Библия » Словари » Большой Библейский Словарь

Бог

Бог

Бытие и атрибуты (GOD, Being and Attributes of) Атрибуты представляют собой неотъемлемые качества Бога, явленные в Писании и в деяниях Бога в библейской истории. Эти характеристики в равной мере свойственны Отцу, Сыну и Святому Духу. Качества Бога все полнее и богаче проявляются по ходу истории искупления Божьего творения. Согласно Библии, все творение свидетельствует о Божественности и вечной власти Бога (Пс 18:2-7; Рим 1:20).

Божье провидение также демонстрирует некоторые из Его атрибутов (Мф 5:45; Лк 6:35; Деян 14:16-17; Деян 17:22-31).

Самое полное откровение Божьих качеств наблюдается в искупительных деяниях Иисуса Христа. Как в Писании говорится о качествах Бога? Во-первых, через имена, которыми Бог называет Себя (Быт 1:1; Быт 2:4; Быт 17:1; Исх 3:6, Исх 3:14-15; Исх 6:2-5).

Некоторые Божьи качества скрыто представлены в таких библейских повествованиях, как рассказы о сотворении мира, грехопадении, потопе, вавилонской башне и исходе, а также о многочисленных заветах, заключенных Богом с Его народом. Израилю Он представился как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3:15).

Фараону Он назвался «Богом Израиля» или «Богом Евреев» (Исх 5:1-3).

К тому моменту, когда народ Израиля достиг горы Синай, откровение Божьих качеств в библейском повествовании стало более явным: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх 34:6-7).

Это определение с некоторыми вариациями повторяется и в других местах (Чис 14:18; Неем 9:17; Пс 102:8; Иер 32:18; Иов 4:2).

Подразделы статьи

Атрибуты Бога
Несообщаемые атрибуты
Сообщаемые атрибуты Атрибуты Бога. В ранних христианских исповеданиях веры упоминаются различные атрибуты Бога, но не уточняется, что это именно Его атрибуты, и они никак не классифицируются. В Кратком Вестиминстерском катехизисе

(1647) появляется тенденция к классификации, и Бог там описывается как «Дух, бесконечный, вечный и неизменный в Своем бытии, мудрости, могуществе, святости, справедливости, благости и правде». Первые четыре качества служат основой для последующих. Предлагалось несколько способов классификации атрибутов Бога. Обычно в таких схемах божественные качества делят попарно: позитивные и негативные, природные и моральные, абсолютные и относительные, имманентные и эмманентные, непереходные и переходные, статичные и действующие, антитетические и синтетические, несообщаемые и сообщаемые. Римско-католическая церковь предпочитает различать качества негативные и позитивные, или природные и моральные. Лютеране обычно склонны делить их на статичные и действующие. Реформаты и евангельские христиане различают сообщаемые и несообщаемые атрибуты. Карл Барт группировал атрибуты по принципам свободы и любви, и соответствующие пары отражали у него свободу-любовь или любовь-свободу. Несмотря на то что группы атрибутов называют по-разному, названия самих атрибутов, входящих в группы, поразительным образом совпадают. В данной статье мы разделяем атрибуты на сообщаемые и несообщаемые, однако саму эту классификацию не считаем принципиально важной, поскольку никакая человеческая классификация Божьих качеств не может быть признана полностью удовлетворительной. Несообщаемые атрибуты Бога указывают на Его полную непохожесть, трансцендентное величие и возвышенную природу. Эти качества (иногда их также называют непередаваемыми) имеют мало общего или вовсе ничего общего не имеют с качествами творения, они не передаются от Бога к творению, людям. Сообщаемые же атрибуты Бога, наоборот, отражаются в какой-то степени в Божьем творении. Эти качества указывают на имманентность Бога по отношению к людям, Его творению (на их общность).

Однако в полной мере данные качества свойственны только Богу (никогда не следует забывать о разнице между Богом и человеком как между Творцом и творением).

Несообщаемые атрибуты. Признавая существование некоторых расхождений во мнениях среди богословов, мы, тем не менее, можем перечислить здесь следующие несообщаемые качества Бога: единственность, духовность, независимость, неизменность, вечность и бесконечность. Кроме того, нередко в этот список Божьих качеств включается еще и непостижимость. Однако обычно непостижимость трактуется как неспособность человека полностью понять Бога, а следовательно, непостижимость не является качеством Бога, хотя о ней говорится при каждом обсуждении Его качеств. Откровение Божье познается истинным образом только в вере, и ни одно творение не способно понять Творца. Подобным же образом, никто не может полностью понять какой-либо из атрибутов Бога. Признанием непостижимости Бога обуславливается смирение, с которым люди должны судить о Боге и Его качествах (Пс 138:6; Пс 144:3; Ис 40:28; Ис 55:8-9; Мф 11:25-27; Рим 11:33-36; 1Кор 2:6-16; 1Кор 13:8-13).

Единственность Бога (монотеизм) находит свое выражение в факте, что Бог Писания — это единственный живой, истинный Бог (Втор 6:4; Мк 12:29; Ин 17:3).

Других таких нет. Все остальные боги — это идолы или измышления человеческого воображения. Это качество отражено в первой заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх 20:3).

Духовность Бога означает, что Бог — не физическое существо, Он невидим. Люди не могут видеть невидимого Бога (Исх 33:20), поэтому вторая заповедь запрещает делать Его изображения (Исх 20:4).

Так как Бог — Дух, Ему следует поклоняться в Духе и истине (Ин 4:24).

В положительном же плане этот атрибут свидетельствует о том, что Бог — живая личность, обладающая самосознанием и волей. Независимость Бога (Его существование в Самом Себе) значит, что Он не зависит ни от чего, что существует вне Его. Он самодостаточен в Своем бытии, в Своем промысле и во всех Своих деяниях. Бог «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин 5:26), Он дает «всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:25).

Израилю Он представился как «Сущий» (Исх 3:14), и народ Израиля стал принадлежать Ему по завету. Бог продолжает вершить Свою волю в мире, и, хотя Он использует разные средства, Его независимости ничто не угрожает. Он вступает в общение со Своим народом завета и распространяет Благую Весть посредством людей. Неизменность или постоянство Бога значит, что Он не изменяется и всегда верен Себе, Своему промыслу, Своим обещаниям и деяниям. Он вечно остается тем же самым верным Богом, и ничто внешнее не способно Его изменить. Так, в Иак 1:17 мы читаем: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Божья клятва Аврааму отражает Его неизменность, так что народ завета мог быть уверен в «непреложности Его воли» (Евр 6:17).

Самуил говорил царю Саулу, что «не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар 15:29; смотрите также Чис 23:19). «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал 3:6).

Этим Бог объясняет, почему не уничтожил грешную Иудею; Он милосерд и соблюдает Свой завет. Так как «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же», христиане не должны увлекаться «учениями различными и чуждыми» (Евр 13:8-9).

Неизменность или постоянство Бога не означает, что Он статичен или неподвижен. Он — динамичный, любящий Бог, Который постоянно действует (Ин 5:17).

Иногда в Библии говорится, что Бог раскаивается, сожалеет или изменяет Свое мнение (Быт 6:6-7; 1Цар 15:11; Иов 3:10).

Однако в данных контекстах эти образные выражения все-таки указывают, скорее, на постоянство Бога, Который в Своей святости и правде ненавидит грех и всегда выступает против него. В Своей благодати и милости Он прощает кающихся и неизменно выполняет Свои обещания (Пс 109:4; Ис 46:10; Иер 18:7-10; Еф 1:11).

Итак, постоянство Бога имеет значение во всех отношениях людей с Ним, в том числе и в молитвенных просьбах. Вечность Бога указывает на Его трансцендентность по отношению ко времени. Он — безвременный и существует всегда. У Него нет начала и конца; Он не растет, не развивается, не переходит в новое состояние и не наполняется новым содержанием. Он существовал до сотворения этого мира; Он пребывает в вечности; Он будет существовать вечно и тогда, когда закончится история земли. В Писании говорится, что Бог «вечен» (Втор 33:27), Он — «Царь нетленный» (1Тим 1:17), «начало и конец» (Откр 22:13).

Он — «вечно Живущий» (Ис 57:15), лета Его «не кончатся» (Пс 101:28; см. 2Пет 3:8).

Хотя Бог выше времени, время — Его творение, и дела Бога осуществляются в истории, то есть во времени. Например, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал 4:4), Который умер в пятницу и воскрес на третий день. Бесконечность и вездесущность Бога указывают на Его превосходство над пространством. Бог наполняет небеса и землю (Иер 23:23-24).

Небеса — Его престол, а земля — подножие престола, Он не ограничен зданием храма (Ис 66:1; Деян 17:24).

Бог имманентен по отношению к сотворенному миру, Он наполняет мир и активно действует для установления Своего Царства. Никто не может укрыться от вездесущего Бога (Пс 138:6-12).

Иисус обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20).

С момента Пятидесятницы (Деян 2) Святой Дух действительно и повсеместно пребывает в телах верующих (1Кор 6:19).

Сообщаемые атрибуты. Многие качества Бога можно отнести к этому разделу, хотя иногда бывает трудно решить, что из сказанного о Боге в Библии следует признать Его атрибутами. В Писании содержится множество разных терминов, большая часть которых — синонимы. Для удобства сообщаемые атрибуты (качества) часто подразделяют на интеллектуальные, моральные и волеизъявительные. Интеллектуальные атрибуты. Ведение Бога — это Его уникальные познания о Себе и всех вещах, которые существуют и могут существовать. Всеведение значит, что Он «знает все» (1Ин 3:20). «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс 138:4).

Бог знает даже сокровенные сердечные помыслы человека. Его праведный суд основан на том факте, что Он «знает мысли человеческие» (Пс 93:11).

Автор псалма признает, что всеведение Божье непостижимо, но находит в нем утешение (Пс 138:1-5).

Все «сокровища премудрости и ведения» скрыты во Христе (Кол 2:3); поэтому христиане должны во всем повиноваться Христу (2Кор 10:5).

Освящение христиан включает в себя обновление их знаний, в результате чего они становятся подобны Христу (Кол 3:10).

Мудрость Бога означает, что Он использует Свои знания наилучшим образом, чтобы достичь Своей цели. Божьи деяния разнообразны, но все они мудры (Пс 103:24). «Господь премудростию основал землю» (Притч 3:19); Его промысел свидетельствует о Его мудрости (Быт 50:20).

Искупление через Иисуса Христа являет Божью мудрость (1Кор 1:24), вызывает трепет и побуждает к восхвалению (Рим 11:33-36).

Людям следует искать мудрости (Притч 3:21) — а она коренится в страхе Божьем (Иов 28:28; Пс 110:10; Притч 9:10).

Христиане «мудры во Христе» (1Кор 4:10), и Христос помогает им действовать мудро (Мф 10:16), таким образом способствуя прославлению Божьей мудрости. Божья правда (истина) показывает, что Он всегда правдив и на Него можно положиться. Он — истинен и всегда верен Себе, Своему Слову и Своим обещаниям (2Тим 2:13). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1:5); поэтому Его последователи должны ходить в свете (1Ин 1:6-7).

Иисус есть «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6); вот почему христиане должны ходить в истине и жить по правде. Моральные качества. Самая сложная для описания особенность морального характера Бога — это Его благость. Бог щедр и добр ко всем сотворенным существам. Он «благ... ко всем» (Пс 144:9).

Иисус настаивал на том, что «никто не благ, как только один Бог» (Мк 10:18; Лк 18:19).

Искупленные славят Бога за Его благость (1Пар 16:34; 2Пар 5:13; Пс 105:1; Пс 106:1; Пс 117:1; Пс 135:1; Иер 33:11), но кроме того они должны подражать этому божественному качеству (Мф 5:45; Лк 6:27-36).

Божья любовь — самая суть Благой Вести. Совершенная любовь исходит от всех ипостасей Троицы (Ин 3:35; Ин 17:24).

На горе Синай Бог явил Себя как Бога любви и преданности (Исх 34:6-7), и все Его отношения завета с потомками Авраама свидетельствуют о Его любви. Основным проявлением Божьей любви было то, что Он послал нам Своего Сына, Иисуса Христа (Ин 3:16).

Апостол Иоанн, который говорил, что «Бог есть любовь», упоминает о кресте, чтобы указать на истинное значение этой любви: «Послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин 4:8,10).

Божья любовь, явленная недостойным грешникам, называется благодатью (Еф 1:6-8; Еф 2:7-9; Тит 3:4).

Милосердие — это Божья любовь (а часто и Его благость), явленная тем, кто оказался в беде. Бог долготерпелив в Своей любви; Он дает время для раскаяния. Святость Бога указывает на Его моральную чистоту и превосходство. Описание святости Иисуса может быть отнесено ко всем ипостасям Троицы: «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр 7:26).

Основная идея святости — отделенность. По причине присущей Ему святости Бог отличается от творения, которое нечисто. Только Бог свят; Его имя свято, потому Его и называют «Святым» (Пс 77:41; Пс 88:19; Пс 98:3,9; Пс 110:9; Ис 12:6; Иер 51:5; Откр 15:4).

Ангелы прославляют Божью святость (Ис 6:3; Откр 4:8).

Предметы, места и люди считаются святыми, когда они выделены для поклонения Бога. Так как Бог свят, Его народ тоже должен быть святым (Лев 11:44-45; Лев 19:2; 1Пет 1:14-15).

Бог воспитывает Свой народ, чтобы люди разделили с Ним Его святость (Евр 12:10).

Святость Бога — очень важная тема Писания, поэтому иногда ее (ошибочно) считают основным Божьим атрибутом. Волеизъявительные атрибуты. Божья всевышняя власть означает, что Он правит всем творением по Своей воле. Бог — Царь творения, Ему принадлежит власть над судьбой людей и народов. Он восстанавливает Свое Царство при посредничестве Иисуса Христа; воскресший Господь явил, что власть на небе и на земле принадлежит Ему (Мф 28:18).

Избрание ко спасению во Христе происходит «по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф 1:11).

Всевышняя воля Бога, хоть она и свободна, не является произволом; она праведна и свята. Бог сотворил мир и дал ему закон, согласно которому люди должны жить; Он заключает заветы, благословляет и судит. Бог — «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6:15); Он призывает всех Своих подданных к повиновению и любви (Втор 6:4-5; Мф 22:37-40; 1Ин 5:3).

Могущество Бога как властителя значит, что Его силы неограниченны; Он — всемогущ (Откр 4:8).

Своим словом Он сотворил все и поддерживает вселенную «словом силы Своей» (Евр 1:3).

Не существует ничего, что было бы слишком трудно для всемогущего Господа Бога (Быт 18:14; Иер 32:27; Мф 19:26); Он соблюдает Свой завет благодати и исполняет все обетования (Лк 1:37; 2Тим 2:13; Евр 6:18).

Благая Весть — это «сила Божия ко спасению» (Рим 1:16), потому что Христос — это «Божия сила», которая спасает (1Кор 1:24).

Следовательно, верующие должны познать, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф 1:19-20).

Божья слава. Атрибуты Бога упоминаются в Писании, когда там говорится о славе Бога. Этот термин обозначает величие, великолепие, красоту и сияние Бога, пребывающего в недостижимом свете. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму (Деян 7:2).

Бог явил Свою славу Моисею (Исх 33:18-19; Исх 34:6-7).

Бог Господа Иисуса Христа — Отец славный (Еф 1:17).

Небеса провозглашают славу Божью (Пс 18:1); величие и слава Бога наполняют небеса и землю (Пс 8:2).

Когда все признают Иисуса Господом, это будет во славу Бога Отца (Флп 2:11).

Люди сотворены во славу Божью, и христиане должны делать все во имя прославления Бога (1Кор 10:31), чтобы эта слава отражалась и в их жизни.

* * * * *
В других словарях: Брокгауза Никифора Нюстрема Гёце Вихлянцева
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
← Бобы