Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Благовоние

Благовоние

(Perfume) Термин, обозначающий широкий спектр веществ, изготавливаемых из минералов, растительных масел и корней, которые с древнейших времен использовались как духи или для получения приятных ароматов в светских и религиозных целях. В Библии упоминается множество благовоний, в том числе алоэ, ладан, стиракс, бальзам, бдолах, кассия, корица, ливан, смола, смирна, нард, ароматный тростник, специи, мирра и так далее. Должно быть, благовониями активно торговали с такими странами, как Аравия (ливан, смирна), Индия (алоэ, нард), Цейлон (корица), Персия (халван) и Сомали (ливан).

В Библии есть несколько упоминаний о тех, кто торговал этими товарами; например, арабские купцы (измаильтяне), которые отвезли Иосифа в Египет (Быт 37:25), караваны царицы Савской (3Цар 10:10), торговцы из Савы и Раемы, которые привозили специи в Тир (Иез 27:22).

В Библии несколько раз упоминаются и те, кто делал благовония. Например, Веселиил готовил миро для священного помазания и курение для скинии (Исх 37:29).

Миро для священного помазания представляло собой смесь из четырех ингредиентов (Исх 30:22-25): смирны, корицы, ароматного тростника и кассии, разведенных оливковым маслом. После изгнания в обязанности некоторых священников входило смешение благовоний для воскурения (1Пар 9:30), а среди тех, кто помогал Неемии восстанавливать стену, упоминается парфюмер (Неем 3:8 {«Гараккахима», буквально «сын парфюмера»}).

Современные раскопки показали, что в те времена существовало множество косметических сосудов и приспособлений, хотя, что довольно странно, в Библии об этом говорится мало (Ис 3:20; Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37).

Упоминание о том, что существовали алебастровые сосуды, подтверждается данными об их использовании в Египте и археологическими сведениями. В некоторых древних городах Палестины было найдено множество маленьких красиво украшенных и часто сделанных из алебастра сосудов для косметических снадобий; это небольшие бутылочки для духов и масел; емкости для смешивания косметики. Некоторые из этих предметов были ввезены из других стран, в частности из Египта. Благовония использовались достаточно широко, в виде порошков или масел. Ароматные масла регулярно применялись для умащения тела, чтобы кожа не иссушивалась на солнце (2Цар 12:20; Руфь 3:3).

Упоминается случай, когда царь Ахаз велел одеть, накормить и умастить маслами людей, возвращавшихся домой из плена (2Пар 28:15).

Богачи могли позволить себе «наилучшие масти» (Ам 6:6), хотя такая экстравагантность стоила дорого (Притч 21:17).

Картина, представленная в Библии, дополняется данными из Египта и Месопотамии. В частности, масла и благовония широко применялись в царских дворцах Востока. Разнообразные масла и благовония, источавшие приятные ароматы, применялись регулярно. В Песни песней часто упоминаются подобные масла (Песн 1:3), некоторые из них названы конкретно: нард (Песн 1:11; Песн 4:13-14), миро (Песн 1:12; Песн 3:6; Песн 4:6; Песн 5:1,5), фимиам (Песн 3:6; Песн 4:6), аромат (евр. besem, «бальзам»; Песн 5:13; Песн 6:2; Песн 8:14), хна (Песн 1:14; Песн 4:13), ароматные порошки (Песн 3:6), шафран (Песн 4:14), аир и корица (Песн 4:14).

В других местах Библии тоже упоминаются разные благовония и масла (3Цар 10:2,10; 4Цар 20:13; Притч 27:9; Ис 3:23).

Благовония наносили на одежду (Пс 44:9; Песн 4:11) и разбрызгивали на ложе (Притч 7:17).

Благовония и специи играли также важную роль в погребальных обрядах. Их использовали для бальзамирования (Быт 50:2-3), а иногда разбрызгивали или сжигали на похоронах (2Пар 16:14).

Никодим принес смесь мирра и алоэ, чтобы умастить тело Иисуса (Ин 19:39-40).

На похоронах Ирода Великого 500 рабов несли специи (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» 17.8.3).

Помимо личного использования благовоний, широкий ряд масел и курений применялся также в богослужении. Священное миро помазания использовалось для помазания скинии и ее убранства, а также для посвящения священников по чину Аарона (Исх 30:22-25; Пс 132).

Интересные предписания для парфюмера, изготовляющего священное масло, приводятся в Исх 30:34-35. Ингредиенты, которые здесь упоминаются, были широко известны и в Израиле, и в других местах Древнего Востока. В НЗ в ряде случаев благовония употребляются в переносном смысле. Христос принес в жертву Самого Себя как воскурение для Бога (Еф 5:2).

Павел называет дары филиппийцев благовонным приношением (Флп 4:18), а молитвы святых сравниваются с чашей ладана (Откр 5:8).

Смотрите также: елей; косметика; ладан; масть; парфюмер.

* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter