Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Бездна

Бездна

(Bottomlesspit) Выражение, которое используется в Библии для обозначения преисподней, царства смерти и демонических сил. Еврейское слово (в буквальном переводе «глубина») передано как «пропасть» во многих переводах Библии. В Древнем мире этим словом обозначали немыслимые глубины — в том числе, «бездонные» колодцы или источники. В ВЗ оно используется для описания изначального моря (Быт 1:2) или океанских глубин (Пс 32:7; Пс 76:17).

В ближневосточных культурах этот термин обозначал нечто, противоположное небесам; следовательно, метафорически это слово может означать могилу и быть синонимом шеола (Пс 70:20).

В период между двумя заветами оно могло использоваться для описания места пребывания злых духов (Юб. 5:6; 1 Ен 10:4,11).

В НЗ термин употребляется в обоих метафорических значениях. Бесы умоляют Иисуса не отправлять их «в бездну» (Лк 8:31), что многие связывают с дальнейшим указанием на «узы» (2Пет 2:4; Иуд 1:6).

Трудно точно определить, что это за «узы»; недавние исследования отрывков, подобных приведенным выше, а также 1Пет 3:19; 1Пет 4:6 показали, что данная бездна — это, скорее всего, не синоним ада. Более вероятно, что это место, в котором заключены злые духи. В Рим 10:7, с другой стороны, этот термин обозначает могилу, сошествие в которую противопоставляется вознесению на небеса. Павел вольно использует содержание Втор 30:12-13. Максимальное количество упоминаний о бездне приходится на Книгу Откровение. В бездне сидит саранча (Откр 9:1-11); там пребывает князь подземного мира по имени «Аваддон», или «Губитель» (Откр 9:11); а также «зверь», или антихрист (Откр 11:7; Откр 17:8).

Там будет заключен на 1000 лет сатана (Откр 20:1,3).

При изучении понятия «бездна» в Откровении следует отметить следующие особенности. Во-первых, она находится полностью под контролем Бога. Ангелу «дан был... ключ откладязя бездны» (Откр 9:1); зверь «выйдет из бездны, и пойдет в погибель» (Откр 17:8).

Сатана будет схвачен, скован, брошен в нее и заперт там (Откр 20:2-3).

Во-вторых, с самого начала она предназначена для вечной погибели. После того как ее отворили, «вышел дым из кладязя, как дым из большой печи» (Откр 9:2).

Хотя бездна — это не место мучений (в отличие, например, от «озера огненного», Откр 20:10-15), в конце она будет заменена на место вечной погибели (Откр 17:8).

Наконец, это место, противоположное небу, и из него исходит всяческое зло. Такое значение образа сохраняется во всей Книге Откровение, в которой рассказывается, как змий (Откр 12:9) и зверь пытаются захватить власть, принадлежащую одному Богу. Как небеса — источник всего доброго, так бездна — источник всего злого. Смотрите: Откровение Иоанна Богослова.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Нюстрема Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter