-9). Восточная граница представляла собой практически вертикальную линию, проведенную через долину Иордана (Чис 34:10-12). Эти земли должны были поделить между собой девять с половиной колен (Чис 34:13-15). Затем Господь выбрал людей, которые должны были разделить землю Ханаана между западными коленами после завоевания (Чис 34:16-29). Чис 35. Бог велел Израилю выделить левитам в постоянное владение 48 городов по обоим берегам Иордана (Чис 35:1-8), так как это колено не участвовало в распределении земли наряду с другими. Было определено количество городов, положенных каждому колену (Чис 35:8). Шесть из левитских городов, по три на каждом берегу Иордана, становились «городами для убежища» для совершивших человекоубийство (Чис 35:6; Нав 20). Далее следуют законы, касающиеся убийства (Чис 35:9-34). Если человек совершал убийство, то родственник убитого мог отомстить за него (Чис 35:16-21). Если убийство было непреднамеренным, убийца должен был бежать в ближайший город для убежища и ждать суда. Если его объявляли невиновным, ему приходилось жить в городе для убежища до смерти первосвященника. Если он покидал город, мститель имел право убить его (Чис 35:22-34). Чис 36. На основании более раннего закона, записанного в Чис. 27, вожди колена Манассии спросили, может ли наследница выходить замуж вне своего колена, с переходом в этом случае собственности от одного колена к другому. Бог велел наследницам выходить замуж внутри собственного колена (Чис 36:1-12). В последнем стихе книги упоминаются все законы, данные на Моавитской равнине (Чис 26:1-36:12; Лев 27:34). Богословское учение. В Книге Числа Бог предстает как неизменно преданный Бог завета (Чис 23:19). Эта верность завету проявилась в руководстве и заботе Бога о Его народе, а также в наказании людей за грехи перед Ним. Но никакое сопротивление не помешало бы Богу выполнить Его замысел, связанный с землей обетованной (Чис 11:23). и гнев Божий, который несколько раз постигал Израиль, и многочисленные законы для священников указывают на предельную святость Бога. Закон ясно говорит, что приближающийся к Богу должен быть чист. Даже смотреть на Божью святость нечистыми глазами возбраняется под страхом смерти (Чис 4:20). Бог — владыка над всем живым, и это проявляется даже в самых незначительных жизненных областях. Выражение «И сказал Господь Моисею» встречается в книге свыше 50 раз, по самым разным поводам. «Христологический» характер Бога как Бога завета также очевиден. Благословения и верность Бога — это христологический мотив. Наконец, пророческое руководство Моисея (Деян 7:37-38) и служение ходатайства (Чис 11:2; Чис 12:13; Чис 14:19), священство Аарона (Чис 16), животные жертвы (Чис 19:9; Евр 9:13) и прочие символы (манна, вода, медный змей) — все это предвещает пришествие Христа в будущем. В отклике Израиля Богу проявились в полной мере греховность и непостоянство людей. Блуждания Израиля — результат его неверия. Наказание Израиля — исполнение обещанного ему в Чис 32:23: «Если же не сделаете так, то согрешите пред Господом, и испытаете наказание за грех ваш, которое постигнет вас». Книга Числа учит нас, что безопасность и благословения можно обрести только в вере в Господа. Только Он способен привести людей к покою (Евр 4:9).

Смотрите: тж. блуждания в пустыне; Бытие; книга; Второзаконие; Исход; книга; Левит; книга, Моисей.

* * * * *
В других словарях: Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Библия для всех

«Библия для всех».
© 2005. Большой Библейский Словарь.