Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Безгрешность Иисуса Христа

Безгрешность Иисуса Христа

(Sin lessness of Christ) Писание не оставляет сомнений в том, что Христос должен считаться безгрешным. Он назван совершенным во всех отношениях Сыном Бога. Его человеческая природа свята и безгрешна. Об этом говорится неоднократно, явно и однозначно. Павел утверждает, что Христос «не знал греха» (2Кор 5:21).

Петр пишет, что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет 2:22) и называет Его «праведником» (1Пет 3:18).

В Послании к евреям сказано, что Христос — «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр 7:26).

Иаков называет Его «Праведником» (Иак 5:6), а Иоанн утверждает, что «в Нем нет греха» (1Ин 3:5).

В евангелиях и апостольских проповедях Иисус неоднократно описывается как Святой Сын Бога, Святый Божий, Святой и Праведный (Лк 1:35; Ин 6:69; Деян 3:14).

Иисус был способен твердо спросить Своих врагов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин 8:46).

На протяжении всей Своей жизни Он являл пример святого самосознания. Много раз упоминается о том, что Он был исключен из неправды греха и неповиновения. Он соблюдал закон во всей его полноте, во всех нюансах и в каждой его букве (Рим 10:4; Евр 4:15).

Жена Пилата считала Иисуса праведником, и сам Пилат называл Его невиновным (Мф 27:19 4).

Даже Иуда понимал, что согрешил, «предав Кровь невинную» (Мф 27:4).

Вопрос безгрешности Христа связан не только с тем фактом, что Он не совершил ни одного греха. В этом есть более глубокое богословское значение, связанное с вопросом: был ли Христос вообще способен грешить? Мог ли Он согрешить? Богословы, отвечая на этот вопрос, говорят либо о безгрешности Христа (Его неспособности грешить), либо, напротив, о Его способности грешить (хотя сознательно Он этого не делал).

Сразу же возникает связанная с этими теориями проблема. Если Христос не был способен согрешить, как Он мог быть искушаем (а в Писании много сведений об искушениях Иисуса)? Если же Христос мог согрешить, хоть и не сделал этого, значит ли это, что Бог может грешить (потому что Христос во всех отношениях представляет Собой Сына Божьего, вторую ипостась Троицы)? Нет смысла говорить, что Иисус мог бы согрешить по Своей человеческой природе, а не по природе божественной, потому что в таком случае мы пренебрегали бы нерасторжимой цельностью личности Богочеловека. Мы не можем отделять человеческую природу от божественной, как будто бы Его человеческая сторона могла действовать отдельно от божественной. Такими, в частности, были заблуждения еретиков-несториан. Что бы ни делал Сын Божий, Он делает это в целостности, как Бог и как человек. По сути нет противоречия между тем, чтобы быть искушаемым и быть неспособным согрешить. Конечно, нам трудно представить себе, как такое возможно. и трудно потому, что мы — грешники и по своему опыту знаем, что такое зло. Личность Христа была совершенно уникальна; мы не можем представить себе, насколько реальны были для Него искушения дьявола в пустыне и на протяжении всей Его жизни (Лк 22:28, Лк 22:39-46), хоть Он и не мог на самом деле согрешить. Вероятно, вам поможет следующий пример. Давайте представим себе совершенно неприступную крепость, которая не может быть захвачена врагом, пока ее защищают. (Позвольте нам, ради нашего примера, не принимать во внимание те невиданные разрушительные силы, которыми мы сегодня располагаем.) Хотя крепость невозможно взять приступом и она на самом деле неприступна, пока ее защищают, это не мешает врагу осадить ее и яростно атаковать. Так же дело обстоит с реальностью искушений Христа и Его неспособностью грешить как Святого Божьего Сына. Его искушения были реальны. Поэтому «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4:15-16).

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter