Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Библия: Богодухновенность

Библия: Богодухновенность

(Bible, inspiration of) Богословский термин, означающий влияние Бога на авторов Писания, позволяющее им передать Его откровения в своих произведениях. Сама Библия говорит, что является богодухновенным текстом. «Все Писание богодухновенно» (2Тим 3:16).

Если перевести эту фразу более близко к тексту оригинала (греческому), она будет звучать так: «Все Писание вдохновлено Богом» (NIV).

Это значит, что каждое слово Библии исходит от Бога. Люди только записали эти слова. Апостол Петр утверждал это, когда писал, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1:20-21). «Изрекали его Божии человеки». Эта короткая фраза — ключ к пониманию того, как возникла Библия. Тысячи лет тому назад избранные Богом люди — такие, как Моисей, Давид, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил 1— принимали Его слова и записывали их. Их записи стали книгами ВЗ. Почти 2000 лет тому назад Бог избрал других людей — таких, как Матфей, Марк, Лука, Иоанн и Павел, — чтобы сообщить Свое новое послание о спасении через Иисуса Христа. То, что они написали, стало книгами НЗ. Бог сообщал Свои слова этим людям разными способами. Обычно авторы НЗ получали послания непосредственно от Бога. Моисею были даны десять заповедей, высеченные на камне, когда он был с Богом на горе Синай. Давид, писавший псалмы, получил божественное откровение и описал некоторые события, которые свершились 1000 лет спустя в жизни Иисуса Христа. Бог в точности сообщал Своим пророкам — таким, как Исаия и Иеремия, — что им написать; поэтому то, что они писали, было словом Бога, а не их собственным. Вот почему многие пророки ВЗ часто повторяют: «Так сказал Господь». (Это утверждение встречается в ВЗ более 2000 раз.) Другим пророкам, таким, как Иезекииль и Даниил, Бог сообщал информацию через видения и сны. Они точно записали то, что видели, поняли они это или нет. Другие авторы ВЗ, такие, как Самуил и Ездра, под руководством Божьим описали события истории Израиля. Через четыреста лет после того, как была написана последняя книга ВЗ (Малахия), Сын Божий Иисус Христос пришел на землю. Он подтверждал богодухновенность писаний ВЗ (см. Мф 5:17-19; Лк 16:17; Ин 10:35).

Более того, Он часто указывал на некоторые отрывки ВЗ как на предсказания событий Своей жизни (см, Лк 24:27,44).

Авторы НЗ также подтверждали богодухновенность ветхозаветного текста. Апостола Павла Бог побудил написать: «Все Писание богодухновенно». Он имел в виду конкретно ВЗ. Петр утверждал, что пророки ВЗ писали под воздействием Святого Духа, говорящего от имени Бога.

НЗ также является богодухновенной книгой. Перед тем как покинуть землю и вернуться к Своему Отцу, Иисус сказал ученикам, что пошлет к ним Святого Духа. Он сказал, что одной из функций Святого Духа будет напоминать им обо всем, чему научил их Иисус, и наставлять в новых истинах (см. Ин 14:26; Ин 15:26; Ин 16:13-15).

Святой Дух помогал авторам евангелий вспоминать точные слова Иисуса и наставлял авторов других частей НЗ. Влияние Духа на авторов евангелий началось не в тот момент, когда они поднесли ручку к папирусу; оно началось тогда, когда ученики Матфей, Петр (за которого пишет Марк) и Иоанн были просвещены благодаря своим встречам с Иисусом Христом, Сыном Божьим. Пребывание с Ним навсегда изменило жизнь апостолов, запечатлев в их душах незабываемый образ явленного Богочеловека, Иисуса Христа. Вот о чем говорит Иоанн во вступлении к своему Евангелию: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин 1:14).

Это «мы» относится к очевидцам славы Иисуса — апостолам, которые провели с Ним три года. Об этих воспоминаниях Иоанн говорит также во вступлении к своему первому посланию: «Мы слышали... видели своими очами... осязали руки наши» (1Ин 1:1-2). и в Евангелии, и в Послании глаголы имеют совершенную форму, которая указывает на действие, совершившееся в прошлом, но влияющее на настоящее. Иоанн никогда не забудет эти прошлые встречи с Иисусом; ученики жили с Ним, пребывали с Ним, вдохновляемые Его Духом, пока — много лет спустя — Он не написал через них евангелия. То же самое можно сказать и о Матфее, который написал важное Евангелие, и о Петре, который фактически предоставлял информацию Марку. Лука не видел Христа лично, но его Евангелие основано на рассказах очевидцев (Лк 1:1-4).

Богодухновенность посланий также основана на встречах их авторов с живым Христом. Самый выдающийся автор посланий, Павел, неоднократно повторяет, что его вдохновение и последующее служение были следствием встречи с воскресшим Христом (см. например, 1Кор 15:8-10).

Петр также утверждает, что его произведения основаны на опыте общения с живым Христом (см. 1Пет 5:1; 2Пет 1:16-18).

Также и Иоанн говорит, что видел, слышал и ощущал воплощенного Бога (см. 1Ин 1:1-4).

Иаков и Иуда не делают такого заявления непосредственно, но они были братьями Иисуса, которые обратились, увидев воскресшего Христа (по поводу Иакова это известно точно — см. 1Кор 15:7, по поводу Иуды — предположительно, см. Деян 1:14), так что их также вдохновляют встречи с живым Христом. Таким образом, все авторы посланий (возможно, за исключением автора Послания к евреям, имя которого точно неизвестно {хотя в синодальном переводе автором назван Павел}) были знакомы с живым Христом. Эти отношения дали им возможность написать книги, ставшие частью канона НЗ. Это отличает их от всех остальных, независимо от качества произведений. Авторы посланий НЗ писали под вдохновением Духа. Павел указывает, что Дух обучает всех апостолов НЗ, что им говорить. Авторы НЗ произносят не «от человеческой мудрости изученные слова», а «изученные от Духа Святого» (см. 1Кор 2:10-13).

Тому, что они написали, их научил Дух. Например, когда апостол Иоанн понял, что Иисус Христос пришел, чтобы дать людям жизнь вечную, Святой Дух научил его, как выразить эту истину разными способами. Читатель Евангелия от Иоанна находит там разные выражения, относящиеся к Иисусу как дающему жизнь: «в Нем была жизнь», «источник воды, текущей в жизнь вечную», «хлеб жизни», «свет миру», «воскресение и жизнь» и т. д. (см. Ин 1:4; Ин 4:14; Ин 6:48; Ин 8:12; Ин 11:25; Ин 14:6).

Когда апостол Павел увидел Божественность Христа во всей полноте, Дух внушил ему такие формулировки, как «в Нем обитает вся полнота Божества телесно», «богатства совершенного разумения» и «неисследимое богатство Христово» (см. Кол 2:2,9; Еф 3:8).

Дух наставлял авторов, но они использовали свой собственный словарный запас и стиль, чтобы выразить мысль Духа. Поэтому Писание можно рассматривать как результат сотрудничества Бога и людей. Богодухновенность Писания не механическая — Бог не использовал людей в качестве машин для записи божественных изречений. Напротив, Писание вдохновлялось Богом, но писалось людьми. Поэтому Библия — произведение и божественное, и человеческое в полном смысле этих слов.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter