Тот факт, что Апокалипсис Иоанна упоминается и среди homologoumena, и среди вымышленных antilegomena, указывает на противоречивое отношение ранней церкви к этому произведению. книги НЗ стали каноном христианской литературы. Критерии отбора книг для иудейского канона (ВЗ) неизвестны, но явно связаны с их ценностью для каждодневной жизни и поклонения народа. Критерии отбора книг НЗ связаны, согласно авторам ранней церкви, с их «апостоличностью». Подобно книгам ВЗ, они собирались и хранились поместными церквями и использовались для поклонения и авторитетного наставления христиан. Формирование канона было длительным процессом, а не разовым событием; для завершения этого процесса во всех районах Римской империи потребовалось несколько сотен лет. Поместные каноны послужили основой для сравнения, и на их основании возник общий канон, по сей день существующий в христианстве, хотя в некоторых восточных церквях НЗ несколько короче, чем принято на Западе. Иудеи, как и христиане, верят, что Божий Дух неким провиденческим образом участвует в создании и сохранении Слова. Канон Ветхого Завета. Названия Ветхий Завет в иудейской литературе нет. Иудеи предпочитают называть свое собрание Писания ТАНАХ (TANAK) — акроним, образованный из первых букв слов Torah (Закон), Nevi’im (Пророки) и Kethubim (Писания).
В Лк 24:44 используется выражение «закон Моисеев, пророки и псалмы» (как первая книга в разделе Писаний из Еврейской Библии).
Христиане называют свое собрание Писания Новым Заветом; завет — соглашение, заключенное Богом с Авраамом и патриархами, которое было повторено Христом Его апостолам (Мф 26:28).
Христиане I века считали, что их новый завет со Христом (1Кор 11:25) является продолжением более раннего, заключенного с патриархами (Еф 2:12), о котором писали пророки (Иер 31:31-34), поэтому этот прежний завет получил название «первого» (Евр 8:7-13; Евр 9:1,15,15-22) или, в последующие столетия, ВЗ. Термины «Ветхий» и «Новый» еще не употребляются отцами церкви I — и веков или апологетами начала — середины II века, но во второй половине II века они уже возникают у Юстина Мученика («Диалоги» 11:2), Иринея («Против ересей» 4.9.
1) и Климента Александрийского («Строматы» 1:5).
У этих авторов данное выражение относится скорее к самим заветам, чем к книгам, в которых они описываются, хотя, вероятно, такой перенос мог возникнуть. Термин «канон» не используется ни в ВЗ, ни в НЗ по отношению к иудейскому Писанию. Идея ограничения, присущая этому слову, не соответствовала природе религиозного авторитета в иудейской религии на протяжении тех тысячелетий, когда писались книги ВЗ. Только Тора считалась книгой, к которой нельзя ничего добавлять и из которой нельзя ничего выкидывать (Втор 4:2).
Иудейская религия существовала на протяжении 1000 лет, от Моисея до Малахии, не имея замкнутого канона, то есть жесткого списка авторитетных книг. Никогда в своей истории народ ВЗ не имел всех 39 книг ВЗ. Неизвестно, когда сформировался замкнутый канон. Хотя раввины Иамнии поднимают вопрос религиозной авторитетности через 20 лет после падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., первый список из 39 книг был составлен Мелитоном из Сардиса ок. 170 г. по Р.Х. В этот список не были включены книги, созданные после времен Малахии, если не считать, что Книга Даниила должна датироваться II веком до Р.Х. Пророки и Писания всегда считались второстепенными в сравнении с Законом. Их составление и сбор были скорее процессом, чем разовым событием в жизни народа Израиля, и они считались в основном рассказом об отклике народа на Закон, который был так свят, что хранился (согласно раввинистической традиции: Вавилонский Талмуд, Бава Батра 14а;
смотрите также Cairo Damascus Document 5.
2) в ковчеге завета, который находился в Святом-святых скинии. Однако во Втор 31:26 Моисей велит левитам положить книгу Закона всего лишь рядом с ковчегом. Тем не менее само нахождение Закона в Святом-святых указывало на его уникальность в сравнении с другими книгами ВЗ.